Отчет по теме самообразования: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на уроках математики и информатики»
учебно-методический материал

Отчет по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobyanina_sl.docx1012.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на уроках математики и информатики»

Деятельность по реализации темы:

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Использование стратегий смыслового чтения на уроках математики

Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятие текста, поиск информации и понимание прочитанного. Вторая – это извлечение смысла, преобразование и интерпретация текста. Третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием.

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не  только речевую, но и коммуникативную компетентность

Стратегия № 1. Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Стратегия №2.  Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?  Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?  Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Стратегия № 5.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Хочу привести примеры приёмов работы с текстом, которые использую на своих уроках.

  1. Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

При каких условиях задача имеет несколько решений?

Установите закономерность …?

Можно ли обобщить задачу, если…?

Рационально ли решена задача?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Что известно в задаче?

Что нужно найти?

Какова зависимость между…?

Достаточно ли данных в задаче для её решения?

      Этот приём уместен не только на этапе контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.

  1. Приём «Представление информации в кластерах».

Этот способ формирует умение структурировать и систематизировать материал.

Кластер – графический способ организации учебного материала. В виде кластера мы с учащимися можем записывать правила, можем структурировать материал. Этот приём я использую как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний. Например в 5 классе на уроках математике при изучении геометрического материала

Например

-для контроля изученного материала.

Рисунок1.png

  1. Приём «Вопросы к тексту учебника».

Этот приём формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах.

  • Прочитайте текст. 
  • Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
  • Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Этот приём используется на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.

  1. Приём «Верные и неверные утверждения».

Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.

Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно  -  «_», неверно -  «^».

  1. Приём «Составление краткой записи задачи».

Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.

Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.

Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты. Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.

Этот приём я использую при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.

  1. Приём «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения).

Этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот приём я использую в домашней работе, т.к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – « - »; не понял, есть вопросы, проблема «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.

        Для развития и проверки навыков чтения используем такие типы заданий:

Задания «на дополнение информации»:

  1. заполнение пропусков в тексте;
  2. завершение предложения.

Задания «на восстановление текста»:

  1. собери правило;
  2. найди ошибку;
  3. расположи в правильной последовательности.

Задания «на соотнесение»:

  1. нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;
  2.  соотнесение данных слов со словами из текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в учебном процессе на уроках математики

1.Актуальность опыта.2.Научность.3.Результативность.4.Новизна опыта.5.Технологичность.6.Основные задачи.7.Получение результатов, анализ....

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

В работе описывается технология самостоятельной работы учащихся, с применением игровых технологий....

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики

В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к ры...