Урок по физике "Давление в жидкости и газе" (7 кл.)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок по физике "Давление в жидкости и газе" для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.zip829.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

по теме:  «Давление в жидкости и газе»

 Федеки Лилии Михайловны,

учителя физики и информатики муниципального бюджетного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Сосновка»

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели занятия:

        (образовательная) создать условия для формирования понятия о существовании весового давления в жидкостях и газах; объяснить зависимость давления жидкости от глубины погружения; подвести учащихся для вывода формулы для расчета давления жидкости на дно сосуда; научить вычислять давление на любом уровне жидкости;

        (развивающая) продолжить развивать логическое мышление учащихся, развивать умение анализировать и делать выводы, учить правильно оформлять и решать задачи;

(воспитательная) прививать трудолюбие, аккуратность ведения записей в тетрадях и на доске учащимися.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация-сопровождение к уроку.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.  

Виды работы: устная, письменная.

Структура учебного занятия:

  1. Организационный момент (приветствие) – 1 мин.
  2. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
  3. Актуализация базовых знаний – 4 мин.
  4. Объяснение новой темы – 20 мин.
  5. Закрепление (решение задач) – 10 мин.
  6. Итоги урока – 7 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

        Проверка наличия всех принадлежностей, необходимых на уроке.        

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

Слайд 1        Тема урока:  Давление в жидкости и газе.  (Запись в рабочих тетрадях)

Слайд 2   Цель урока:

  • узнать о существовании весового давления в жидкостях и газах;
  • объяснить зависимость давления жидкости от глубины погружения;
  • вывести формулу для расчета давления жидкости на дно сосуда;
  • научиться вычислять давление на любом уровне жидкости.

3. Актуализация базовых знаний.

Слайд 3   Ответьте на вопросы:

  1. Как передают давление жидкости и газы?

Из-за подвижности частиц жидкости и газа давление, производимое на жидкость или газ, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа.

  1. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

Вареное яйцо – твердое тело. Давление в твердых телах передается только в направлении действия силы, поэтому в яйце будет только отверстие. Сырое яйцо – жидкость. Давление будет передаваться во всех направлениях, поэтому яйцо разлетится.

  1. Сформулируйте закон Паскаля.

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.

  1. От чего зависит давление газа, помещенного в сосуде?

Давление газа, помещенного в сосуде, зависит от температуры. Чем выше температура, тем больше давление в закрытом сосуде, и наоборот.

4. Объяснение новой темы.

Слайд 4  Тема, которую будем изучать сегодня на уроке очень важная, т.к. на выпускной экзамен по физике выносятся качественные и расчетные задачи по этой теме.

Ребята, а знаете ли вы, что…

Японцы тысячелетиями добывали себе пропитание, собирая на дне океана различную живность, при этом ныряя до 100 раз за день на глубину от 5 до 20 метров. А искатели жемчуга с островов Туамоту ныряют на глубины до 42-45 м.

Кто-нибудь из вас знает, почему ныряльщики испытывают сильную боль в ушах при погружениях?

Ответы учащихся.

На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Каждый слой жидкости, который мы наливаем в сосуд, своим  весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается не только вниз, но и по всем направлениям.

Рассмотрим анимационный  Опыт 1 (колба с резиновым дном).

Вывод: из опыта видно, что чем выше столб воды, тем сильнее прогибается дно. На воду в сосуде действуют сила тяжести и сила упругости резины, которые уравновешивают друг друга.

Рассмотрим анимационный  Опыт 2 (колбу с резиновым дном опускают в широкий сосуд с водой). Резиновое дно выпрямляется.

Вывод: из опыта видно, что с увеличением глубины погружения в жидкость давление на дно трубки возрастает. Силы, действующие сверху и снизу, равны.

Мысленный эксперимент. Необходимо выбрать правильную картинку.

 Вывод: опыт подтвердил нашу гипотезу. Действительно, при дальнейшем погружении трубки в сосуд сила давления жидкости на пленку увеличивается. Пленка будет прогибаться во внутрь и уровень воды в трубке немного поднимается.

Рассмотрим анимационный  Опыт 3 (колба с боковым отверстием,  закрытым резиновой пленкой).

Вывод: из опыта видно, что пленка полностью выпрямляется, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают. При этом выпрямление происходит на том же уровне, что и в предыдущем опыте. Следовательно, давление жидкости на одном и том же уровне одинаково.

Рассмотрим анимационный  Опыт 4, показывающий изменение давления жидкости с глубиной.

Делая вывод, вставляем в текст пропущенные слова.

В отличие от твердых тел жидкости, по закону Паскаля, передают производимое на них давление одинаково по всем направлениям. Давление внутри жидкости на разных высотах разное. Оно увеличивается с увеличением глубины.

Рассмотрим анимационный  Опыт 5 с сосудом, дно которого может отпадать.

Вывод: дно отпало от сосуда, когда уровни воды в сосуде и в банке стали одинаковы. В момент отрыва на дно давит сверху вниз столб подкрашенной жидкости в сосуде, а снизу вверх на дно передается давление такого же по высоте столба жидкости, но находящегося в банке. Оба эти давления одинаковы. Дно падает из-за действия на него силы тяжести.

