СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему

Семикина Елена Ивановна

Статья позволит учителям сформировать программу работы по пропаганде естественно-научного образования в школе и повышения интереса к техническим специальностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoe_partnerstvo_pechat1.docx19.88 КБ
Файл setevoe_partnerstvo_pechat1.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

                                                                            Семикина Елена Ивановна

           Учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

Основными содержательными акцентами современного образования должны стать – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся, опыт и методика выстраивания социального партнерства школ с вузами, НИИ и производством, знакомство с региональными научными исследованиями в различных областях науки и техники. Одно из направлений моей работы и стало развитие сотрудничества между ВУЗами и образовательным учреждением для повышения уровня и качества подготовки кадров в области физики и математики, проведения совместных научных исследований и интеграции научной и образовательной деятельности. И самое главное - пропаганды специальностей высшего образования по естественнонаучным и техническим направлениям. Огромные изменения произошли в учебных программах, в предпрофильном и профильном обучении. Основываясь на многолетний опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такое взаимодействие с различными Вузами региона позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в этих изменениях.  Важный фактор работы в этом направлении – наличие совместного дела и тех идей, которые сформируются. Моя же мечта в том, чтобы этим совместным делом стала реализация замысла сделать хотя бы небольшой вклад в улучшение естественнонаучного образования в школе. То есть, чтобы ученикам не скучно было на занятиях по физике и математике, чтобы у них становились удивленными глаза не по поводу оценок в журнале и страха очередного   контроля знаний, а по поводу личного, пусть немного и наивного, открытия в какой-нибудь школьной лаборатории. Исходя из поставленной задачи одним из приоритетных направлений моей работы стала организация сетевого проекта «Школа– ВУЗ». В рамках реализации этого проекта налажено тесное сотрудничество с Курским государственным и Юго-Западным государственным университетами. Были запланированы тематические лектории, образовательные путешествия, мастер-классы, квесты, интеллектуально-познавательные игры. Совместными усилиями с деканом факультета ФМИ Курского государственного университета Водолад С.Н. на базе нашего образовательного учреждения была организованна и проведена научно-практическая конференция «Интеллектуальный прорыв в будущее», в которой приняли участие преподаватели и студенты КГУ кафедры ФМИ, а также старшеклассники всех школ города. Перед заинтересованной аудиторией выступил начальник управления научно-исследовательских работ КГУ Вервейко В.Н. Вячеслав Николаевич рассказал о работе кафедры физики и нанотехнологий КГУ. Живой интерес вызвали у учащихся демонстрация последних исследовательских разработок, различного рода опытов. Кстати ученики школ не стеснялись высказывать свои объяснения по поводу увиденных экспериментальных задач. Старшекурсники заинтересовали ребят проводимыми в ВУЗе конкурсами и олимпиадами. Особое внимание было уделено конкурсу «Турнир трех наук», цель которого   являются возможность трудоустройства талантливых студентов и развитие творческих способностей студентов.  Одним из мероприятий сетевого взаимодействия стала также учебная экскурсия в лаборатории кафедры нанотехнологий, мехатроники и робототехники ЮЗГУ города Курска. Мои воспитанники смогли ознакомиться с новейшими разработками ученых университета в сфере нанотехнологий и робототехники. Старшекурсники факультета мехатроники продемонстрировали модели мобильных роботов, рассказали о востребованности робототехники, созданной руками преподавателей и студентов и необходимой далеко за пределами Курской области. Ученикам выпал уникальный шанс посетить Региональный центр нанотехнологий ЮЗГУ. Что может объединить профессора и ученика? Постоянное стремление к знаниям! Какой интерес горел в глазах учащихся, слушавших увлекательный рассказ директора центра профессора А. П. Кузьменко! Ребята ознакомились с наноинструментарием: сканирующим зондовым микроскопом, порошковым рентгеновским дифрактомером, высокотемпературной камерой «AntonPaar», материалами для нанотрубок и т. д. Они были поражены масштабностью научных исследований и экспериментов, направленны на решение производственных задач. Результат этих образовательных путешествий был очевиден по результатам анкетирования у учащихся повысилась мотивация к изучению предметов физика и математика, а также интерес к техническому образованию.

Поиск новых форм взаимодействия подтолкнул меня к созданию сетевого проекта «Нанотехнологии». В нем приняли участие команды всех школ город. В роли экспертов выступили преподаватели КГУ кафедры ФМИ и ЮЗГУ естественно научного факультета. Оценивание каждого этапа проекта происходило в режиме онлайн, потому все команды-участницы могли в любой момент определить свой статус в таблице продвижения в сети интернет. Участники сетевого проекта «Нанотехнологии» пытались ответить на вопросы, опасны ли для человека и окружающей среды изобретения в этой сфере, что из себя представляют инженерные профессии, профессия нанотехнолога. Информацию о своих «научных находках», интересных фактах, фантастических проектах школьники разместили в интернете в виде презентации, видеороликов и рисунков. С работами ознакомились не только участники проекта, но и все желающие, которых оказалось много. Венцом сетевого проекта стал День науки. После виртуального взаимодействия у ребят появилась возможность живого общения.  В этом празднике Науки приняли участие уже более 400 учащихся школ и студентов колледжей города Льгова. День Науки объединил и младших школьников, и старшеклассников. Не обошлось и без гостей. Преподаватели   ЮЗГУ рассказали собравшимся о новых технических специальностях, а студенты-старшекурсники продемонстрировали эффектные опосты и разного рода удивительные эксперименты. Юным «кулибиным» представилась уникальная возможность управлять летающим роботом, увидеть «Трубку Рубенса», образно говоря, «потрогать науку руками»!

