"Агрегатные состояния вещества" - урок физики в 8 классе
материал по физике (8 класс) по теме

Клочкова Марина Владимировна


Урок физики в 8 классе "Различные агрегатные состояния вещества". На данном уроке изучаются различные агрегатные состояния на примере воды. Для повышения познавательного интереса учащихся использунтся презентация, видеоролики о воде, ее составе и строении, а также о танцющих фонтанах. Урок предусматривает проведение опытов с водой учениками класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе на тему

«Различные состояния вещества».

Цель урока: Познакомить учащихся с различными состояниями вещества, ввести понятия: кристаллизация, плавление, конденсация, испарение, сублимация, десублимация.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.

Оборудование для опытов: стаканы, теплая и холодная вода, растительное масло, шипучие таблетки, газированная вода, красители, пакет с водой, спицы.

Ход урока.

1 этап – Повторение.

Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим новую тему «Различные состояния вещества».

Но сначала вспомним пройденный материал. На прошлом уроке вы писали контрольную работу в основном все справились с контрольной работой.

  1. Давайте вспомним как определить Количество теплоты или затраченную энергию на нагревания вещества? Q=cm(t2-t1)
  2. Чему равно количество выделяемой теплоты при сжигании топлива? Q=qm
  3. Что такое C?
  4. Что такое q?

2 этап. Объяснение нового материала.

Слайд 1. Мы с вами уже говорили, что все окружающие нас тела могут находиться в трех состояниях: твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Слайд 2,3. Сегодня мы подробнее рассмотрим:

- Как нам их отличать?

- При каких условиях вещества переходят из одного агрегатного состояния в другое?

Слайд 4. Давайте рассмотрим модели строения тел в различных состояниях.

Модель твердого тела: твердое тело сохраняет постоянный объем и постоянную форму. Это можно объяснить тем, что в твердых телах молекулы находятся близко друг к другу (расстояние много меньше размеров молекул)  и совершают колебания около положения равновесия. Если мы попытаемся сжать тело (приблизить молекулы друг к другу), (опыт с пружиной) то возникают силы молекулярного отталкивания, препятствующие сжатию. Если мы попытаемся   подвергнуть тело растяжению (удалить молекулы друг от друга), то возникают силы межмолекулярного притяжения, препятствующие растяжению.  

Слайд 4. Теперь рассмотрим модель жидкого тела: молекулы жидкого тела расположены тоже близко друг к другу (расстояние сравнимо с размерами молекул), но не закреплены жестко межмолекулярными силами (нет кристаллической решетки), поэтому молекулы могут перескакивать с места на место, двигаться рядышком на расстояниях, соизмеримых с размерами молекул. Поэтому жидкость сохраняет постоянный объем, но не сохраняет форму.

Слайд 4. Теперь рассмотрим модель газообразного тела: молекулы газа расположены на расстояниях, в десятки раз превосходящих размеры самих молекул.  Они уже не связаны друг с другом, не взаимодействуют, поэтому не сохраняют постоянными ни форму, ни объем. Форма, и объем газа постоянно меняются с изменениями сосудов, в которые их помещают.

Все вещества имеют свои свойства. Давайте запишем их. Слайд 5, 6.

  1. Вещества состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул, между которыми есть промежутки.
  2. Частицы взаимодействуют друг с другом: притягиваются и отталкиваются.
  3. Все частицы вещества непрерывно движутся и взаимодействуют между собой.
  4. Для взаимодействующих веществ справедливо явление диффузии, смачивания, осмоса.
  5. Все вещества способны переходить из одного агрегатного состояния в другое.

Слайд 7. Теперь давайте подробнее поговорим о переходе тел из одного состояния в другое. 1. Из твердого состояния в жидкое.

Можем задать вопрос: до каких пор мы можем нагревать твердое тело?

   Ответ напрашивается сам: до температуры плавления.

   Температура, при которой вещество из твердого состояния переходит в жидкое, называется температурой плавления. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое при температуре плавления, называется плавлением (обратный процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое называется кристаллизацией или отвердеванием. Температура отвердевания для каждого вещества такая же, как и температура плавления).

 Для каждого твердого тела есть своя температура плавления. Её можно посмотреть в таблице – Температура плавления. Какая температура плавления у воды – 1000С.