Интерактивная модель для изучения зависимости давления жидкости от высоты столба жидкости.

Сделать вывод, вставляя пропущенные слова в текст.

Вывод: внутри жидкости существует давление, и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.

Газы тоже имеют вес, поэтому всё сказанное выше для жидкостей, справедливо и для газов.

Слайд 5  Как можно рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?

Ответ: по определению давления .

Слайд 6 Сила F, с которой жидкость, налитая в сосуд, давит на его дно, численно равна какой силе, если сосуд неподвижен?

Ответ: весу Р жидкости.

Слайд 7 Как определить вес жидкости, зная ее массу?

Ответ: .

Слайд 8 Как можно определить массу жидкости, зная ее плотность?

Ответ: используя определение плотности

Слайд 9 Как можно определить объем жидкости в сосуде, зная площадь дна сосуда и высоту столба жидкости?

Ответ:  

Слайд 10 После сокращения дроби мы получили формулу для нахождения давления жидкости – .

Слайд 11 От какой величины не зависит давление жидкости?

Ответ: от площади дна сосуда, в которую налита жидкость.                        р

Слайд 12 Опорный сигнал зарисуйте в тетради.

                                                                                                                                  g         h

Слайд 13 Гидростатический парадокс

Вывод: Давление не зависит от массы жидкости.

Слайд 14 От чего зависит давление жидкости? Напомним изученное ранее на уроке рисунком.

Ответ: Давление жидкости зависит от глубины (h).

Слайд 15-17 От чего зависит давление жидкости? Решим задачу Упр. 15 №1.

Дано:

h = 0,6 м

Давление жидкости:

 

Ответ: рв = 5880 Па, рк = 4704 Па, ррт = 79968 Па.

рв - ? рк -? ррт - ?

Слайд 18 Какой вывод можно сделать, анализируя результаты задачи? От чего зависит давление?

Ответ: на одинаковой глубине давление той жидкости больше, плотность которой больше.

5. Закрепление (решение задач).

Слайд 19 Задачи по карточкам «Давление жидкостей и газов».

Задания уровня «А»

А.1. В бутыль, заполненную водой, вставляют пробку, действуя на воду силой 7,5 Н. Чему равно давление, передаваемое водой на ее дно и стенки, если площадь сечения пробки 0,013 м2?

Гиперссылка на Слайд 29

Дано:

F = 7,5 Н

S = 0,013 м2

По определению давления

p - ?

Ответ:  р = 577 Па.

А.4. Аквалангисты достигают глубины 40 м. Каково давление морской воды на этой глубине?

Гиперссылка на Слайд 30

Дано:

h  = 40 м

Давление жидкости

p - ?

Ответ:  р = 403760 Па.

6. Итоги урока.

Ответы обучающихся на вопрос о ныряльщиках, что чем глубже погружение, тем сильнее ныряльщики испытывают давление на уши.

Слайд 20-24

Ответим на 5 вопросов.

  1. Нижние отверстия одинаковых стеклянных трубок затянуты тонкой резиновой пленкой. В них налита вода так, как показано на рисунке. Какая из пленок прогнется больше?
  2. В какой трубке плотность жидкости наибольшая?

  1. В точках А, В, С, Е, сосуда проделаны отверстия. Из каких отверстий вода будет бить под наибольшим давлением?
  2. Сравните давления одной и той же жидкости на дно стакана и на дно ведра.
  1. Одинаковы.        2) Различны.

  1. На какую из рыбок в аквариуме давление воды наибольшее?

Ребята, поменяйтесь тетрадями для проверки ваших ответов.

Слайд 25

Ответы:

  1. – 2
  2. – 1
  3. – В, Е
  4. – 1
  5. – 3

Оценки:

5 – «5»

4 – «4»

3 – «3»

2 – «2»

1 – «1»

Слайд 26  Рефлексия.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я решал задачи…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …

7. Домашнее задание.    Слайд 27

  • «3» §37 §38
  • «4» §37 §38 Упр. 15 № 2
  • «5» §37 §38 Упр. 15 № 2 Л № 515

Слайд 28  Спасибо за урок!

Литература и ресурсы

  1. А.В. Перышкин Физика 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010г.
  2. Н.М. Обликова Физика 7 класс. 2 часть: Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина в 2-х частях. – Волгоград: Учитель–АСТ, 2004г.
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf
  4. А.В. Чеботарева Дидактические карточки-задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений» – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов" в 7 классе

При изучении большой темы в 7 классе для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента. Обычно такой урок состоит из нескольких частей, представляющих собой разные в...

Фрагменты урока на тему: «Давление жидкостей и газов», «Закон Архимеда»

Самостоятельная работа, состоящая из следующих частей:физический диктантзадания с выбором ответапословицы и поговорки, для определения процесса плавания тел...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Конспект урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Применяется при обобщении темы по теме "Давления"...

Самоанализ урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов".

Самоанализ проекта (учебного занятия) с использованием ИКТ...