Моя работа по организации сетевого взаимодействия находится в стадии профессиональной стабильности и творческого поиска. Уже не пугают неопределенности и неверие в успех. Как определить, полезно ли твое начатое дело или нет… Я думаю, по числу последователей. И у меня их оказалось достаточно много! Меня, как учителя физики, как выпускницу физико-математического факультета КГУ, радовала такая положительная динамика заинтересованности естественнонаучным образованием и техническими специальностями. Опыт моей работы перехватили учителя физики и математики других школ.  Совместно с единомышленниками – педагогами школ города и преподавателями ведущих Вузов нашего города создана прочная методическая платформа и информационная база. А вместе всегда легче работать. В прошлом учебном году мы совместными усилиями апробировали выездные общегородские научно-практические конференции и Фестивали Наук с обязательным участием преподавателей и студентов КГУ И ЮЗГУ. Какой был успех! И, конечно же, удовлетворение от плодов своего творческого труда.

Такого рода интегрированные встречи помогут сделать правильный выбор старшеклассникам, определиться с будущей профессией, выбрать экзамен. А личностно-значимое в науке и технике втягивает в глубину осмысления и постижения истины все дальше и дальше. Возможно, именно это позволит сократить опасный социальный разрыв между небольшой элитой интересующихся наукой и технологическим предпринимательством учащихся и тем большинством, которое рискует стать безграмотным и инфантильным рядовым производителем, и потребителем в эпоху технического прогресса.

                        Анкета участника конференции

Учитель физики

МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

Телефон-89606779240

e.semik@yandex.ru

Тема доклада: «Сетевое партнерство «Школа–ВУЗ» как условие эффективности работы по улучшению естественнонаучного образования в школе»



Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

                                                                            Семикина Елена Ивановна

           Учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

Основными содержательными акцентами современного образования должны стать – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся, опыт и методика выстраивания социального партнерства школ с вузами, НИИ и производством, знакомство с региональными научными исследованиями в различных областях науки и техники. Одно из направлений моей работы и стало развитие сотрудничества между ВУЗами и образовательным учреждением для повышения уровня и качества подготовки кадров в области физики и математики, проведения совместных научных исследований и интеграции научной и образовательной деятельности. И самое главное - пропаганды специальностей высшего образования по естественнонаучным и техническим направлениям. Огромные изменения произошли в учебных программах, в предпрофильном и профильном обучении. Основываясь на многолетний опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такое взаимодействие с различными Вузами региона позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в этих изменениях.  Важный фактор работы в этом направлении – наличие совместного дела и тех идей, которые сформируются. Моя же мечта в том, чтобы этим совместным делом стала реализация замысла сделать хотя бы небольшой вклад в улучшение естественнонаучного образования в школе. То есть, чтобы ученикам не скучно было на занятиях по физике и математике, чтобы у них становились удивленными глаза не по поводу оценок в журнале и страха очередного   контроля знаний, а по поводу личного, пусть немного и наивного, открытия в какой-нибудь школьной лаборатории. Исходя из поставленной задачи одним из приоритетных направлений моей работы стала организация сетевого проекта «Школа– ВУЗ». В рамках реализации этого проекта налажено тесное сотрудничество с Курским государственным и Юго-Западным государственным университетами. Были запланированы тематические лектории, образовательные путешествия, мастер-классы, квесты, интеллектуально-познавательные игры. Совместными усилиями с деканом факультета ФМИ Курского государственного университета Водолад С.Н. на базе нашего образовательного учреждения была организованна и проведена научно-практическая конференция «Интеллектуальный прорыв в будущее», в которой приняли участие преподаватели и студенты КГУ кафедры ФМИ, а также старшеклассники всех школ города. Перед заинтересованной аудиторией выступил начальник управления научно-исследовательских работ КГУ Вервейко В.Н. Вячеслав Николаевич рассказал о работе кафедры физики и нанотехнологий КГУ. Живой интерес вызвали у учащихся демонстрация последних исследовательских разработок, различного рода опытов. Кстати ученики школ не стеснялись высказывать свои объяснения по поводу увиденных экспериментальных задач. Старшекурсники заинтересовали ребят проводимыми в ВУЗе конкурсами и олимпиадами. Особое внимание было уделено конкурсу «Турнир трех наук», цель которого   являются возможность трудоустройства талантливых студентов и развитие творческих способностей студентов.  Одним из мероприятий сетевого взаимодействия стала также учебная экскурсия в лаборатории кафедры нанотехнологий, мехатроники и робототехники ЮЗГУ города Курска. Мои воспитанники смогли ознакомиться с новейшими разработками ученых университета в сфере нанотехнологий и робототехники. Старшекурсники факультета мехатроники продемонстрировали модели мобильных роботов, рассказали о востребованности робототехники, созданной руками преподавателей и студентов и необходимой далеко за пределами Курской области. Ученикам выпал уникальный шанс посетить Региональный центр нанотехнологий ЮЗГУ. Что может объединить профессора и ученика? Постоянное стремление к знаниям! Какой интерес горел в глазах учащихся, слушавших увлекательный рассказ директора центра профессора А. П. Кузьменко! Ребята ознакомились с наноинструментарием: сканирующим зондовым микроскопом, порошковым рентгеновским дифрактомером, высокотемпературной камерой «AntonPaar», материалами для нанотрубок и т. д. Они были поражены масштабностью научных исследований и экспериментов, направленны на решение производственных задач. Результат этих образовательных путешествий был очевиден по результатам анкетирования у учащихся повысилась мотивация к изучению предметов физика и математика, а также интерес к техническому образованию.

