Итоговый урок в 8 классе после изучения темы:
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок в 8 классе после изучения темы:
«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»
Тема: Физика за чайным столом
Цель: создание условий через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин для пробуждения у учащихся интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков.
Задачи воспитания и развития:
- Обобщить и закрепить физические знания учеников по теме «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества»;
- Развивать умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показать межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир;
- Формировать устойчивый интерес к познанию окружающей природы, показать практическую значимость изученного учебного материала по физике;
- Раскрытие творческого потенциала учеников, расширение кругозора;
- Привлечение учеников к изучению народных традиций, познакомить с историей и традициями чаепития;
- Развивать у учащихся интерес к русскому фольклору;
- Духовно-нравственное воспитание учащихся, пропаганда здорового образа жизни, показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека
- Создать условия для развития умений анализировать, размышлять, сопоставлять систематизировать, сравнивать, структурировать информацию, делать выводы;
- Создать условия для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения;
- Способствовать развитию умений работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за её результаты;
- Прививать интерес к самостоятельной работе с различными информационными источниками (научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурсы).
Материальное обеспечение:
- Персональный компьютер, с установленным ПО (Microsoft Office PowerPoint 2003, проигрыватель Windows Media), мультимедийная доска (проектор).
- Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint) – приложение №1.
- Самовар, чайники, чайная посуда, салфетки, скатерти, пряники, баранки, печенье.
- Конкурсные вопросы по физике и химии – приложение №6. 2
- Выступления учащихся – приложения №2, 3, 4, 5, 7, 8.
- Компьютерная поддержка выступлений учащихся (презентация PowerPoint) – приложения №9, 10.
- Оценочная таблица - приложение №1 (слайд 13).
- Художественная выставка работ учащихся, посвященная традициям чаепития разных народов мира (рисунки, поделки, макеты, модели, стихотворения, оды, рассказы, повествования).
- Жетоны, для поощрения команд во время игры.
- Лабораторное оборудование:
- опыт №1: бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;
- опыт №2: стакан с холодной и горячей водой, пакетики чая, сахар.
- Призы команде-победителю и самым активным участникам.
Форма проведения: театрализованный урок-представление.
Продолжительность: 45 минут.
Подготовительные мероприятия:
- Повторение ранее пройденного материала:
- По физике – разделы «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества»;
- По химии – разделы «Строение жидких и твердых тел, свойства воды», «Кислоты и щелочи»;
- По литературе – подготовить стихи и рассказы о чае;
- По истории, фольклору – подборка сведений о традициях чаепития, заваривания чая;
- По художественному искусству – картины великих художников, музыкальные произведения, посвященные чаепитию.
- Подготовка командами вопросов к конкурсу, которые предварительно обсуждаются с учителями.
- Подготовка мультимедийного сопровождения сценической части мероприятия выступающими учащимися.
- Организация репетиции с ведущими и с учащимися, читающими стихи и рассказы.
Сценарий театрализованного урока-представления «Физика за чайным столом»
Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества».
Класс учащихся делится на две команды.
Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица.
Красиво оформляется комната досуга учащихся в русском стиле, где проводится мероприятие. Красиво накрыты столы.
На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы учащихся.
Схема организации театрализованного урока-представления
№ п/п | Этап | Время |
1. | Организационный | 1 мин |
2. | Вступительное слово преподавателя – постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности учащихся. | 3 мин |
3. | Конкурсная часть:
Между отдельными конкурсами организована сценическая часть мероприятия (чтение стихов, исторические сведения о чае, традиции заваривания чая). | 35 мин |
4. | Подведение итогов урока. Заключительное слово жюри. Награждение победителей. | 6 мин |
План проведения внеклассного театрализованного урока-представления
Красиво и празднично накрыты столы. Звучит песня «Русский чай». Учащиеся приветствуют учителя и садятся за столы.
Для запуска музыкального сопровождения вводной части преподавателя в приложении №1 (слайд 2) необходимо активизировать кнопку .
Преподаватель. Чаепитие – это неотъемлемая часть гостеприимства, дружеского участия, общения и традиций разного народа. Однако, посмотрев на этот процесс под особым углом зрения, мы найдем в нем множество интересных физических явлений. Сегодня мы обратим пристальное внимание на такие явления и попытаемся объяснить их. Взвод поделен на две команды, которые будут участвовать в трех конкурсах. Каждый конкурс оценивается согласно критериям:
- конкурс «Пока чайник закипает» – 5 баллов;
- конкурс «Опыт» – 5 баллов;
- конкурс «Эстафета» – за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.
Каждая команда накрыла свои столы и подготовила творческую выставку. За культуру и эстетическое оформление также начисляются баллы (максимум – 5 баллов).
В ходе урока жюри заполнит оценочную таблицу, и при подведении итогов определится победитель. В первом конкурсе каждая команда задает свой домашний вопрос сопернику. Во втором конкурсе демонстрирует опыт и объясняет его. Дополнять и поправлять ответы имеют право все, получая при этом 1 дополнительный балл для своей команды. Ответы оценивают жюри (преподаватели роты, офицеры-воспитатели).
