О практическом применении компьютерных технологий в образовательном процессе на примере математики и информатики
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

О применении  информационныхтехнологий в школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_prakticheskom_primenenii_kompyuternyh_tehnologiy_statya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

О практическом применении компьютерных технологий

в образовательном процессе на примере математики и информатики

Стремительное развитие компьютерной технологии и внедрение ее в образовательный процесс дает учителю большие возможности подвести обучаемого к «живому» знанию, подталкивает его к изучению той или иной темы, того или иного предмета, курса.  Мотив может определять ближнюю или дальнюю цель. Необходимость поиска новых эффективных средств развития обучаемого обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в современном обществе. Умение логично рассуждать, вариативно мыслить, связать теорию с практикой должно стать показателем общей         культуры мышления человека. Одним из методов достижения этой цели есть реализация деятельностного и компетентностного подхода к учебному процессу, в частности, при обучении математике и информатике , в их тесной взаимосвязи. С другой стороны, индивидуально каждый обучаемый в развитии повторяет как бы путь познания человечеством окружающего мира. Усвоение знаний происходит спонтанно, неуправляемо. Я считаю, что обучаемый должен усваивать материал не пассивно, хаотично через органы чувств, а в результате потребности в знаниях, являясь активным участником своего обучения. Таким образом, я пришел к выводу, что я должен создать такие условия на уроках, элективных курсах, внеклассных мероприятиях, когда обучаемые:

  1. Не обучаются по готовой программе, а ищут оптимальные подходы к решению возникающих проблем вычислительного характера, автоматизации рутинного, монотонно повторяющихся операций при решении конкретной задачи;
  2. Применяют теоретические знания на практике, получая реальные результаты своей деятельности;
  3. Связать обучаемого с жизнью школы, села.

Так, например, в настоящее время требования Роспотребнадзора к питанию детей дошкольного и школьного возраста привели к многочисленным нудным, рутинным, повторяющимся операциям на калькуляторах. Ребятам было предложено подсчитать энергетическую ценность за день, с выделением энергетической ценности  обеда на примере нашей школьной столовой. Таким образом, ребята были подведены к факту, что потраченное время можно с успехом использовать более продуктивно. Так как цикл вычислений повторяющийся, операции были пошаговые, то  ученикам было предложено автоматизировать этот процесс с помощью редактора EXCEL. Для этого ребятам пришлось много узнать о возможностях редактора EXCEL, приобрести необходимые навыки и умения для работы в ЭТ - результатом такой работы получилась рабочая программа по составлению ежедневного меню, перспективного меню. И на практике уже эту версию применяют в МДОУ №15 нашего села. Мотивом  более глубокого изучения возможностей редактора EXCEL послужили:

  1. Природная лень человека  (как известно лень двигает прогресс);
  2. Желание помочь своим знакомым людям, которые могут по достоинству оценить их работу;
  3.  Желание доказать себе, что и он,  обучаемый,  может построить программу, реально приносящую пользу.

Решая задачи на элективном курсе по развитию правильного мышления, мы с учениками наткнулись на задачу, которую можно решить с помощью составления уравнений и  в среде QBASIC с помощью составления программы. Задача 1. На рынке продавали раков больших  по 5 рублей, маленьких раков – по 3 рубля, жаб – по 1 рублю.  Два приятеля – Саша и Дима купили больших и маленьких раков на одинаковую сумму денег, причем Саша купил одинаковое количество больших и маленьких раков и расплатился 100-рублевой купюрой, а  Дима – вдвое меньше больших раков, чем маленьких и у него  были все купюры номиналом в 10 рублей. У продавца  не оказалось сдачи,  и  он сдачу Саше вернул раками, а Диме – жабами. Сколько животных унесли приятели с рынка? Рассматривая эту задачу, ребята еще раз убедились, что владея компьютерной технологией, элементами программирования можно решать задачи и по математике, и по физике, и другим предметам, переводя условия задач на математический язык или язык алгоритмов (программирования).

Так работая (пример 1 и пример 2),  обучающиеся овладевают знаниями конкретного предмета, но применяют эти  знания при решении поставленной задачи, используя знания из другой области науки. Все это позволяет выработать у обучающихся не только конкретные знания по предмету, но и повышают общую культуру.  А этого и требует деятельностный и компетентностный подход при обучении математике и информатике, соответствующий требованиям стандартам второго поколения.

Рабочая программа по составлению меню и решения задачи 1 прилагаются.

Статью подготовил учитель математики и информатики МОУ Ново-Николаевская СОШ Асалханов Андрей Васильевич.

Приложение 1

Аналитический метод (с помощью уравнений)

Пусть х- сумма, которую потратили друзья на рынке при покупке. Пусть Саша купил на сумму х к раков, т.е. х=5*к+3*к. На эту же сумму Дима купил р больших раков и у=2*р маленьких раков. Тогда 8*к=11*р. Так как нод(8,11)=1, то данное уравнение имеет единственное решение при к=11 и р=8. Таким образом, было куплено всего: Саша – 22 животных, а Дима – 24. У Саши осталось 12 рублей, следовательно, ему сдачей выдано еще 4 маленьких рака, Диме на остаток в 2 рубля выдано 2 жабы. Итого приятели унесли с рынка 52 животных.

