Групповая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья по физике (9 класс) на тему

Выступление на семинаре учителей физики о работе учащихся на уроках в малых группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

     Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество.

     На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться друг с другом, находить ответы на поставленные вопросы вместе. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении.

     Главными признаками групповой работы учащихся является то, что класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач. Работа в малых группах хороша тем, что ее можно применять  на  уроках различных типов.

     Организация работы в группах состоит из нескольких этапов:

  1.  выбор  темы, которая подходит для работы в малых группах;
  2.  подготовка заданий группам;
  3.  деление класса на малые группы;
  4.  выполнение  учебного задания;
  5.  наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных    учащихся;
  6.  проверка результатов и оценивание работы группы и каждого ученика в отдельности.

     Один из самых важных моментов  при подготовке к обучению в сотрудничестве – как правильно сформировать учебную группу. Ребята могут быть разделены одним из следующих способов:

     - по желанию;

     - по территориальному признаку;

     - по принципу их учебных успехов (гомогенная группа);

     - по принципу смешения учащихся с разными учебными возможностями

       (гетерогенная группа).

  1.  При организации изучения учащимися учебного материала в группах по учебникам, я делю их по территориальному признаку. При помощи мультимедийной приставки проектирую вопросы, ответы на которые они должны найти в учебнике. Ребята читают параграф. Отыскивают  ответы на поставленные вопросы. Обсуждают. Время ограничено.

 К примеру, II курс, тема «Шкала электромагнитных волн».

I  ряд -  §85 «Инфракрасное излучение».

II ряд -  §85 « Ультрафиолетовое излучение».

III ряд - §86 «Рентгеновские лучи».

     План ответа:

  1. Длина волны, частота излучения.
  2. Источники излучения (их получение).
  3. Свойства излучения.
  4. Применение.

Затем идет обсуждение со всем классом и заполнение таблицы.

Вид излучения

Длина волны

(частота излучения)

Источники

(получение)

Свойства

Применение

Что дает такая форма работы?

Ребята усваивают материал на уроке, учатся работать с книгой, в учебу втягиваются слабые, формируется чувство ответственности за команду.

  1. Важное место в ряду активизирующих средств обучения занимает дидактическая игра. При организации этого вида работы в классе я формирую группы по желанию. В этом случае образуются гомогенные группы, так как, как правило, ребята дружат по учебным способностям. Дидактические игры я провожу в конце изучения какой-либо темы, когда мне нужно узнать, как усвоен материал всеми учениками. Если группа будет состоять из учащихся с разными учебными возможностями, определить это будет почти невозможно, так как слабые спрячутся за спинами сильных.

При таком делении целесообразно проводить уроки по решению задач, раздавая группам дифференцированные задачи.

Пример такой игры.            Урок-игра «Основы кинематики».

                                             I курс, I тема.

                                             

                                             

При планировании игры учебный материал используется как средства для игры.

    Игра состоит из 4 туров.

Тур 1.   «Говори правильно»

      Определения, приведенные ниже, имеют ряд неточностей. Надо их исправить с помощью дополнительного блока. (15 мин.)

  1.  Перемещением тела называется отрезок, соединяющий начальное и конечное положения тела.
  2.  Механическим движением тела называется изменение его положения  в пространстве.
  3.  Прямолинейным равномерным движением  называется движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
  4.  Если тело движется по прямой,  то его путь и перемещение совпадают.
  5.  Ускорение – это величина, численно равная отношению скорости ко времени.
  6.  Тело, у которого малые размеры, называется материальной точкой.
  7.  Движение, при котором скорость с течением времени  изменяется, называется равноускоренным движением.

8.       Основная задача механики состоит в том, чтобы знать положение тела.

9.       Ускорение всегда совпадает по направлению со скоростью.

10.     Все тела в воздухе падают одинаково.

 Дополнительный блок:

  • направленный;
  • в вакууме;
  • относительно других тел;
  • не всегда;
  • можно пренебречь в данной задаче;
  • перемещение;
  • прямой;
  • любые;
  • изменения;
  • за равные промежутки времени;
  • вдоль одной и той же прямой;
  • в любой момент времени;
  • меняется одинаково.

Тур 2.    «Найди ошибку»

     В приведенных формулах имеются ошибки. Найдите их и исправьте. (10 мин.)