2. Переход от жидкого состояния к газообразному – парообразование (испарение), а обратный процесс – конденсация. Такой переход наиболее активно осуществляется при температуре кипения. Хотя испарение происходит при любой температуре. Если снова привести в пример воду. Вода испаряется летом при солнечной погоде и зимой, процесс испарения будет происходить быстрее, если на улице дует ветер. Приведите пример, где мы можем наблюдать конденсацию воды.

 – Образование росы.

3. Может ли твердое вещество сразу превратиться в пар? – Да.

А встречались ли вы с таким явлением как сублимация? Это переход из твердого состояния сразу в газообразное. Пример: белье которое вывешивают после стирки на мороз, когда его вносят в дом белье почти сухое, так как вода, замерзшая в волокнах ткани, превратилась в пар – это и есть сублимация.

Слайд 8. Нас окружают тела в различных состояниях. Может ли одно и тоже вещество одновременно находится сразу в трех состояниях? – Да, это вода. Например: в океане мы можем видеть айсберг, а в это время по небу плывут облака.

Слайд 9 - 12. Вода имеет химическую формулу - Н2О. Как и все вещества она может быть твердой жидкой или газообразной. Вода – не имеет формы, обладает свойством текучести, служит растворителем, но не для всех веществ, фильтруется и очищается при помощи адсорбентов (уголь).

 А какие удивительные опыты мы можем сделать с водой?

Сейчас я предлагаю вам выбрать один из опытов, для которых на столе есть все необходимое, и продемонстрировать его остальным. Кто желает?

Слайд 13.

Опыт 1.

Налейте в один стакан растительное масло в другой воду.

Покройте стакан с водой плотной бумагой и осторожно переверните его, затем положите его на стакан с маслом.

Сдвиньте немного бумагу, чтобы получилась щель.

Что происходит и почему?

Опыт 2.

Влейте в большой стеклянный сосуд растительное масло. Затем влейте немного воды  и несколько капель пищевого красителя. Опустите в эту смесь шипучую таблетку. Что происходит?

Опыт 3.

Возьмите бутылку с газированной водой и бросьте в неё несколько виноградинок. Пронаблюдайте что происходит?

Опыт 4. (2 человека)

Возьмите 2 стакана и налейте в один стакан холодную воду, а в другой теплую. Затем покройте один из стаканов листом плотной бумаги, осторожно переверните и поставьте на другой стакан. Уберите бумагу. Что происходит? Поясните опыт.

Опыт 5.

Налейте воду в пакет с замком. Затем попробуйте проколоть пакет спицей насквозь. Получится?

Слайд 14. Вода уникальное вещество она окружает нас везде. Ничто не может существовать без воды.

Слайд 15. Уникальны и другие свойства воды. Вы слышали о таком понятии как святая вода, крещенская вода. Почему же она так меняется. Оказывается, в зависимости от того где течет вода, что происходит вокруг, вода может менять свою структуру – т.е. строение кристалла воды. Вы, например, видите зимой снежинки разного вида, вот так и вода меняет свою структуру давайте посмотрим небольшой видеофрагмент об изменении структуры воды.

Слайд 16. А сейчас давайте посмотрим какие красивые поющие фонтаны создают дизайнеры.

2 этап Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы теста № .  

Меняемся тетрадями. Проверяем.

Оценки за урок.

Урок подходит к концу.

Давайте запишем домашнее задание: параграф

Всем  спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок физики в 8 классе "АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА"

на уроке использованы межпредметные связи физика - литература - искусство...

Плотность вещества Урок физики 7 класс

Урок составлен согласно тематическому планированию по программе 7 класса к учебнику «Физика 7. А.В. Перышкин».  Содержит цели , основные этапы, приемы и методы план изложения нового материа...

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

Агрегатные состояния вещества. Урок в 7 классе

Документ содержит подробный сценарий урока и презентацию к нему. В презентации встроены два видеосюжета. К сожалению прикрепить их для публикации не было возможности, т.к. загрузка ограничена весом фа...

Агрегатные состояния вещества урок физики 7 класс

Цели урока:Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.Развивающая: Продолжить формирование умений устан...