Тема проекта: «Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».
проект по музыке (5 класс) на тему

Михайлова Алефтина Борисовна

Аннотация проекта

Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования приобщения детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Творчески-образовательный педагогический проект направлен на плодотворное сотрудничество общеобразовательной школы и школы искусств. Проект, который позволяет ребёнку освоить мир искусства, создать собственный «золотой запас – впечатлений», выстроить для себя четыре главных «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Проект является открытым по характеру контактов, предлагает совместную деятельность обучающихся, преподавателей, родителей.

По продолжительности проект долгосрочный. Рассчитан на 4 учебных года.

Актуальность

 

  Невозможно преувеличить роль искусства для противостояния агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жёстко влияет на ментальность подростков. Происходящая в обществе девальвация многих устоявшихся в сознании людей ценностей, требует изменения и иерархической системы, в которой приоритетами должны стать фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В современных условиях модернизации российского образования появляются новые педагогические концепции, типы, виды и модели образовательных учреждений.

Сегодня идёт процесс переосмысления ценностных ориентаций, происходит интеграция средних школ и учреждений дополнительного образования. Все представители отраслей культуры и образования день за днём, год за годом, кропотливо, деликатно вместе с обучающимися проходят путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность т глубину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proektadzhon_dyui.docx30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей " Сясьстройская детская школа искусств"

Преподаватель: Михайлова Алефтина Борисовна.

Тема проекта:

«Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».

Аннотация проекта

Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования приобщения детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Творчески-образовательный педагогический проект направлен на плодотворное сотрудничество общеобразовательной школы и школы искусств. Проект, который позволяет ребёнку освоить мир искусства, создать собственный «золотой запас – впечатлений», выстроить для себя четыре главных «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

Проект является открытым по характеру контактов, предлагает совместную деятельность обучающихся, преподавателей, родителей.

По продолжительности проект долгосрочный. Рассчитан на 4 учебных года.

Актуальность

        Невозможно преувеличить роль искусства для противостояния агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жёстко влияет на ментальность подростков. Происходящая в обществе девальвация многих устоявшихся в сознании людей ценностей, требует изменения и иерархической системы, в которой приоритетами должны стать фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В современных условиях модернизации российского образования появляются новые педагогические концепции, типы, виды и модели образовательных учреждений.

Сегодня идёт процесс переосмысления ценностных ориентаций, происходит интеграция средних школ и учреждений дополнительного образования. Все представители отраслей культуры и образования день за днём, год за годом, кропотливо, деликатно вместе с обучающимися проходят путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность т глубину.


Противоречия

Между требованиями  государства и общества к качеству общекультурной подготовки и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и недостаточной реализацией данных требований.

Между необходимостью изучать и сохранять лучшие образцы музыкальной культуры и засильем низкопробной массовой культуры.

Между объединением усилий всех отраслей культуры и образования, их взаимодействием и обособленностью детских школ искусств.

Между пониманием, что искусство – это не средство, а способ существования человека как Человека и недооценкой искусства, отношением к нему как вспомогательному средству.

Между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний и акцентирования внимания на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения.


Проблема

Российскому обществу недостаточно иметь людей формально вышколенных интеллектом, оно нуждается ы людях с живым воображением.

Д.Б. Кабалевский настойчиво проводил мысль о том, что занятия искусством представляют богатейшие возможности для развития творческого потенциала ребёнка и его потребности в творчестве, а привитые в детстве умение и желание творить, скажутся в дальнейшем в профессиональной деятельности любого рода.


Гипотеза

Развитие гражданских, нравственных, эстетических качеств личности младшего школьника, его творческого потенциала и социальной активности при создании общего культурно-образовательного пространства между общеобразовательной школой и школой искусств.

Это партнёрство способствует выявлению лидеров среди обучающихся, закрепляет результаты учебно-воспитательного процесса.

Помогает участникам проекта более эффективно осуществлять поиск оптимальных вариантов своей деятельности.


Цель

Создать единую образовательную среду между общеобразовательной школой и школой искусств, которая обеспечивала бы развитие личности младшего школьника.

Обеспечить взаимообмен средствами музыкального общения, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, а сотрудничество способствует вовлечению в процесс творчества, где всё делается не для детей, а вместе с ними.


