Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
презентация к уроку русского языка (8 класс) на тему

Кульмухаметова Эльвира Бикьяновна

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предложения по параграфу 29 "Характеристика человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok.doc50 КБ
Office presentation icon vneshnost_i_har.ppt943.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кульмухаметова Эльвира Бикьяновна

Учитель русского языка и литературы 1 категории

с.Ишей  Баймакского района Республики  Башкортостан.

Разработка открытого урока по русскому языку.

8 класс

Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

Цели урока:

1. Образовательные

систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения;  учить видеть, наблюдать,  учить их умению отделять существенное от несущественного.

подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

2. Развивающие:

развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

3.Воспитательные: повышать   речевую культуру школьников, воспитать  в них чувства уважения, толерантности.

Оборудование: фотографии, портреты людей; героев из литературных произведений, компьютерная презентация .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на  нашем уроке  присутствуют  гости. Давайте пожелаем и гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас!Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

А сейчас открыли тетради  записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.Спину держим прямо.

2. Вступительное слово учителя.

- И запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

(Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001). )

На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть  портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать  выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.

2.Упражнение в учебнике 164 :

  А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

  Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

  В) Спишите, ,подчеркните второстепенные члены.

   Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

3. Работа над основной частью урока:

Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.) Правильно ли это?Давайте убедимся в этом.

  Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика.Поделитесь со своим впечатлением.

-  Какой этот мальчик?

(Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).

 -Здесь, ребята , , т.е. такой, который часто смеется и его легко рассмешить.

- Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?

-  Из чего видно, что он смешливый?

 (Запишите  в тетради словосочетания смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый:смешной вид- смешливый характер)

-В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?

-«Веселый» же – это более узкое понятие, чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит и веселый, и бодрый, и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?..

-Запишем также : веселый ,жизнерадостный, бодрый, энергичный

- Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере?..

 -В тот момент ему, конечно, было весело.

-Что заставляет нас так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза.(в двух столбиках напишем портретную лексику:Существенные ,несущественные)

существенные

несущественные

Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?

- Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?

-Опишите мальчика (письменно )

(У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «татарские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)

 -А разве все люди так смеются?.. А какие люди смеются так?.. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?

 Значит, Генка очень любит посмеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, когда решили, что он веселый.

Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь?.. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)

 А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)

- А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)

 -Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться; а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.

4.Физминутка !!!!!!!!!!

А теперь все  смотрим на следующий портрет

5. Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).

- Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом) 

- Как вы думаете, лицо  у него какое, какое состояние выражает оно? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)

-Какие существенные детали говорят об этом?( нахмуренные брови, складки на лбу – видимо, мысли его действительно не самые веселые. О том же, какой он человек, позволяют догадаться: мешки под глазами ,видимо, он мало спит, устает; очень простая одежда, что-то вроде полотняной рубахи; резкие морщины. Это человек, проживший тяжелую жизнь, полную забот.

А какие  несущественные детали?( густые брови, небольшие уши, голый череп, прямой нос )

Продолжим работу над заполнением таблицы понятий «существенное-несущественное»

-Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос после выступления вашей одноклассницы.

- Сейчас  Гулия  вкратце расскажет  вам о Януше Корчаке.

Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята  не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно: высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быт лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.

-А Что важно ?

-Как вы думаете?

-Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?

Это было лирическое отступление.

А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуея.Опишите его.Постарайтесь увидеть  его внутренний мир.

(Дети могут сказать:что у писателя  смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.

 Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.

 Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр. Нужно им объяснить, что смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это идиома, слово смелый здесь употреблено в переносном значении: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд Хемингуэя смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Это гипотетическое знание.

 А вот то, что Хемингуэй смотрит прямо на нас, – это действительно так: это мы знаем точно.)

Вам помогут словарные слова :  (слайд)

 Чтение и  оценивание работ.

6.Подведение итогов урока : Итак, ребята, мы сегодня на уроке активно поработали. Будьте  прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть  у вас хорошего – развивайте. Живите так,  чтобы вам не бросали в лицо:

 «Родилась пригожа, да по нраву негожа»

Оценки:

7 Домашнее задание : Напишите сочинение миниатютру

 «Моя мама»

Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи Описание внешности человека. Внешность и характер.

Слайд 2

Рена́та Мура́товна Литви́нова «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

Слайд 3

Внешность обманчива

Слайд 4

Красота спасет мир… А война начинается из-за стремлений к красоте… Владимир Борисов Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать. Аврелий Августин Всё красивое делается страшно медленно. Георгий Александров

Слайд 5

Генка-фото 1987 года

Слайд 6

смешной вид смешливый характер

Слайд 7

C оставим таблицу; Существенные несущественные Не имеющий существенного значения

Слайд 8

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт

Слайд 9

Хемингуэй – американский писатель

Слайд 10

Лицо. Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками. Глаза, взгляд, взор. Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы. Брови. Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные. Лоб. Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми. Улыбка. Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная. Нос. Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой. Волосы. Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие. Осанка, фигура, рост. Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый. Походка. Медлительная; слегка прихрамывающая. Руки. Мягкие, белые. Одежда. Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван... Общее впечатление, вид, оценка. Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.

Слайд 11

Словарные слова устремлены прямо на зрителя лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей взгляд внимательный волосы седые

Слайд 12

Родилась пригожа, да по нраву негожа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...

Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...

Урок развития речи(2ч) "Природа в представлении русского языка и культуры"

 Анализ концепта "природа" с привлечением высказываний известных ученых,писателей,поэтов,которые необходимы  на уроках РР по русскому языку или  на элективных курсах по...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном ...

2020 Открытый урок «Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона»

Цель урока: формирование и применение навыков связывания музыкальных терминов: темп - размер - метр - ритм в единый метроритмический комплекс....