«Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»
материал по физике на тему

Никулкина Наиля Рафиловна

 «Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc149.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»

Мне хотелось бы начать со слов доктора пед. наук Владимир Павлович Беспалько:

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,

Технология – на науке.
С искусства все начинается,

Технологией – заканчивается,
Чтобы затем все началось сначала.

Как вы понимаете, речь идет о чувственном и научном методах познания мира.              

 Процесс  познания мира учениками в школе — это, по своей форме, строго организованный процесс, в равной мере направленный на обучение и воспитание. 

Деятельность учителя- в разумных пропорциях, это и            

ремесло и искусство.

 Главное, найти эту золотую середину.

Ведь и  в  новых Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования речь идет уже не о формировании  всем известных ЗУНов, а о развитии универсальных учебных действий обучающихся.  Это возможно только посредством их самостоятельной личностно - значимой деятельности. И этой деятельности их должен научить учитель.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит именно деятельностный подход, который обеспечивает  достижение обучающимися планируемых результатов освоения учебных программ.

А возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.

       Таким образом, одной из основных  задач образования становится формирование  гражданина, который сможет успешно жить в  информационном обществе,  самостоятельно думать,  генерировать новые идеи; применять полученные знания в жизни;   работать над развитием интеллекта; быть коммуникабельным.

       Задачи поставлены достаточно сложные.

В свое время было много споров о правомерности  технологического подхода в учебном процессе. Сегодня  разработаны различные образовательные технологии, выпущены учебники, учебные пособия, целые УМК для решения этих задач.

Учитель в прямом смысле тонет в них.

Перед  ним встает вопрос: какие из них лучше, эффективнее?

Реальность же такова:   на уроках, в полном объеме технологии используются редко, чаще мы интегрируем элементы этих технологий в свою систему работы.

         Учитель один, технологий много.

Как отобрать и применить наиболее эффективные образовательные     технологии?

Как выстроить свою систему работы?

На мой взгляд,    наиболее интересными и продуктивными для решения поставленных  задач   являются:

проектная технология, блочно-модульная и информационно-коммуникационные технологии.

Мне очень нравится высказывание англ. философа Герберта Спенсера: 

“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”.

На мой взгляд,   именно эти образовательные     технологии  превращают знания в умственные мышцы.

Проектная деятельность (обучение)- это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • умению представлять результаты своей деятельности и хода работы;
  • выполнению презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио);
  • практическому применению знаний в различных ситуациях.

При таком подходе учитель из носителя информации превращается в организатора деятельности обучающихся.

Ведь целевая установка проектной технологии:

  • окружающая жизнь — это лаборатория, в которой происходит процесс познания; а главное в процессе деятельности - это

самообучение.

Метод проектов и его применение - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Это деятельность,  позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить  знания, принести пользу,  публично показать достигнутый результат.

А теперь об эффективных элементах.

                           В блочно-модульной технологии это:

  • блочно-модульное тематическое планирование;
  • технологическая карта учителя;
  • технологическая карта обучающихся с разноуровневыми заданиями и различными формами проведения зачетов по темам программы, элемент направлен на формирование и развитие системной деятельности обучающегося, логического мышления и саморазвития личности.

В начале тематического планирования определено, что должен знать и уметь учащийся в конце изучения темы. Это физические понятия, формулы, физические законы, устройства приборов, их практическое применение.

Выявлено, что должны уметь ученики: использовать новые законы и законы предыдущих тем, уметь объяснять физ. явления, физ. процессы, вычерчивать графики, схемы, рисунки, уметь пользоваться различными приборами и применять их на практике.

В разделе «Тема урока» вычленены ключевые понятия, рельефные слова, в которые кодируется основная информация по теме. Присутствует форма проведения учебного занятия. Вводный урок, лабораторные работы, уроки решения задач, контрольные работы, зачеты. На этом уроке перед учащимися ставятся учебные цели, задачи познавательной деятельности для всего блока темы, идет знакомство класса с общей структурой обучения по данному блоку.

В разделе «Содержание учебного материала» раскрываются узловые понятия.  

В следующей колонке представлены элементы технологической карты. Здесь есть содержание и форма самостоятельной работы учащихся.

Затем - колонка – «контроль».  Это письменный и устный ответы, фронтальный опрос, физический диктант. И идет колонка «д./з.».

 Она рассчитана на среднего ученика. Дифференцированное задание записывается на доске и поясняется на каждом уроке.

