Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Из опыта работы
статья по физике на тему

Ящук Наталия Александровна

На каждом учителе, учащиеся которого сдают ОГЭ и ЕГЭ лежит огромная ответственность, так как результаты экзаменов - это основной показатель работы учителя и школы. В этой ситуации возникает необходимость создания целостной системы поготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уровне, обеспечивающем успешную сдачу экзаменов. Расскажу о своей сложившейся системе подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике.

Из опыта работы учителя физики

МБОУ «Каргасокская СОШ №2» Томской области

Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ РФ является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Надо признать, что на сегодняшний день, результаты ЕГЭ – это основной показатель работы учителя и школы. А для обучающегося хорошие результаты ЕГЭ – это условие получения аттестата и успешного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

        За время работы учителем физики (9 лет) мои ученики сдавали ОГЭ (ГИА) 3 раза, а ЕГЭ – 5 раз.

Экзамен

Год

Количество участников    

«2»

«3»

«4»

«5»

% обученности

%

качества

Средняя отметка

Средний балл

ГИА

2011

8

-

-

2

6

100

100

4,75

28,125 (из 36)

ГИА

2013

17

-

-

7

10

100

100

4,588

29,706 (из 40)

ОГЭ

2015

8

-

1

4

3

100

87,5

4,25

26,5 (из 40)

Год

Количество

участников

Min

балл

Количество участников, не преодолевших порог

Max

балл

Количество высокобальников (81-100)

Средний балл

Средний балл

по району

Средний балл

по области

2011

10

41

-

92

2

60,9

53,14

50,49

2012

10

41

-

69

-

55,2

52,06

47,91

2013

8

54

-

94

2

68,375

59,7

55,76

2014

7

40

-

75

-

53,286

50,62

47,94

2015

11

52

-

87

2

65,727

62,05

54,57

После математики и русского языка самыми востребованными предметами для поступления в ВУЗы являются физика и обществознание. Они занимают третье и четвёртое место в зависимости от направления ВУЗа: технического или гуманитарного. Наибольшее число выпускников выбирают обществознание, ЕГЭ по которому сдавать легче. Но и физику – самый сложный предмет школьной программы, сдают тоже немало 11-ов. Например, в 2015 году в нашей школе физику сдавало 11 человек из 36 общего числа выпускников, что составляет 30,6%.

9 выпускников использовали результаты ЕГЭ по физике и успешно поступили в ВУЗы на бюджетной основе.

Таким образом, на каждом учителе, учащиеся которого сдают ЕГЭ, лежит огромная ответственность. В этой ситуации возникает необходимость создания целой системы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивающей усвоение учебного материала на уровне, который необходим для успешной сдачи экзаменов.

Расскажу о своей системе подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Она начинается уже в 7-8 классе и заключается в формировании к 9 классу мотивированной группы обучающихся, сдающих ОГЭ, а впоследствии и ЕГЭ.

Главные инструменты для формирования такой группы:

- устойчивый интерес к предмету;

- широта и прочность знаний;

- авторитет учителя;

- профориентационная работа.

Учащиеся, сдающие экзамен в 9 классе, входят в профильную группу 10-го, состав которой потом существенно не меняется. Таким образом, к ЕГЭ начинают осознанно готовиться дети уже прошедшие экзаменационное испытание в 9 классе и обладающие хорошим уровнем знаний.

Подготовка к экзаменам в 9 классе осуществляется в рамках элективного курса (1 час в неделю), а в 10-11 классе в рамках профильного обучения (3 часа в неделю). Этого времени недостаточно, так как, во-первых, группы выпускников разноуровневые, а во-вторых, порядка 40% максимального первичного балла отводится на решение задач повышенного и высокого уровней сложности. Порой дополнительных занятий не избежать.

Чтобы минимизировать свои неоплачиваемые временные затраты, психологически настраиваю обучающихся на основательную самостоятельную домашнюю работу. Себе же отвожу роль консультанта, помогающего выстроить систему подготовки и разобраться в трудных вопросах.