                      Программа на языке программирования QBASIC

CLS

PRINT “введи сумму х”

INPUT “x=”;x

PRINT INPUT “x=”;x

INPUT “x=”;x

INPUT “x=”;x

 

Приложение  №2

наименование блюд

брутто

нетто

         химический состав 

и продуктов

гр

гр

выход (г)

белки(г)

жиры(г)

углев(г)

ккал

завтрак

 

 

 

 

 

 

 

 

крупа гречневая

38,0

38

 

4,79

0,99

25,84

125,02

молоко

120,0

120

 

3,36

3,84

5,64

69,60

сахар

11,0

11

 

0,00

0,00

10,98

41,69

масло слив

7,0

7

 

0,04

5,78

0,06

52,36

каша гречневая

 

 

150

8,19

10,60

42,52

288,67

349,98

чай

0,3

0,3

 

0,06

0,00

0,02

0,33

молоко

120,0

120

 

3,36

3,84

5,64

69,60

сахар

12,0

12

 

0,00

0,00

11,98

45,48

чай с мол и сах

 

 

150

3,42

3,84

17,64

115,41

140,31

хлеб пш

25,0

25

 

1,90

0,23

12,43

56,50

масло слив

8,0

8

 

0,05

6,60

0,07

59,84

сыр

30,0

30,00

 

8,58

8,19

0,00

108,30

хлеб с мас и сыр

 

 

34.3

10,53

15,02

12,50

224,64

262,68

                  Энергетичесчкая ценность       завтрак                                                 36,00%                                                 752,97

капуста квашеная

62,5

55

обед

0,72

0,06

3,85

18,15

Лук репчатый

 

8,0

 

7

 

 

 

0,12

 

0,01

 

0,50

 

3,01

Масло растительное

6,0

6

 

0,00

5,99

0,00

53,94

салат из кваш капусты

 

 

45

0,83

6,06

4,35

75,10

86,34

Картофель

76,9

50

 

1,00

0,50

9,85

41,50

крупа перловая

5,0

5

 

0,47

0,06

3,69

16,20

Лук репчатый

6,0

7

 

0,12

0,00

0,67

3,01

морковь

10,0

10

 

0,13

0,01

0,70

3,30

огурец конс без ук

13,6

12,00

 

0,34

0,00

0,16

2,28

мясо

57,4

42,50

 

8,03

5,27

0,00

79,48

сметана

11,0

11,00

 

0,31

2,20

0,35

22,66

Масло сливочное

1,5

1,50

 

0,02

1,24

0,01

11,67

Расс  со сметан

 

 

150,00

10,41

9,27

15,42

180,10

215,20

мясо

90,9

80

 

15,12

9,92

0

149,6

 

хлеб пш

7,0

7

 

0,532

0,063

3,479

15,82

 

Лук репчатый

15,9

14

 

0,238

0

1,33

6,02

 

Картофель

138,5

90

 

1,8

0,09

17,73

2,905

 

Масло сливочное

3,5

3,5

 

0,021

2,8875

0,0315

26,18

 

молоко

90,0

90

 

2,52

2,88

4,23

52,2

 

тефтели

 

 

160

20,23

15,84

26,80

252,73

315,60

хлеб

38,0

38,00

 

2,89

0,34

18,89

85,88

108,00

сухофрукты

11,0

11,00

 

0,40

0,00

7,43

29,92

сахар

12,0

12,00

 

0,00

0,00

11,98

45,48

компот из сухофруктов

 

 

150,00

0,40

0,00

19,40

75,40

95,20

энергетическая ценность обед                                                                 46,00%

820,33

яблоки

113,6

100,00

полдник

0,40

0,00

11,30

46,00

57,70

сдоба

25,0

20,00

 

1,56

1,00

14,88

83,40

100,84

чай

0,2

0,20

 

0,04

0,00

0,01

0,22

молоко

120,0

120,00

 

3,36

3,84

5,64

69,60

сахар

12,0

12,00

 

0,00

0,00

11,98

45,48

чай с мол и сах

 

 

150,00

3,40

3,84

17,63

115,30

140,17

 

энергетическая ценность полдника                                                           17,00%

298,71

 

итого энергетическая ценность ккал

62,26

65,82

201,32

1542,62

1872,01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии. В работе представлены теоретические аспекты проблемы и практические примеры применен...

Использование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)

Содержание:Участники образовательного процесса — разнообразие уровней компьютерной грамотности.Процессы информатизации в ГБС(К)ОУ школе № 9 г. Новороссийска.Программы обучения основам компьютерн...

Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"

Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Использование ИКТ технологии в педагогической деятельности...

Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе.

Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе....