Практическая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья по географии

Лаптева Анна Михайловна

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Поэтому данная статья будет полезна учителям при организации уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лаптева  А. М.,учитель географи и химии

ГБОУ школы № 398 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья

«Практическая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

      Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Важнейшим требованием к уроку является активная деятельность учащихся, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными усилиями и действиями учащихся для успешного выполнения задач, возникающих в процессе обучения.

.      Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков. В данной статье хочу показать, что мощным средством активизации умственной деятельности и усвоении знаний учащимися являются практические  работы. Передовые педагоги всегда считали, что учащиеся должны на уроке трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим процессом, давать для него материал, находить для каждого класса и каждого конкретного случая оптимальное сочетание разных приемов учебной деятельности школьников, обеспечивать развитие у них активности и самостоятельности, вооружать их необходимыми умениями и знаниями..

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом. Так на уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей, описывают по плану озеро, реки.

      Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения

. В связи с этим целью статьи является выявление психолого-педагогических условий развития самостоятельности учащихся в процессе выполнения практических работ на уроках географии.

   Согласно учебному плану на уроках географии практические работы начинают проводиться с 6-го класса. Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. 

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.
Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

 По содержанию и тематике они различны . Однако, учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.

 Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Кроме того, практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. Например, по уровню усвоения учащимися географических умений выделяют :

  • обучающие ;
  • тренировачные;
  • итоговые.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.  

Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.

Итоговые работы выполняют контролирующую функцию.  Они выполняются  учащимися с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.  Например, определить географическое положение Антарктиды или самостоятельно выбрать страну Африки или Южной Америки и составить ее комплексное описание

Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.

 Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся во время проведения практической работы дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. А также дает возможность видеть разрыв между общими требованиями программы.

Из опыта работы  могу отметить что:

  • учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами несмотря на то, что знают определения теоретических понятий;
  •  вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

 Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно.

В заключении хочу отметить, что практическая  работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Самостоятельная работа - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли дея...

Проектная работа по теме: «Внеклассная работа по географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы. Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное кр...

Групповая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Выступление на семинаре учителей физики о работе учащихся на уроках в малых группах...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...