Убедить самостоятельно работать не так-то просто даже добросовестных детей, поэтому объём самостоятельной работы определяю сама и обязательно её оцениваю. Так уж сложилась наша система образования, что оценка для ребёнка является очень сильным мотивирующим фактором.

Домашняя работа должна содержать как тестовые задания, так и задания, требующие краткого и развёрнутого ответа. Она обязательно должна быть разноуровневой, чтобы  создавать ситуацию успеха для «слабых» детей, а «сильным» дать шанс реализовать свои способности.

Самостоятельная работа дома даёт возможность учащемуся попробовать свои силы и решить задачу без помощи учителя. Не очень трудолюбивые дети могут воспользоваться ресурсами сети Интернет. В этом случае обучающихся надо убеждать, что смысла в чистом списывании нет и учить их с умом пользоваться интернетом: искать не готовое решение, а подсказку, направление рассуждений.

Применяю в своей работе и такой приём. Перед сдачей домашней работы на перемене рекомендую учащимся обсудить решение некоторых заданий теста. У кого есть вопросы, получают на них ответы, а тот, кто помогает, лучше запоминает способ решения.

После проверки домашних работ на следующем уроке выполняется подробный анализ. Даже если у одного обучающегося не получился ответ в том, или ином задании, делается полное его пояснение. Для остальных, как говориться, «повторенье – мать ученья». Кроме того, мною предложенные решения могут быть более простыми и рациональными.

Анализ объёмной домашней работы занимает много времени на занятии. Но такая работа гораздо эффективнее, чем решение тестов и задач, предложенных непосредственно на уроке. Например, в этом году 1 профильный урок по физике проходит 7-ым уроком в понедельник и дети уже спят, а 2 урока проходят утром в субботу – они ещё спят. Полученная тетрадь с оценкой за тест является мощным мотивационным фактором для их пробуждения. У ребят возникает интерес к заданиям, которые они выполнили неправильно. Они обмениваются мнениями, спорят о способах решения задачи, доказывают друг другу свою правоту и искренне радуются, если направление их решения было выбрано верно, а они просто допустили глупую вычислительную ошибку.

Сначала тесты ребятам предлагаю тематические. Либо составляю их сама из тестов ОГЭ и ЕГЭ, либо использую готовые подборки. Тематические задания помогают выявить и ликвидировать «пробелы» в знаниях, более глубоко и детально проработать пройденную тему. Во втором полугодии 9-го или во втором полугодии 10-го класса начинаю предлагать тренировочные  тесты ОГЭ и ЕГЭ. Первичные баллы по шкале перевожу в тестовые баллы или в оценку для того, чтобы обучающиеся реально оценивали результат и уровень своих знаний. Выпускники 11 классов, например, видят, что высокие баллы ЕГЭ можно набрать при условии решения задач из второй части КИМа (уровня С).

КИМы даю за разные года. С 2002 года видоизменения структуры тестов и набора заданий происходили, чуть ли не ежегодно. Такие существенные различия в КИМах бывают очень полезны. В некоторых вариантах тренировочных тестов структура совершенно одинаковая. Дети привыкают, например, к тому, что пятое задание на закон сохранения импульса, а когда на экзамене под пятым номером встречается задания на закон гравитации, теряются и очень волнуются. Таким образом, обучающимся полезно работать с тестами разной структуры.

Итак, дети решают много тестов и задач дома. Но я не могу назвать такую систему работы: натаскиваем на тестах. Дело в том, что знание теории не гарантирует успешного её применения на практике. Например, учащиеся легко запоминают третий закон Ньютона, но когда дело заходит о применении закона при решении качественных задач (бабочка и автомобиль) теряются и отвечают неправильно. Детей надо учить применять своих знания на практике. Но дело в том, что в физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных  учителем. Кроме того, решая огромное количество задач, у ребят формируется психологическая устойчивость к ситуации новой задачи, а это так важно на экзамене.

Успешная подготовка к экзаменам возможна только при создании на уроках доброжелательной обстановки, основанной на взаимопонимании. Я считаю, например, что не надо детей делить на «слабых» и «сильных». Для способных ребят полезно решать задачи из первой части (задачи уровня А и В), они там тоже делают не мало ошибок. А, решая задачи из второй части (уровня С), мы повторяем физические процессы и явления, законы и формулы, учимся новым способам решения задач, отрабатываем навыки применения математического аппарата. Ребята должны работать одним дружным коллективом в комфортных для себя условиях: не должны стесняться задавать вопросы, предлагать свои способы решения задачи, исправлять ошибки учителя (и такое бывает).

Необходимо психологически поддерживать ребят. Многим из них физика поначалу даётся очень трудно. Нужно их убеждать, что систематическая работа приведёт к успеху, что в один прекрасный момент вдруг обнаружится, что задачки-то — решаются! Главное — сжать зубы, терпеть и работать.

Я рассказала только о некоторых аспектах своей работы, которыми, конечно, не ограничивается подготовка детей к ОГЭ и ЕГЭ. Все направления моей работы я сформулировала в рекомендациях, которые, надеюсь, будут Вам полезны.

        Рекомендации учителям при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ:

  1. Формировать прочные знания в течение всего времени обучения, поскольку подготовка к экзаменам по физике требует от обучающихся способности удерживать в памяти  большой  объём информации, который невозможно запомнить за несколько дней перед экзаменом. Поэтому как в старшем звене, так и в среднем - необходимо:
  • совершенствовать качество и эффективность учебного процесса, применять новые педагогические технологии;
  • глубоко и тщательно прорабатывать теорию на уроке, блочно обобщать и систематизировать материал;
  • регулярно решать задачи как тестовые, так и с развёрнутым ответом, как базового уровня сложности, так и повышенного, предлагая различные способы решения;
  • диагностировать пробелы в знаниях и своевременно их ликвидировать;
  • ориентировать итоговый контроль и контроль промежуточный в формате КИМов ОГЭ и ЕГЭ;
  • совершенствовать математический аппарат.
  1. Совершенствовать личностные качества обучающихся: мобильность, переключаемость, работоспособность, концентрация внимания, самостоятельность мышления, рефлексия, самооценка.
  2. Способствовать психологической подготовке обучающихся к экзаменам.
  3. Вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями.
  4. Своевременно проводить работу по формированию группы ребят для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Сдающие экзамены обучающиеся, обязательно должны посещать дополнительные занятия или профильные уроки.
  5. Подготовку распределить равномерно в течение года для подготовки к ОГЭ или двух для подготовки к ЕГЭ, так как форсирование в 4-ой четверти подготовки к экзаменам учителями разных предметов приводит к перегрузке учащихся.
  6. Организовать индивидуальные консультации по вопросам ОГЭ и ЕГЭ.
  7. Анализировать информационные письма по итогам сдачи ЕГЭ в прошедшем году для выявления «западающих» тем.
  8. Помогать организации пробных ОГЭ и ЕГЭ с целью ознакомления выпускников с технологией проведения  экзаменов и правилами заполнения бланков.
  9. Изучать нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ЕГЭ.
  10. Формировать свой банк разноуровневых заданий, как тематических, так и тестов ОГЭ и ЕГЭ.
  11. Повышать свой профессиональный уровень, в том числе в решении сложных нестандартных задач.

Не вызывает сомнения, что свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи обучающимися экзаменов. Подготовку к итоговой аттестации детей учитель должен начинать с себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к ОГЭ, показана необходимость перестройки организации учебной деятельности в связи с введением ОГЭ в основной школе. Автор статьи делится с...

«Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)2017

В данном ресурсе расположены доклад на тему "Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)...

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели  и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определ...

Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"

Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"...

«Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Из опыта работы»

laquo;Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Из опыта работы». Статья...