Творческий отчет по теме самообразования: «Использование образовательных технологий и эффективность их применения на уроках ИЗО и черчения»
статья

Складанная Дина Алексеевна

Актуальность статьи в выборе главной темы образовани, а это использование широкого спектра образовательных технологий в школе нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет по теме самообразования:

«Использование образовательных технологий

и эффективность их применения на уроках ИЗО  и черчения»

Ряд педагогических технологий являются незаменимыми помощниками учителю на современном этапе. Почти каждый урок начинается с демонстрации иллюстративного материала на интерактивном экране с просмотром презентации или видеоурока. Любой материал мы быстрее находим в Интернете, чем в учебной или другой литературе. У нас уже редко возникает потребность купить книгу, журнал, проспект, рекламный буклет и т.д. Интернет нам заменил многое. Информационно – коммуникационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Сейчас, пожалуй, нет человека, который бы не пользовался Интернетом, компьютером, мобильной связью. Нельзя сказать, что все так просто в использовании информационно – коммуникационных технологий. Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования. Дотянутся до совершенства в знаниях по работе на компьютере – это безумство. Многое обновляется, меняются программы, усложняются накопительные структуры, режимы, доступы к материалам. Хочу отметить, что ученик лучше подготовлен к работе на компьютере, чем педагог. Для школьников введен образовательный минимум в общеобразовательных школах– урок информатики хотя бы раз в неделю, а для педагогов дополнительного образования даже нет недельных курсов в году. Поэтому не удивительно, что учащиеся опережают своих педагогов в области знания ИКТ и поэтому используют их смелее, чаще, перспективнее. Однозначно, компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий и задач.

Применение проектных и  информационно-коммуникационных технологий способствует возникновению такого взаимодействия и отношений учащихся между собой и с педагогами, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль  проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Умение грамотно и целенаправленно использовать ИКТ во многих направлениях и в нужном объеме в школьном проектировании поможет учителю и ученику скорейшему изготовлению готового продукта, готовой формо -идеи, готового арт-дизайна. У школьников развиваются коммуникативные способности и умения устанавливать контакт с людьми, активности в общения, стремления к взаимодействию, сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, умению учитывал интересы других людей, уважению и достоинству другого, стремления к диалогу.

Проектные технологии помогают в творческой работе учащимся больше раскрывать свои таланты и способности, потому что подобная работа уводит их в мир реальности и возможности. Часто идеи преподавателя накладываются на аналогичные желания подопечного, в результате готовый проект и готовая вещица: топиарий, панно в технике скапбукинга, квиллинга, мозаики, графики. Какие только не моделировали изделия с учащимися на занятиях: коробочки, шкатулочки,  цветы, открытки и мн.др. Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое, смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, подсмотренный в Интернете, потому что в нем есть элемент новизны, но со знакомыми технологическими приемами, со знакомыми оформительскими понятиями, с использованием дешевых материалов, изучили внимательнее и углубленно, и сделали объемные панно на Рождество Христово, на 8 Марта, на 9 Мая. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость, удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. Хочу отметить, что ручная работа в наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки, которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много.

Конечно, при кажущейся легкости в изготовлении подобных проектов существует одна закавыка. Обязательно, рано или поздно при выполнении работ связанных с проектом, возникнет вопрос по материальной базе. Ученики охотно приносят и делятся тем, что имеется у них в доме. Очень сложно убедить ребенка, а тем, в свою очередь, родителей на приобретение дополнительных приспособлений, материалов и предметов для выполнения конкретных проектов, встречаюсь с родителями на классных часах и говорю им об укомплектованности учащихся средствами труда, обеспечением необходимым материалом для творческого моделирования. Педагоги составляет список необходимого и ресурсного материала, а классный руководитель следит за исполнением данного задания учеником, вверенного ему класса. Труд через рукотворение в нашем предмете необходим, а как же иначе создать какой-то шедевр собственными руками.

 Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

Очень тесно сотрудничаем я и учащиеся с историко – краеведческим музеем нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки организуются ежегодно  ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние, Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов. Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке.

На уроках и на дополнительных занятиях по предмету я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Разработка творческих проектов, участие в тематических конкурсах, экскурсиях в музей, библиотеку обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору будущей профессии.

В  своей работе я использую элементы нескольких технологий, применяю оригинальные методические приемы, видоизменяю их и реформирую под своих детей,  под свои возможности и вкусы. В этом случае будет уместно сказать, что некоторые технологии становятся «авторскими» . Не только я, но и каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Возьмем хоты бы разноуровневую технологию, которая и так довольно точно говорит сама за себя, и все же есть ряд обстоятельств, которые заставляют ее корректировать еще и под ситуацию. Например, проводится срочный конкурс, и надо с учащимися разновозрастными выполнить определенную работу с определенными ограничениями. Наступает самый ответственный момент не только по поиску образов в передаче основной темы в композиции, но и в применении более стремительных технологий. Работая с разновозрастной аудиторией, начинаешь к разноуровневой технологии присовокуплять личностно-ориентированную или исследовательскую, проектную или игровую и т.д. И все же, педагогические технологии обучения - это цепочка действий и операций направленных и ориентированных на результат. Технология обучения определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Есть, конечно, как в любой работе и в любой деятельности приоритетные педагогические технологии. Все технологии освоить сразу невозможно, но пробуя в процессе работы то одну, то другую, можно остановиться на более совершенной для своей работы и для своего вида деятельности.

Пожалуй, только здоровьесберегающую технологию нельзя игнорировать, потому что в ней продумана забота о детях, о здоровье доверенных нам детей. Мой предмет требует режима во всем, хорошего освещения и снятия напряжения, усталости и стресса именно на моих занятиях. В момент творения на листе бумаги, или на другом материале учащийся свободно самовыражается, самоутверждается и самореализуется, что может быть лучше и ценнее в этот момент. Вот вам и еще появляются новые технологии, но только если в это время отсутствуют другие, такие как проблемно-деятельные технологии или информационно-рефлексивные.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение. Интенсивное обучение дает учащемуся возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности. Освоение любой технологии требует времени и педагогу и учащемуся для мозговой переработки, для реализации и для адаптации. Надо пробовать многое, чтобы сравнивать и выбирать из этого многого. Я так делаю сама и советую другим. При этом за результат отвечает педагог. Если вы знаете, что любая педагогическая технология – это гарантия успеха, тогда будьте уверены, что у вас все получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Отчет по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках географии"

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технол...

Отчет по теме самообразования «Использование компьютерных презентаций на уроках математики в целях повышения степени обученности школьников»

В работе представлены методические приемы использования компьютерных презентаций на различных этапах урока....

Отчет по теме самообразования Использование ИКТ на уроках физики

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...

Творческий отчет по теме самообразования 2015-2018 г.г.

Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти с...

Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг.

Отчет по теме самообразования «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики» 2016-2022 гг....