 Исходя из целей и задач урока, образуется развернутая технологическая карта. Если это урок по изучению нового материала, то в начале объясняется теоретический материал в виде беседы, выявления проблемных ситуаций, сопровождающихся опытами, с записью опорных конспектов.

Отработка материала, может проводиться  в парах или  индивидуально по расписанным самостоятельным и практическим заданиям.

Например, ответить на вопросы к параграфу, сделать анализ таблицы, составить описание эксперимента по в/ф,   собрать электрическую цепь и начертить ее схему в тетради.

     Заключающим этапом темы является итоговая часть учебного модуля. Она предназначена для контроля знаний, умений и навыков, учащихся по всей теме; сформированных в процессе их  деятельности. Это контрольные работы (они тоже разноуровневые)  и  уроки-зачеты.

На мой взгляд, использование таких технологических  карт дает развитие самостоятельной, познавательной активности учащихся, осуществление индивидуального контроля учащихся, самоконтроля за собственной деятельностью по получению и закреплению  знаний.

Применение модульной технологии позволяет:

  • сочетать изучение нового материала с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе;
  •  яснее представить учащимся общие положения темы, материал в целостности;
  •  ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов;
  • повысить уровень мотивации, умения объективно оценивать себя; ученики не боятся думать, размышлять вслух, не боятся ошибиться.

и, наконец, использование этой технологии обеспечивает создание заинтересованного, комфортного состояния психологической сферы ученика в процессе изучения физики.

Мы  уже не мыслим проведение  уроков  без применения   информационно — коммуникационных технологий и средств интерактивного обучения:

Это использование

  • Цифровых образовательных ресурсов,
  • Интернета
  • L-микро лаборатории;
  • цифровой естественнонаучной лаборатории Архимед;
  • виртуальной физической лаборатории;
  • мобильного  компьютерного класса;
  • интерактивной доски;
  • видеопризентера.     

 L-микро лаборатория позволяет использовать компьютер для проведения демонстрационного эксперимента или работ практикума по различным темам. Например, в методическом пособии по теме «Механика» представлено подробное описание 17 экспериментов для 7-10 классов.

Цифровая естественно-научная лаборатория Архимед имеет много достоинств: обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью.

По сравнению с традиционными лабораториями, "Архимед" позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных. Удачным дополнением к «Архимеду» является  виртуальная физическая лаборатория, выпущенная издательством «Дрофа».

Данная  программа удобна в использовании, инструкции даны в доступной форме и в поэтапном изложении, есть возможность вернуться к началу работы и повторить эксперимент для лучшего усвоения материала. Лабораторные работы дополняют новый материал, эти работы можно использовать для изучения нового материала и для его закрепления. 

Виртуальные лабораторные работы хороши  для:

-      формирования умений постановки экспериментальных задач, выдвижения гипотез (предложи способ);

-      составления плана их  опытной проверки и проведения виртуального эксперимента (ученик получает вопросы на ответы и может их исправить);

-     составления отчета по работе и выводам  по проверке эксперимента

(учатся правильно делать выводы, анализировать процессы, формулы, правильно составлять отчет);

-     развития теоретического мышления.

                   Учащиеся  выполняют работу на своих компьютерах и отправляют  отчеты в компьютер учителя по локальной сети. Один отчет высвечивается на интерактивной доске. Отчет  разбирается, обсуждается, исправляются типичные ошибки.  К следующему уроку, учителем проверяются все работы, и с оценкой отправляются в каждый компьютер.

Для такой работы необходим мобильный компьютерный класс, с помощью которого можно решать еще и другие задачи:

- удобно проводить отработку навыка работы с тестовыми заданиями, причем, эти задания можно набирать   самим, можно использовать готовые  отсканированные задания.

- решение качественных задач, (для тех, кто хорошо работает с функцией редактор   формул можно дать небольшие вычислительные задачи).

- используется для проверки и обобщения знаний.

- подготовка к ЕГЭ и ЕРЭ в 11 и 9 классах

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают развитие информационной, познавательной, коммуникативной компетенций обучающихся,  придают уроку динамизм и выразительность.

                   

Использование данных технологий на уроке и во внеурочной деятельности повышает познавательную деятельность и мотивацию к учению, способствует повышению эффективности процесса обучения физическим явлениям, процессам, закономерностям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Выступление на педсовете: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"...

Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Материал интересный, поможет  педагогу грамотно выступить с докладом    на семинаре...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

«Метод проектного обучения как педагогическая технология для развития творческого потенциала обучающихся»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства 5, 6 классы....

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...