Конкурсное задание "Учебное занятие". Конспект урока физики на тему "Исследование далеких планет. Нептун и Плутон"
план-конспект занятия по физике (9 класс) на тему

Открытый урок по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fiziki.docx196.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики

«Исследование далеких планет»

Класс: 9

Цель: Исследовать планеты Нептун и Плутон

Задачи:

  1. Вспомнить строение солнечной системы;
  2. Познакомиться с историей открытия планет Нептун и Плутон;
  3. Изучить строение и основные характеристики планет Нептун и Плутон.

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, презентация, видеофрагмент.

Ресурсы: виртуальная лаборатория по физике «VirtuLab»

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Лабораторная работа
  3. Новая тема
  4. Закрепление нового материала
  5. Домашнее задание

1.Организационный момент

-Здравствуйте!

-Уже в младших классах, на уроках биологии и географии вы получали сведения о Вселенной, небесных телах. Кто-то из вас читал детские энциклопедии, смотрели фильмы о планетах, звездах, созвездиях…

Сегодня, на нашем уроке мы освежим ваши знания и узнаем еще много нового. И начнем мы с вами с лабораторной работы, которая позволит нам вспомнить названия планет и их расположение.

2.Актуализация знаний

Лабораторная работа (Приложение №1)

-Лабораторная работа будет интерактивной, на столах у каждого есть карточки-таблицы в которых вы будите работать.

Название работы «Модель Солнечной системы»

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=56:2009-08-22-10-56-06&catid=38:16-&Itemid=98

-Ваша задача: заполнить таблицу данными, которые вы видите на экране

(Учитель работает вместе с учениками)

Вопросы:

1 вариант-какая планета самая тяжелая?

2 вариант-какая планета самая легкая?

Всем ученикам: сделайте вывод по лабораторной работе

-Ответе на вопрос: какая планета в нашей таблице самая последняя?

(ответ учеников)

-А какой планеты нет у нас в таблице?

(ответ учеников)

-Тогда можете назвать мне тему нашего урока?

(ответ учеников)

3.Основная часть. (Новая тема)

-Тема нашего урока: «Исследование далеких планет. Нептун и Плутон»

-Наши с вами задачи:

1.Исследовать планеты Нептун и Плутон;

2. Выяснить их особенности;

3.Ответить на вопрос «Почему Плутон больше не планета?»

-Внимание на экран!

(просмотр презентации, сопровождается кратким конспектированием)

Нептун

Непту́н — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Планета была названа в честь римского бога морей.

Обнаруженный 23 сентября 1846 года Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Открытие принадлежит французским ученым Йохану К. Галле и Урбану Леверье. 

Нептун является ледяной планетой, состоящей из аммиака, воды и метана. Атмосфера планеты состоит из гелия и водорода. Ядро Нептуна состоит из силикатного магния и железа.

В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы, по некоторым оценкам, их скорости могут достигать 2100 км/ч. Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.

1.Спутники.

У Нептуна на данный момент известно 13 спутников, самый крупный -Тритон.

2.Кольца.

У Нептуна есть кольцевая система, хотя гораздо менее существенная, чем, к примеру, у Сатурна. Кольца могут состоять из ледяных частиц, покрытых силикатами, или основанным на углероде материалом, — наиболее вероятно, это он придаёт им красноватый оттенок. В систему колец Нептуна входит 5 компонентов.

3.Интересные факты:

-Продолжительность дня на планете равна 16 часам.
-Масса поверхностного льда планеты в 17 раз превышает массу Земли.
-Во всей Солнечной системе Нептун является самой холодной планетой.

В 2016 году НАСА отправили к планете Нептун аппарат Neptune Orbiter, который передаст новые данные о небесном гиганте.

Плутон

Плуто́н (134340 Pluto) — крупнейшая известная карликовая планета Солнечной системы, десятое по массе (без учёта спутников) небесное тело, обращающееся вокруг Солнца — после восьми планет и Эриды. Первоначально Плутон причисляли к обычным планетам, но сейчас он считается карликовой планетой и самым крупным объектом в поясе Койпера. Плутон назван по имени бога подземного царства. Плутон открыт благодаря не сложным математическим расчетам, а острому зрению Клайда Томбо.

Плутон состоит в основном из камня и льда и он относительно мал: его масса меньше массы Луны в шесть раз, а объём — в три раза. Площадь поверхности Плутона примерно равна площади России.

Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Однако в конце XX и начале XXI века во внешней части Солнечной системы было открыто множество объектов. 24 августа 2006 года МАС впервые дал определение термину «планета». Плутон не попадал под это определение, и МАС причислил его к новой категории карликовых планет вместе с Эридой и Церерой. После переклассификации Плутон был добавлен к списку малых планет и получил номер 134340 по каталогу Центра малых планет. Некоторые учёные продолжают считать, что Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету.

1.Спутники

Вокруг Плутона находится несколько спутников – Харон, Гидра, Никс, Р1

Интересные факты

1.Первое название – Планета Х. Название Плутон придумала школьница из Оксфорда (Англия)

2.Плутон единственный из карликовых планет, на котором есть атмосфера.

3.Для одного оборота вокруг себя, Плутону надо 6 дней, 9 часов и 17 минут.

4.На Плутоне всегда темно, поэтому с него круглосуточно можно смотреть на звезды.

С момента своего открытия и до 2178 года Плутон впервые обойдет вокруг Солнца.

-На экране вы видите таблицу Менделеева: химический элемент №93 Нептуний и №94 Плутоний названы в честь планет, которые мы изучаем.

- А теперь просмотрим видео ролик об этих планетах

(просмотр видеоролика)

4.Закрепление изученного материала

Работа в группах (приложение №2)

Обобщим полученные знания. Каждой группе дается лист с названием планеты, нужно его заполнить

(время выполнения задания 5-6 минут)

5.Рефлексия

Защита работ

-От каждой группы к доске выходит один ученик и защищает работу

-вы справились с заданием, спасибо за работу!

6.Домашняя работа

подготовить доклад о других планетах. Прочитать п.17

Мы продолжим говорить о вселенной и дальше, ведь еще многое нужно узнать!

Приложение №1

Название планеты

Масса (кг)

Радиус (км)

Спутники

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему "Известные люди планеты" с использованием социальных сетевых сервисов

План-конспект урока на тему "Известные люди планеты" с использованием социальных сетевых сервисов и сопроводительные материалы к нему. Урок был проведен в 7 "а" классе по УМК  Биболетова М.З., Тр...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Конспект урока на тему: "Давайте поможем планете"

Конспект урока на тему: "Давайте поможем планете"...

Конспект урока «Кто ответственен за нашу планету?»

Цель урока: научить ребят обсуждать экологические темы на английском языке. Воспитательный аспект урока:воспитание ценностного отношения к природе и животному миру, понимания активной роли человека в ...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...

Конспект урока по теме " ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ"

Конспект урока по теме "Япония . Далекая и близкая" 11 класс....

Конспект урока окружающего социального мира. Тема: «Планеты солнечной системы. Венера».

Конспект урока по окружающему природному миру " Планеты солнечной системы.Венера"...