Тематический урок " Эффективное использование энергии!"
учебно-методический материал по физике на тему

Урок посвящен " Эффективному использованию энергии" Просмотр презентаций, викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_energosberezhenie.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интерактивного урока по теме «Эффективное использование энергии

Автор: Мухина Валентина Владимировна, учитель физики муниципального бюджетного образовательного учреждения Миллеровской СОШ им. Жоры Ковалевского, село Миллерово.

Цели и задачи:

- актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;

- пропаганда идей энергосбережения среди школьников;

- формирование культуры энергосбережения у школьников для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;

- развитие интереса к практическому применению полученных знаний. 

-установить взаимосвязь между экономией энергетических ресурсов и улучшением состояния окружающей среды.

Оборудование:  персональный компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией по теме урока.

ХОД УРОКА

 1

Учитель: Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.

Потребность в энергии постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров. Установлено, что 1520% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.

Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.

Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.

Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы.

Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления

(телевизоры); они автоматически включались через реле времени (электроплиты,

кофеварки, музыкальные центры и т.д.); принимать сигналы из внешней сети (факсы); проще и быстрее переходить из режима в режим.

Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением.

Учитель: Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему? (Учащиеся отвечают).

Учитель: Верно, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.

 Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

 Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

 Возникает вопрос, почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии?

2. Просмотр презентации «Электросбережение.»

3.Викторина «Энергоэрудит». 

1. Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:

 1)в 1,5 раза   2) в 2 раза   3) в 5 раз.

 2. Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

1) 0%    2) 65%      3) 95%.

 3. Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:

1) добычи 1 кг угля      2) выработки 1 литра бензина    3) добычи 1 кг золота.

4. В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп накаливания:

1) 2016 год   2) 2018год     3) 2020 год.

5. Назовите самый экономичный класс бытовых приборов:

1) «А»        2) «В»        3) «С».

6. Какой водой проще и быстрее отмыть известку с пола:

 1)горячей        2) холодной.

7. Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна:

 1) 30%         2) 40%        3) 50%.

8. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:

 1)на 20 %    2) на 30 %        3) на 40 %.

9. Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:

1) на 10%        2) на 20%        3) на 30%.

10. При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет:

 1)10-15%         2) 20-25%        3) 25-30%.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

Вопрос №1

Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.

Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.

Вопрос №2

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос №3

Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.

Вопрос №4

Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью откажутся от них в 2016 году.

Вопрос №5

В настоящее время почти вся европейская бытовая техника имеет специальную евронаклейку с обозначением класса энергосбережения.

К классу «А» относятся наиболее экономичные приборы. Каждому классу энергосбережения соответствует определенный уровень энергопотребления.

Например, стиральные машины (по данным компании «Самсунг»).

При загрузке 1 кг хлопкового белья и температуре 95 градусов С:

- при классе «А» расходуется 0,19 кВт•ч энергии;

- при классе «В» расходуется от 0,19 до 0,23 кВт•ч энергии;

- при классе «С» расходуется от 0,23 до 0,27 кВт•ч энергии.

Вопрос №6

Греть воду приходится в любом доме. Хорошо, если только для чая, а то ведь ещё приходится нагревать воду для мытья посуды, стирки. Для этого чаще всего используется электричество, даже в частных домах.

Помните, что вода, не использованная вами, успеет остыть до того, как понадобится вновь, и вы будете греть её заново. К тому же вряд ли вам нужен лишний пар в доме, который нужно оплачивать? Когда воду греют на деревенской печи, совет тоже нелишний.

Используйте горячую воду для бытовых целей только там, где без неё не обойтись. Везде, где можно, применяйте холодную.

К примеру, горячей водой жир отмывается значительно лучше, но если вам нужно смыть с пола или предметов извёстку, то сделать это удастся легче и быстрее холодной водой. Для полива цветов тоже полезней холодная отстоявшаяся вода.

Вопрос №7

Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!

Вопрос №8

При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Вопрос №9

Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.

Вопрос №10

При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет до 10-15%! При неправильной программе стирки – до 30%.

Учитель: Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать. А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром... Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.

4.Просмотр презентации Окружающая среда и энергоресурсы.» 

5. Выводы. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытались посмотреть на энергосбережение с различных позиций: зачем и как? Очень надеюсь, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии. В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения принципов экономии и бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов Дежурный режим считается экономичным, но энергия при этом все же потребляется. Задача сокращения потребления энергии электроприборами и системами в режиме ожидания находится в центре внимания международной электронной промышленности. Однако главный выбор использования режима остается за потребителями.

 В заключении хочу остановиться на одной интересной акции, проводимой каждый год во всем  мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Рекордное число стран приняли участие в акции «Час Земли», прошедшей в прошлом году.  В 134 государствах, в частных домах и на государственных объектах люди на целый час выключали электроэнергию. В Париже погасла Эйфелева башня, в Лондоне – крупнейшее в мире колесо обозрения «Лондонский глаз», в Нью-Йорке – площадь Таймс-сквер, в Пекине – гигантский стадион «Птичье гнездо», а также более семидесяти объектов в Москве: «потухли» здания Мэрии, МГУ, на всех московских «высотках», башне на Шаболовке, всём Новом Арбате, Киевском вокзале, дворце спорта в Лужниках, на эстакадах и мостах. Кроме столицы акцию поддержали еще тридцать российских городов. Не хотите и вы поучаствовать в этой акции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Разработка урока с использованием case-study технологии в 10 классе на тему "Энергия.Источники энергии"

«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих з...

Технологическая карта урока с использованием ОК "Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия"

Конспект урока с использованием ОК "Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". 7 класс. УМК А.В. Перышкин. Используются на уроке фото- и видеоматериалы....