Урок в 10 классе по теме Сила Лоренца
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Тема урока соответствует основной образовательной программе  среднего общего образования и учебно-тематическому планированию.

Данный урок -  четвертый  урок по теме «Магнитное поле». Обучающиеся уже знакомы с некоторыми понятиями, такими как магнитное поле, сила Ампера, умеют рассчитывать и определять направление силы Ампера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_sila_lorentsa.zip1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Учитель: Рябец Т.П.

Класс: 10 «А», 10 «Б» класс (группа физико-математического профиля).

Предмет: физика.

Тема урока: Сила Лоренца.

Тема урока соответствует основной образовательной программе  среднего общего образования и учебно-тематическому планированию.

Данный урок -  четвертый  урок по теме «Магнитное поле». Обучающиеся уже знакомы с некоторыми понятиями, такими как магнитное поле, сила Ампера, умеют рассчитывать и определять направление силы Ампера.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: проблемный урок.

Характеристика класса:

В группе 18 учеников. Состав обучающихся неоднороден.

Высокий уровень знаний, умеренная и стабильная работоспособность, быстрый и продуктивный темп учебной деятельности, выраженный и стойкий интерес к учебным заданиям: 7 обучающихся (Аббакумова Н., Белова А., Идрисова А., Кошкина Л., Факушина А., Сапишева А., Муренцов Д.).

Средний уровень знаний, стабильная работоспособность, умеренный темп учебной деятельности, выраженный и нестойкий интерес к учебным заданиям: 8 обучающихся (Вершинин Н., Быстров Н., Зулкашев Д., Иванова Д., Портянко К., Широцкий А., Сидоров Д., Патенко П.).

Низкий уровень знаний, низкая и неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям: 3 обучающихся (Гаврикова Л., Жумагалиев Р., Мевиус В.).

Учитывая возрастные особенности детей и методику преподавания предмета были определены  следующие цели урока:

- образовательные: изучить действие магнитного поля на движущийся заряд; сформировать понятие силы Лоренца и создать условия для понимания обучающимися её физической сущности. 

-   воспитательные:  создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

- развивающие:  развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления

Цель урока соответствует теме и типу урока.

В процессе обучения формируются следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  2. формирование коммуникативной  компетентности в общении  и сотрудничестве со сверстниками;
  3. формирование устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

  1. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе занятия;
  2. формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

  1. организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
  2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Познавательные УУД:

  1. построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей;
  2. искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Этапы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Урок начался с создания позитивного настроя с помощью приема «Позитивная фотография». Так как на уроке проводилась работа на ноутбуках, был проведен инструктаж по ТБ при работе за компьютером. Объяснила правила ведения записей  в рабочей карте в процессе исследования.

  1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

Актуализация знаний проводилась в форме фронтального опроса и тестирования. Постановка учебной проблемы проведена на основе фрагмента стихотворения «Северное сияние» П.Егорова. С помощью диалога пришли к формулированию темы и цели работы на уроке. Таким образом, использование данных приемов  было оправдано и позволило обучающимся самостоятельно прийти к цели урока и осуществить целеполагание.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

На этапе первичного усвоения новых знаний познакомились с понятием силы Лоренца, сформулировали правило для определения направления силы. С помощью компьютерного эксперимента и выдвижения гипотез выделили существенные признаки движения заряженной частицы в магнитном поле, вывели формулы для радиуса траектории и периода обращения заряженной частицы в магнитном поле. На этом этапе урока использовались межпредметные связи с математикой – умение работать с формулами, преобразовывать их.

  1. Первичная проверка понимания.

На этапе первичной проверки понимания темы ознакомились с применением силы Лоренца в работе технических устройств. Обучающиеся представили результаты своей работы по опережающему домашнему заданию. Обсудили решение проблемы, поставленной в начале урока.

  1. Первичное закрепление нового знания.

На данном этапе использовалось тестирование.  Обучающиеся выполняли типовые задания на новый способ действия.

  1. Обсуждение домашнего задания.

В качестве домашнего задания обучающимся были предложены задания разных уровней сложности с возможностью выбора посильного варианта. Домашнее задание дано с пояснением, имеет оптимальный объем.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Этап рефлексии предполагал подведение итогов, умение детей осмысливать и оценивать собственную деятельность, принимать правильное решение.

Структура урока соответствует его типу и целевому назначению. Связи между этапами урока логичны. Соразмерность этапов урока выдержана.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 

На данном уроке применялся системно - деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Общие выводы по уроку:

  1. Комфортная обстановка на уроке способствовала выполнению целей и задач урока. Урок способствовал общему развитию личности.
  2. Были учтены психофизические способности обучающихся.
  3. Логическая структура урока не нарушалась, перегрузки учащихся не было, темп урока оптимален.

 Сложностью стало провести урок в формате ФГОС в классе, работающем по традиционной методике; быть готовой к тому, что обучающиеся могут выдвинуть другие гипотезы, сделать иные выводы.

Этап актуализации знаний был продолжительным по времени, что значительно повлияло на общее время урока. За счет экономии времени на этом этапе можно было расширить этап первичного закрепления знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"

Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....

Разработка урока в 11 классе по теме "Сила Лоренца"

Для представления материала предлагается презентация. На уроке проводится компьютерный эксперимент с использованием ПО "Живая физика"....

Разработка урока физики в 11 классе по теме: "Сила Лоренца"

Образовательная задачапроверка знания закона Лоренца и правила левой руки; основных формул по теме...

урок в 9 классе по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца""

Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс, общеобразовательный....

Конкурсный урок 7 класс по теме :Сила упругости

Показаны некоторые инновационные подходы, организация деятельности учащихся на разных этапах урока, организация развивающего обучения, включены экспериментальные формы освоения новой темы....

Презентация к уроку по теме "Сила Лоренца"

В работе представлен наглядный материалк уроку по теме "Сила Лоренца"...

Разработка урока 7 класс по теме: " Сила

Урок  по теме "Сила"( 7 класс)Урок строится как мысленное путешествие по стране «Сила». Ребята побывают в разных уголках страны, выполняя разные задания, заполняя маршрутные...