Развитие учебно-познавательной мотивации у семиклассников
статья по физике (7 класс) на тему

В статье рассказывается об уроке-презентации "Открывая физику", который проводится в начале изучения предмета.

Этот урок является продуктом проекта учащихся одиннадцатых классов.

Он ведет свой отсчет с 2003 года и всегда отличается новизной, поскольку авторами являются меняющиеся группы выпускников. 

Урок-презентация формируют преемственность между классными коллективами, укрепляют и развивают учебно-познавательную мотивацию, что приводит к целенаправленному и эффективному развитию учащихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ

У СЕМИКЛАССНИКОВ

Целью современного образования является развитие личности обучающегося. Школа должна научить учиться в течение не только одиннадцати  лет, но и всей жизни.  Выпускнику надо уметь самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения, контролировать и оценивать свою деятельность. В ежегодном послании к Федеральному собранию (2016 г.) президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя…».

К числу планируемых результатов образования относится сформированность мотивации к учению и познанию. Только системно-деятельностный подход обеспечивает достижение этих результатов.

Согласно психологической версии теории деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, любая деятельность всегда начинается с мотива. Именно мотивы определяют развитие и формирование всех потребностей человека. Учебная мотивация –   система побуждений, вызывающих активность школьника и определяющих её направленность на овладение способами деятельности. Познавательная мотивация – система побуждений, вызывающих активность школьника и определяющих её направленность на знание. Развитие этих мотиваций состоит в том, чтобы  учащиеся от отрицательного или безразличного отношения к учению переходили к осознанному, ответственному и действенному.

Обучение – это сотрудничество, в котором должно быть совпадение целей и согласованность действий. Познавательную и учебную деятельность учащихся необходимо организовывать, управлять и развивать. Этому способствуют и содержание предмета, и сама деятельность учащихся.

В целях развития учебно-познавательной мотивации в каждом седьмом классе в сентябре в гимназии №3 совместно с учащимися 11-х классов проводится урок-презентация «Открывая физику». Этот урок является продуктом проекта, над которым работали учащиеся одиннадцатых классов.  

Данный проект по виду доминирующей деятельности является практико-ориентированным. В нем присутствуют элементы ролевой игры (ученик как историк, экспериментатор, затейник, организатор, наставник). Развивающие цели предусматривают развитие познавательных интересов, умения представлять результаты работы, навыков совместной деятельности, умения общаться. Предметные цели определяются содержанием темы 7-го класса «Введение». При погружении в проект учитель формулирует цель и задачи, а учащиеся принимают, уточняют и конкретизируют их. Далее распределяются роли организатора, историка, экспериментатора, затейника,  наставника.  Организаторы договариваются с библиотекой о выставке учебной и дополнительной литературы, предлагают оформление кабинета, поощрительные призы, фотографируют. Историки подбирают материал о зарождении физики как науки, ученых, терминах, явлениях, происходящих в природе. Экспериментаторы готовят демонстрационные и фронтальные опыты. Затейники подбирают загадки, кроссворды и игры. Наставники, предварительно опросив учащихся 11-х классов, дают советы, как учить физику. Родители семиклассников, имеющие техническое образование, тоже участвуют в этом проекте. Они готовят выступление о практическом значении физики в их профессии.

Вся подготовительная работа находится под ненавязчивым контролем учителя. Проводится несколько репетиций. В ходе проведении этого мероприятия учитель является координатором: начинает и заканчивает урок, определяет очередность выступлений  и представления презентаций.

В начале урока учитель знакомит семиклассников с целью и структурой проводимого занятия, представляет своих помощников. Время распределяется между выступлениями пяти групп (историков, экспериментаторов, затейников, родителей и наставников). Историки рассказывают об основоположниках физики, сопровождая свое выступление красочной компьютерной презентацией; показывают из коллекции рисунков различные виды физических явлений и предлагают их назвать. Выступление историков заканчивается сообщением об основных этапах развития физики и техники.

Обратив внимание ребят на экспериментальный метод изучения природы, учитель предоставляет слово следующей группе старшеклассников. Они демонстрируют опыты, объясняют их результаты в живой непосредственной беседе. Изюминкой этой части урока является выполнение и объяснение самими семиклассниками простейших опытов. С большим интересом они впервые самостоятельно проводят эксперименты и пытаются найти им объяснение.

Оживление вызывает выступление затейников. Старшеклассники предлагают игры, кроссворды и загадки с элементами физических явлений, а учащиеся седьмого класса отгадывают и выстраивают рассуждения по поводу тех или иных процессов, которые описаны в незамысловатой форме.

Родители рассказывают о школьных годах, необходимости прочных знаний по физике в своей профессии.

Завершением урока-презентации является  зачитывание советов и рекомендаций для успешного изучения физики, предварительно собранные в результате опроса старшеклассников. Каждому школьнику вручается памятка «Как учить физику». Наиболее активные и любознательные семиклассники награждаются сувенирами и подарками. В конце урока звучат стихи или песни, посвященные физике и сочиненные учащимися 11-х классов.

Проект «Открывая физику» ведет свой отсчет с 2003 года. Он всегда отличается новизной, поскольку авторами являются меняющиеся группы выпускников. Традиционным стал  опрос семиклассников, который ежегодно показывает, что 90–95% из них во время урока-презентации испытывают положительные эмоции (радость, восторг, удивление), а 65–70% заявляют, что изучение физики вызывает у них большой интерес.  100% старшеклассников-участников одобряют проведение таких мероприятий и признают важность передачи своего учебного опыта младшим.

В гимназии ежегодно набираются классы, где физика изучается на профильном уровне. Учащиеся активно и результативно участвуют в олимпиадах разного уровня, учебно-исследовательской деятельности, обучаются в заочной физико-технической школе, занимаются в астрономическом кружке при Волгоградском планетарии.  Урок-презентация формируют преемственность между классными коллективами, укрепляют и развивают учебно-познавательную мотивацию, что приводит к целенаправленному и эффективному развитию учащихся.  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции

Проблему формирования и развития умений учиться можно отнести к разряду сакраментальных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должн...

Презентация "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"

Презентация по теме "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"...

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...