  1. Мгновенная скорость    v=vo+t
  2. При равноускоренном движении   a =
  3. При свободном падении    h = vot +
  4. При равноускоренном движении  из состояния покоя   v =

  1.  При равноускоренном движении     S =

  1. При равноускоренном движении     x =  +  

  1. При равномерном движении       s = v0t +

Тур 3.            «Тайнопись»

     В таблице записаны ответы на вопросы. Слова могут располагаться по горизонтали и по вертикали. Найдите эти ответы, отметив их. В скобках указано количество букв в словах. (6 мин.)

о

о

р

д

а

с

к

о

р

и

т

и

с

к

о

н

а

е

п

ь

с

т

ь

и

у

т

ч

а

с

н

у

с

к

о

р

е

  1.  Скорость изменения скорости (9 букв).
  2. Длина траектории (4 буквы).
  3.  (8 букв).

         .

  1.  Международная система единиц (2 буквы).

Тур 4.        «Озадаченный»

     

Задача №1.    Самолет летит из пункта А в пункт В, расположенный на расстоянии  L = 300 км к востоку. Найти продолжительность полета, если:

          а) ветра нет;

          б) ветер дует с севера на юг;

          в) ветер дует с запада на восток.

          Скорость ветра u = 20 м/с, а скорость самолета относительно воздуха

v = 720 км/ч.

Задача №2.        Поезд движется со скоростью 36 км/ч. Если выключить ток, то поезд остановится через 20 с.  Найдите все возможные кинематические характеристики.

Подведение итогов.

  1. Групповая работа применяется мною при проведении зачетов.

В этом случае я составляю группы из учеников с разными учебными возможностями. Делаю это так: назначаю капитанов групп сама (иногда приходится разбивать друзей), а дальше предлагаю им выбрать из класса по одному ученику в свою команду, затем эти ребята выбирают по одному и т.д. Каждый старается выбрать более сильного ученика или по взаимным симпатиям, поэтому в итоге группы получаются равные по силам. Такое деление на группы я провожу заранее. Приходя на следующий урок, ребята рассаживаются своими командами.

     В этих группах  ученики дополняют друг друга. В ходе обсуждения поставленных вопросов сильный ученик помогает менее способному уяснить непонятное, в результате сам усваивает материал глубже и основательнее. На такие уроки приходят практически все ученики. Они знают, что сдать зачет в группе значительно легче, чем индивидуально.

     В этой работе мне помогают консультанты. Это или сильные ученики этого же класса (с ними я работаю заранее), или сильные ученики из старших классов (чаще выбираю тех, кто собирается сдавать экзамен по физике). Для них это хорошая возможность повторить материал.

     Пока работают группы по предложенным им вопросам, я провожу разъяснительную работу с консультантами, раздаю им материал с ответами. Если возникают спорные вопросы в какой-либо группе, я разрешаю их сама. Консультанты проводят опрос каждого ученика в группе, отмечают их активность и выставляют оценки. Я работаю тоже в одной из групп. В конце урока объявляю результаты.

     Темы зачетов:  Силы в природе.

                              Основы термодинамики.

                              Электростатика.

                              Электрический ток в различных средах.

                              И т.д.

Вопросы к зачету записываются в тетради и вывешиваются в классе на стенде, как только начинаем изучать тему.

Например, зачет по теме «Силы в природе».

Вопросы к зачету: 1. Сила всемирного тяготения.

                                 2. Сила тяжести.

                                 3. Сила упругости.

                                 4. Вес тела.

                                 5. Сила трения.

План ответа:  1. Определение силы.

                         2. Природа силы.

                         3. Примеры проявления силы.

                         4. Формула закона для силы.

                         5. Направление силы.

                         6. Особенности силы.

Преимущества групповой формы учебной работы.

  1.  Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы, находить способы их решения.
  3. Ребята учатся общаться друг с другом, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.
  4. Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников. Они, как показывает практика, в группах высказываются чаще, чем обычно. Они не боятся говорить и спрашивать.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение учащихся, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.

     Ученик, проговаривая информацию, лучше ее усваивает.

Девиз учащихся, обучающихся по данной технологии:

                                                  «Помоги другому и поймешь сам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Самостоятельная работа - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли дея...

Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся

ПланВведение.1. Классификация групповой технологии.2. Особенности организации групповых технологий.3. Реализация педагогического опыта.4. Распространение педагогического опыта5. Заключение....

Проектная работа по теме: «Внеклассная работа по географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы. Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное кр...

Практическая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Поэтому данная статья будет полезна учител...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...