Задачи

Не навязывать музыкальные вкусы и пристрастия, а через мероприятия, лекции-концерты, интегрированные уроки познакомить учащихся с лучшими образцами музыкального искусства, его национальными и культурными традициями. Развивать художественный вкус, воспитать интерес и любовь к русскому классическому и народному искусству.

Научить понимать язык музыкального произведения как язык для выражения особого художественного содержания, а не набора технических приёмов и правил, безразличного к этому содержанию.

Организовать процесс слушания музыки, опираясь на системное научное освоение морфологии музыкальной культуры, нацелить ребёнка на живой художественно-нравственный анализ красоты и духовности музыки. Изменить роль музыки с развлекательной на её внутреннюю сущность – объединять людей и развивать человеческую социальность. Развивать способность создавать чувственный образ музыкальным языком, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание.

Ожидаемые результаты

Сформировать музыкальный вкус школьника, который представлял бы собой систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, эстетических чувств, идеалов.

Научить понимать язык музыки, фольклор и современные жанры (бардовская песня, современный романс и др.) стали бы одним из музыкальных пристрастий обучающихся.

Развивать музыкальные способности и творческую деятельность. И сформировать главный компонент музыкальности – эмоциональную отзывчивость.


Этапы реализации

  1. Организационно-подготовительный.

Изучение проблемы в теории и практике сотрудничества общеобразовательной школы и школы искусств; анализ психолого-педагогической литературы; разработка программы исследования; выдвижение гипотезы; изучение музыкальных интересов обучающихся.

        2. Внедренческий

Определение содержания и условий реализации проекта; составление плана мероприятий с учётом интересов обучающихся и возможность. Учреждений, с которыми осуществляется сотрудничество; разработка и проведение музыкальных мероприятий; организация концертно-исполнительской деятельности; анкетирование; проверка гипотезы; выполнение поставленных задач.

  1. Итоговый

Оценка эффективности проекта; обобщение результатов и достижений; коррекция проделанной работы; выяснение причин нереализованных действий; стратегия будущего.

Использование методов

  1. Отношение преподавателя к обучающемуся как к себе равному

  1. Приобщение детей к культурным ценностям, не навязывая собственного мнения как неоспоримых истин

  1. Самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим музыкальным направлениям и жанрам, информации и самостоятельного решения творческих задач.


Выводы

Главным результатом интеграции общеобразовательной школы и школы искусств является самовыражающаяся личность, отличающаяся эмоциональной уверенностью и стабильностью, искренним отношением к окружающим, высокой самооценкой.

Предполагается развитие у всех её участников (преподавателей, учащихся, родителей) собственной значимости, самоуважения, инициативности и активности, как ведущего личного качества.

Возможность развития у каждого ребёнка самопознания, самоопределения, самореализации личности.

Этот проект даёт детям опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Способствует становлению ребёнка как субъекта жизни, истории, культуры.

Предполагает ярко выраженную социальную деятельность. Способствует достижению вершин в учебной, творческой деятельности, что позволяет им адаптироваться и утвердиться в социуме.

Информационные источники

  1. Концепция развития образования в сфере культуры в РФ на 2008-2015г.г.
  2. Кравчук Л.В. «Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств. Автореф. дис. канд. пед. Наук, М., 2006г.
  3. Левченко Ю.А. «Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Автореф., дис., канд., пед. наук, Воронеж, 2006г.
  4. Лихачёв Д.С. «Русская культура». СПб.: искусство СПб, 2007г.
  5. Проекты лауреатов Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий «Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в РФ.» - «Балакиревский проект – 2004», М., 2005г.
  6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., «Просвещение», 1981г.

Результативность

Анализ уровня самосовершенствования учащихся за три учебных года

 % - Число учащихся, занимающихся в художественной и музыкальной школе, в кружках художественной самодеятельности, эстрадного пения, кружках художественных ремёсел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства

Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.

Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР

При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным ра...

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.

Данная статья рассказывает об эффективных методах работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях дополнительного образования, через приобщение детей к прикладному творчеству....

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий личностного развития младших школьников.

Одним из важных аспектов в образовательном процессе учреждений дополнительного образования на сегодняшний день является  формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Безуслов...