Отчет по теме самообразования Использование ИКТ на уроках физики
статья по физике на тему

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

С этой проблемой в своё время столкнулась и я. В «Открытой (сменной) коле г. Черемхово» я преподаю информатику и физику в 8-12 кл. Ученики, успешно занимающиеся по информатике и другим предметам, испытывали трудности в физике, не интересовались особо этим предметом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

Использование ИКТ на уроках физики.

Учитель  Стефанцева Н.Г.

2013 - 2014 уч.год

  1. Тема школы: «Развитие школы личностного роста и формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях системно-деятельностного подхода к образовательному процессу».
  2. Тема самообразования учителя: «Использование ИКТ на уроках физики».
  3. Работа над темой начата в сентябре 2011 года.
  4. Работу над темой  заканчивается в 2014 году.
  5. Цель:

создание на уроках и внеурочных мероприятиях благоприятных условий с использованием информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности обучения.

  1. Гипотеза:
  • профессиональный рост учителя
  • совершенствование качества и эффективности обучения физики.
  •  развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально-исследовательской деятельности.
  •  формирование представлений о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики, развитие речи учащихся, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
  • научить школьников понимать явления, объяснять эти процессы с точки зрения физики;
  • сформировать умения применять самостоятельно полученные знания на практике.
  1. Задачи:

1.        Стимулировать мыслительную деятельность, повышать познавательную интерес учащихся. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении физики.

2.        Расширение кругозора учащихся в понимании физических понятий и законов.

3.        Развитие знаний, умений и навыков при решении физических задач различного типа  (качественные, графические, расчётные, экспериментальные и др.)

4.        Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.

5.        Отобрать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования  по физике по разным   темам.

  1. Изученные вопросы:

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

С этой проблемой в своё время столкнулась и я. В «Открытой (сменной) коле г. Черемхово» я преподаю информатику и физику в 8-12 кл. Ученики, успешно занимающиеся по информатике и другим предметам, испытывали трудности в физике, не интересовались особо этим предметом.

Встал вопрос: В чём причина? Как повысить интерес к физике и качество знаний учащихся?

Как увлечь ребёнка, помочь ему накопить как можно больше знаний по предмету, подготовить его к современной жизни, учить применять свои знания  в реальных жизненных ситуациях? Как помочь ребёнку повысить мотивацию учения?

Знакомясь с различной педагогической литературой  и анализируя работу педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, В. А. Крючкова,  В. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, А. П. Лиферова, Е. Ю. Никитиной, И. М. Осмоловской, М. С. Пак, В. М. Сиренко, Н. К. Чапаева и др.),  я остановилась на использовании информационных технологий

предметов на уроке.

Компьютерная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в 3 вариантах:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом опирается на применение компьютера).

Данная технология имеет ряд преимуществ:

  • Обучение носит диалоговый характер;
  • В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения (управляемость);
  • Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Поддерживание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Главной особенностью содержания образования по данной технологии является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей базы информации, мультимедиа, электронные коммуникации (сети).

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом, для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль)
  • Организация внутриклассной активности и координации, инструктаж, расстановка рабочих мест и т.п.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком
  • Подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средств), связь их с предметным содержанием определённого учебного процесса.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

Некоторые учителя сомневаются в реальности достижения целей введения компьютерных технологий и интеграции в школе. Ссылаясь на то, что:

  • компьютеры – это средство отвлечения внимания детей;
  • использование компьютеров в обучении «затупит» подростков: обучающиеся не смогут выполнять простейшие операции (например, арифметические) без использования компьютеров.

На мой взгляд, все эти доводы напрасны. Использование компьютерных технологий и введение интеграции предметов в систему образования является  реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное – она ведёт к повышению качества обучения.

Сейчас я постараюсь это доказать.

1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интеграция позволяет объединить эти фрагменты в одно целое, что помогает ученику увидеть целостную научную картину мира и рассмотреть  явления с нескольких сторон.

2. Проводя интегрированные уроки и уроки с использованием компьютерных технологий, я так же убедилась, что материал урока усваивается  глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения.

3. Форма проведения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у подростков эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный шаг при выполнении какого-либо задания вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них  обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.

Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

При проведении анкетирования среди учащихся 8-12 кл., на вопрос: «Нравятся ли вам уроки с использованием компьютера?» 95%  учащихся ответили, что «да, нравятся».

4. И одной из очень важных  причин использования компьютерных технологий и интегрированных уроков  в школе, на мой взгляд, является то, что:  данные технологии позволяют экономить время, то есть, появляется возможность высвободить учебные часы, которые можно использоваться для углубленного изучения отдельных предметов или сложных тем.

Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На своих уроках  я использую следующие диски (медиатеку):

  1. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум
  2. Живая физика
  3. Открытая физика 1.1
  4. 1С Школа: Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 класс
  5. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика. 7-11 класс»
  6. Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники

За  годы работы над данной темой мной была собрана коллекция интегрированных уроков и уроков с использованием компьютерных технологий.

физика - информатика 

  1. Решение задач по теме «Электрический ток» с использованием языка программирования QBasic (9 кл)
  2. Урок-игра «Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры»
  3. Урок-зачёт по теме «Электрические явления»
  4. Моделирование физических задач по теме «Сила тока и электрическое напряжение» (9 класс)
  5. «Баллистическое движение» (10 кл)
  6. «Законы постоянного тока» (11 кл)
  7. Релейный зачёт по теме «Электромагнитные явления» с использованием MS WORD.
  8. «Путешествие по планетам Солнечной системы" (Обобщающий урок  в 9 кл по теме: «Гравитационные явления») (9 кл)
  9. "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале» (10 кл)
  10. "Абсолютно упругое и абсолютно неупругое взаимодействия" (10 кл)
  11. "Применение векторной графики при изучении световых явлений" (9 кл)
  12. «Обобщение знаний по теме «Силы» с использованием графического редактора Paint» (10 кл)
  13. Решение задач линейной структуры на языке программирования Турбо Паскаль. Электромагнитная индукция.
  14. Интегрированный урок по физике и информатике на тему: Решение задач по теме: «Тепловые явления. Алгоритмы»

http://www.openclass.ru/node/161652

физика - химия

  1. Интегрированный урок по физике и химии "Повторение основ молекулярно-кинетической теории по физике и практическое применение при решении задач по химии"

http://www.openclass.ru/node/99102

  2.   Конспект к интегрированному уроку физики и химии "Строение атома".

http://www.uchportal.ru/load/39-1-0-13695

внеклассные мероприятия:

  1. Игра «Эрудит» по информатике и физике (9 класс)
  2. Внеклассное мероприятие по физике и математике для 8-9 классов "Счастливый случай"

http://www.openclass.ru/node/213910

  1. Брейн-ринг "Физика и лирика"

http://www.openclass.ru/node/102487

  1. Турнир весёлых и смекалистых знатоков математики и физики
  2. Счастливый случай по физике (для учащихся 8-9 классов)
  3. Физический ералаш
  4. КВН по математике и физике

А также разработаны презентации  к урокам.

8 класс- 28 уроков (41%)

9 класс – 22 урока (33%)

  1. класс – к 30 урокам (44%) +презентации к подготовке к ЕГЭ.

  1. Практический выход:
  • публикация в электронном журнале методических материалов

http://www.edukon.ru/material/?mid=12193

http://www.edukon.ru/material/?mid=121938

  •  участие в сообществе учителей физики на сайте «Сеть творческих учителей»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

  • разработка презентаций уроков и внеклассных мероприятий

  1.  Результат:

  1. Изучена литература по теме самообразования
  2. Применяются  ИКТ на уроках физики, обмен опытом с коллегами.
  3. Умение учащихся работать с различными заданиями на компьютере: заданиями на выбор правильного ответа; работать с материалами для презентации своих проектов.
  4. Повышение  качества  преподаваемого предмета (повышение средний  балл  по предмету;  отсутствие  неуспевающих).
  5. Разработаны  программы  по  физике.
  6. Доклады  и  выступления.
  7. Разработан  дидактический  материал.
  8. Разработаны  и  проведены  уроки  с использование ИКТ.
  9. Созданы  комплекты  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

  1.   Вывод:

Применение ИКТ дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления,  которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.

13.06.14 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Применение ИКТ на уроках математики"

Предоставлен отчет по теме "Применение информационных коммуникативных технологий на уроке математики" . Период работы над темой 2009-2012г....

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Отчет по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках географии"

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технол...

Отчет по теме самообразования «Использование компьютерных презентаций на уроках математики в целях повышения степени обученности школьников»

В работе представлены методические приемы использования компьютерных презентаций на различных этапах урока....

Отчет по теме самообразования "Песенный материал на уроках английского язвка"

Песни и музыка сопровождают людей от самого рождения и без них нельзя представить себе человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, когда песни звучат и на уроках иностранного языка, вызывая у ...

Творческий отчет по теме самообразования: «Использование образовательных технологий и эффективность их применения на уроках ИЗО и черчения»

Актуальность статьи в выборе главной темы образовани, а это использование широкого спектра образовательных технологий в школе нового поколения....

Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг.

Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг....