ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по обществознанию (9 класс) на тему

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к ОГЭ, показана необходимость перестройки организации учебной деятельности в связи с введением ОГЭ в основной школе. Автор статьи делится собственным  опытом подготовки выпускников к сдаче экзаменов и решением некоторых проблем в данном процессе.

          Ключевые слова:   ГИА, ОГЭ, кодификатор,  текст,   Конституция РФ, демоверсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uchashchihsya_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

   ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                            (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)                                                              

                                                            Пакунова  Ольга Витальевна

                                            учитель истории  и обществознания МБОУ СОШ            

                                                           им. А.И. Крушанова   с. Михайловка

           Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к ОГЭ, показана необходимость перестройки организации учебной деятельности в связи с введением ОГЭ в основной школе. Автор статьи делится собственным  опытом подготовки выпускников к сдаче экзаменов и решением некоторых проблем в данном процессе.

          Ключевые слова:   ГИА, ОГЭ, кодификатор,  текст,   Конституция РФ, демоверсия

PREPARATION  PUPILS TO OGE ON SOCIAL STUDIES (FROM EXPERIENCE OF THE WORK)                                                           

                                                        Pakunova Olga Vitalyevna

                                           the teacher of history of MBOU SOSh of A. I. Krushanov, village of  Mikhaylovka

 Abstract: In given article are considered problems of preparation учащихся to OGE, is shown need of the realignment to organizations to scholastic activity in connection with introduction OGE in the main school. The Author of the article is divided by own experience of preparation graduate to delivery exam and decision of some problems in given process.

      Кeywords: GIA, OGE, kodificator, text, Constitution RF, demonstration version

   Одной из наиболее спорных тем, связанных с  современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Свои  суждения  высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и  они очень разнообразны.

       Однако указанные формы экзаменов стали реальностью и прочно вошли в систему российского образования. В своем интервью ТАСС министр образования РФ  Ольга Васильева отметила: «Я сразу хочу сказать вот о чем, чтобы вы меня поняли и чтобы поняли те, кто будет читать интервью. Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток времени.   ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может». [1] 

    Постепенно расширяется область  внедрения ГИА на всех ступенях школьного образования. Эти слова министра вполне можно отнести к ГИА – 9. Поскольку данные процессы проводятся ускоренно, современная школа должна быстро реагировать на подобные изменения.

   Введение  обязательного ОГЭ  по четырем предметам для  учащихся 9-х классов   заставляет учителей пересматривать организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ?  [2]  

     Подготовка к ОГЭ должна стать планомерной и целенаправленной составляющей образовательного процесса. Залогом успеха является знание теоретического материала по обществознанию, поэтому выполняя образовательный стандарт, школьники  учатся разбираться в экономической, политической и социальной жизни общества, приобретают  знания из области философии, экономики, политологии. Умения и навыки, вырабатываемые из урока в урок в течение обучения в основной школе, позволяют успешно выполнять задания КИМов.

    При подготовке учащихся к экзамену  учителя-практики сталкиваются еще с одной проблемой - нехваткой времени на решение заданий в формате ОГЭ.

 Помимо уроков в школе можно проводить элективные курсы, которые позволяют углубленно изучать обществознание или отдельные его разделы.

Так элективные  курсы «Право и экономика», разработанный Т. В. Кашаниной,  А. В. Кашаниным и курс Н.В. Боровиковой «Основы конституционного права» помогают лучше усвоить соответствующие темы.  Большую роль играют индивидуально-групповые занятия и консультации.

     С чего начинать подготовку к ОГЭ? В начале учебного года в 9 классе необходимо провести опрос среди  учащихся о предполагаемом выборе выпускных экзаменов и сформировать группы для ИГЗ.

     Первым шагом  должно стать  знакомство выпускников  со спецификой заданий государственной итоговой аттестации  по обществознанию и их формулировками, формой и структурой  экзамена, т. е.  с кодификатором, спецификацией и демоверсией. Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной  с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

      Ребят полезно ознакомить с литературой, которая поможет успешно сдать экзамен: справочники ( в т. ч. Баранова П.А.), практикумы Калачёвой Е.Н., сборники демонстрационных вариантов. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru);  ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge) и многие другие.                                    Важным моментом является мониторинг на остаточные знания по обществознанию за предыдущие учебные годы. Это позволит учителю выявить пробелы в усвоении курса и спланировать их устранение. Повторение изученного материала  - это острая необходимость при подготовке к ОГЭ.

      Кодификатор – это своеобразный компас, который позволяет учащимся сориентироваться в море знаний и узнать о том,  какие темы включены в задания ОГЭ. На дополнительных  занятиях можно организовать работу, направленную на повторение содержательных линий, перечисленных в данном документе.  Каждое теоретическое занятие  сопровождается решением заданий ОГЭ по разделам: «Человек и общество», «Экономика», «Право» и др.

          Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учителю необходимо  анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные вопросы, разбирать их на уроке и во внеурочное время  вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение. [3]  

    Как показал опыт эксперта по проверке экзаменационных работ по обществознанию, выпускники часто затрудняются при выполнении заданий части 2 –  извлечение нужной  информации в предложенном тексте. Указанный навык учебной деятельности школьников формируется постепенно. Целесообразно использовать учебник как источник информации в качестве средства формирования читательской грамотности подростков [4 с. 47]. Задания к учебному тексту в 5 – 6 классах должны быть достаточно просты: использовать в вопросах  слова, содержащиеся непосредственно в тексте. В 7 классе вопросы усложняются, а в 8 - в качестве тренинга берутся тексты из демонстрационных вариантов ОГЭ.  Достичь высоких результатов при выполнении заданий 26 – 31 позволяет понимание  учащимся авторского текста. Трудности в его понимании могут быть связаны с незнанием терминов, которые использует автор или содержащихся в правовых документах. В таком случае составляется список непонятных слов и их ребята совместно с учителем, с опорой на словари разбирают [4, с.48].

    Для успешной работы с текстом нужно придерживаться определенного алгоритма.

1. Задание 26 связано с составлением плана предложенного текста Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь понять его основную идею.

2. Перечитывая каждый абзац, ответьте на вопрос «О чем говориться в данном фрагменте?». Озаглавьте его. Хороший эффект дает работа  учащихся в парах. Можно попросить своего напарника  рассказать содержание текста по вашему плану. Если ему это удастся, значит, план получился правильным.

3. Вопросы часто содержат ключевые слова и фразы из документа, и они являются подсказкой при поиске ответа.

4. Отвечайте только на поставленный вопрос, обращая внимание на то, что от вас требуется - указать мнение автора или высказать суждение, опираясь на изученный материал, собственный опыт.

5. Обращайте внимание на количество вопросов в каждом задании, чтобы не получить неполных ответов. Это приведет к потере баллов при проверке вашей экзаменационной работы.

  6. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте вопросы, которые не удается решить сразу, и переходите к следующему. Если при выполнении всей работы у вас осталось время, то можно вернуться к пропущенным заданиям [5, с.9]

  Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий  и успешно сдать экзамен.

    Задания 23 -24   чаще содержат ошибочные ответы из-за невнимательности учащихся. Им сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах   (в таблицах  и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать  как можно больше, чтобы сформировать устойчивый  навык

   Опыт подготовки выпускников к ОГЭ позволил выяснить сложности в решении заданий, связанных с содержанием Конституции РФ. Это полномочия Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы. Изучение  Основного  закона нашей страны позволяет закрепить знания о правовом государстве, формах государственного устройства, ветвях государственной власти, о местном самоуправлении. Учащимся можно предложить написать конспект по главе 1 «Основы конституционного строя», в котором раскрывается смысл нашего государства как демократического, правового, федеративного, социального, светского с республиканской формой правления.  

    В течение учебного года полезно провести несколько контрольных срезов  и пробный экзамен по демоверсиям и КИМ прошлых лет с использование бланков ответов. Учащиеся таким образам смогут психологически  настроиться на сдачу ОГЭ и избежать стрессов.

 Успешная сдача ОГЭ – это не только деятельность учителя, но и желание выпускника. Необходимо  систематически заниматься выполнением демонстрационных вариантов, но, как показывает опыт, подготовка к ОГЭ по обществознанию не должна сводиться лишь к этому. Данный этап будет эффективным тогда, когда уже заложен фундамент знаний [5].

 

                                 Список  литературы

1. Интервью министра образования РФ  О. Васильевой ТАСС  (Электронный ресурс) http://tass.ru/

2. Шумкина О. В. «Система и принципы подготовки учащихся к ОГЭ по истории». ( Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

3. Лазебникова А. Ю.,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

4.Калачева Е. Н. Обществознание. ОГЭ ГИА 9. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. С. 9

5.Дерюжко В.Б. Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию?  (Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию

Как учитель, работающий сравнительно недолгое время, но ежегодно сдающий ГИА и ЕГЭ, делюсь опытом работы. Надеюсь, что система подготовки, действующая в нашем ОУ, даст новые направления для деятельнос...

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Из опыта работы

На каждом учителе, учащиеся которого сдают ОГЭ и ЕГЭ лежит огромная ответственность, так как результаты экзаменов - это основной показатель работы учителя и школы. В этой ситуации возникает необходимо...

«Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)2017

В данном ресурсе расположены доклад на тему "Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)...

«Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Из опыта работы»

laquo;Подготовка учащихся к ОГЭ по математике. Из опыта работы». Статья...

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы". Презентация. Кардава В. А.

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы учителя Кардава В. А." Презентация...