Поиск новых форм взаимодействия подтолкнул меня к созданию сетевого проекта «Нанотехнологии». В нем приняли участие команды всех школ город. В роли экспертов выступили преподаватели КГУ кафедры ФМИ и ЮЗГУ естественно научного факультета. Оценивание каждого этапа проекта происходило в режиме онлайн, потому все команды-участницы могли в любой момент определить свой статус в таблице продвижения в сети интернет. Участники сетевого проекта «Нанотехнологии» пытались ответить на вопросы, опасны ли для человека и окружающей среды изобретения в этой сфере, что из себя представляют инженерные профессии, профессия нанотехнолога. Информацию о своих «научных находках», интересных фактах, фантастических проектах школьники разместили в интернете в виде презентации, видеороликов и рисунков. С работами ознакомились не только участники проекта, но и все желающие, которых оказалось много. Венцом сетевого проекта стал День науки. После виртуального взаимодействия у ребят появилась возможность живого общения.  В этом празднике Науки приняли участие уже более 400 учащихся школ и студентов колледжей города Льгова. День Науки объединил и младших школьников, и старшеклассников. Не обошлось и без гостей. Преподаватели   ЮЗГУ рассказали собравшимся о новых технических специальностях, а студенты-старшекурсники продемонстрировали эффектные опосты и разного рода удивительные эксперименты. Юным «кулибиным» представилась уникальная возможность управлять летающим роботом, увидеть «Трубку Рубенса», образно говоря, «потрогать науку руками»!

Моя работа по организации сетевого взаимодействия находится в стадии профессиональной стабильности и творческого поиска. Уже не пугают неопределенности и неверие в успех. Как определить, полезно ли твое начатое дело или нет… Я думаю, по числу последователей. И у меня их оказалось достаточно много! Меня, как учителя физики, как выпускницу физико-математического факультета КГУ, радовала такая положительная динамика заинтересованности естественнонаучным образованием и техническими специальностями. Опыт моей работы перехватили учителя физики и математики других школ.  Совместно с единомышленниками – педагогами школ города и преподавателями ведущих Вузов нашего города создана прочная методическая платформа и информационная база. А вместе всегда легче работать. В прошлом учебном году мы совместными усилиями апробировали выездные общегородские научно-практические конференции и Фестивали Наук с обязательным участием преподавателей и студентов КГУ И ЮЗГУ. Какой был успех! И, конечно же, удовлетворение от плодов своего творческого труда.

Такого рода интегрированные встречи помогут сделать правильный выбор старшеклассникам, определиться с будущей профессией, выбрать экзамен. А личностно-значимое в науке и технике втягивает в глубину осмысления и постижения истины все дальше и дальше. Возможно, именно это позволит сократить опасный социальный разрыв между небольшой элитой интересующихся наукой и технологическим предпринимательством учащихся и тем большинством, которое рискует стать безграмотным и инфантильным рядовым производителем, и потребителем в эпоху технического прогресса.

                        Анкета участника конференции

Учитель физики

МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

Телефон-89606779240

e.semik@yandex.ru

Тема доклада: «Сетевое партнерство «Школа–ВУЗ» как условие эффективности работы по улучшению естественнонаучного образования в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса

О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...

Тема проекта: «Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».

Аннотация проектаПроисходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российско...

Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»

В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

В современной школе необходимо совершенствовать систему естественнонаучного образования. Одним из эффективных направлений этой работы должен стать опыт сетевого взаимодествия "Школа-ВУЗ=предприятие"....

Сетевое партнерство « Школа –ВУЗ» как условие эффективности работы по улучшению естественно-научного образования в школе

Основными содержательными акцентами современного образования должны стать  – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельно...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...