Итак, включаем чайники (самовар). Эпиграфом нашего мероприятия стала народная мудрость:
Устал – спроси чаю.
Жарко – выпей чаю.
Хочешь согреться – пей чай.
(Народная мудрость)
Озвучивается тема урока, приводится структура конкурсной части, критерии оценивания, эпиграф к уроку.
Приложение №1 (слайд 1, 2, 3, 4).
1-ведущий. Здравствуйте дорогие гости!
( Ученик зачитывает стихотворение «Всесильный чай» - приложение №2).
2-ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы провести физический вечер за чашкой чая. Когда заходит речь о чае, обычно перечисляют его достоинства: и полезен-то он, и много в нем витаминов, и снимает нервное напряжение, и множество других ценных свойств.
1-ведущий. А познакомят вас с историей чая в России ученики, которые предлагают вашему вниманию рассказ «Подарок Алтын-Хана».
Приложение №1 (слайд 5).
Приложение №3,9.
2-ведущий. В старину простые люди чай не знали, а заваривали сухие ягоды и морковь. Предлагаем вашему вниманию шуточное стихотворение. Прочитает его ученик ( ).
Приложение №4.
1-ведущий. Чай – не просто напиток, но еще и традиционный элемент общения. Вы говорите «Русский чай» и воображение рисует: пузатый самовар с расписным чайником на верху, медовые пряники и баранки, в вазочках разноцветный мармелад и варенье. Жаль, что мы забыли этот милый старинный обычай. А как приятно посидеть у самовара, неторопливо попить чай, не спеша повести беседу.
2-ведущий. Пока у нас закипают чайники, предлагаем командам первый конкурс. Конкурс «Пока чайник закипает».
Приложение №1 (слайд 6).
Каждая команда подготовила сопернику физический вопрос. Итак, вопрос первой команды.
В каком сосуде быстрее закипит вода: с открытой или закрытой крышкой?
Правильный ответ. Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой, так как из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию и эффективно охлаждая этим оставшуюся в чайнике воду (испарение сопровождается охлаждением). Нагревателю в данном случае «требуется» не только довести воду в чайнике до кипения, но и часть ее испарить в процессе нагревания. На это уходит больше энергии, а значит, и времени, чем при кипячении воды в закрытом чайнике, где вырвавшиеся из воды молекулы скоро образуют под крышкой насыщенный пар и, возвращаясь обратно в воду, отдают ей свою избыточную энергию.
Вопрос второй команды.
Почему перед закипанием чайник шумит?
Правильный ответ. В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсирует, пузырьки «схлопываются» или сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звуковой импульс. Одновременное схлопывание большого числа таких пузырьков воспринимается как шум.
2-ведущий. Пока жюри оценивает первый конкурс, о пользе чая расскажет ученик( ).
Приложение №1 (слайд 7).
Приложение №5.
1-ведущий. Второй конкурс нашего мероприятия посвящен экспериментальной части и физическим принципам чаепития.
Конкурс «Опыт».
Приложение №1 (слайд 8).
2-ведущий. Предлагаем командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд мы предоставим видеосюжеты с верными ответами (Видеоролик «Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42b1fe3c-04f9-42a9-991e-5fd9ebc4870f/8_42.avi, Видеоролик «Закипание воды в бумажном стакане» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5877037-6684-4b19-96af-b413a079b6ee/8_86.avi), чтобы жюри могло оценить точность ответов участников.
Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?
Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыт растворения заваривания чая и сахара в холодной и горячей воде. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?
2-ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию заключительный конкурс нашего мероприятия.
Конкурс «Эстафета».
Конкурс проводят ведущие, поочередно задавая вопросы по физике и по химии.
За правильный ответ ученику выдается жетон.
Приложение №1 (слайд 9, 10).
Приложение №6.
1-ведущий. Пришла пора заваривать чай. Люди пьют чай в зависимости от национальных традиций и личных вкусов по-разному: с лимоном, грейпфрутом, молоком, медом, вареньем, сиропом, ягодами, сахаром, корицей и т.д. Какие правила заварки чая вы знаете, какие физические явления происходят при заварке и после, когда в чай добавляют сахар? О разновидностях подачи чая расскажет учащаяся( ).
Приложение №1 (слайд 11).
Приложение №7, 10.
Дежурные разливают чай.
1-ведущий. Дорогие друзья предлагаем вам отведать наш «Школьный чай». Приятного чаепития!
Приложение №1 (слайд 12).
Во время чаепития учащихся жюри подводит итоги конкурсов, которые оформляются в виде оценочной таблицы.
Оценочная таблица
Конкурсы | Команда | |
I | II | |
«Пока чайник закипает» (5 баллов) | ||
«Опыт» (5 баллов) | ||
«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ) | ||
Оформление выставки (5 баллов) | ||
Итог |
Заключительное слово жюри. Награждение победителей и наиболее активных участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "И.С. Тургенев" после изучения темы (5 класс)
Данный тест позволяет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса по теме "И.С. Тургенев. Страницы жизни. Творчество."...
Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"
Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...
проверочная работа после изучения темы "Правописание Н-НН в различных частях речи"
Материал проверочный работы можно использовать при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах, а также на урок закрепления изученной ( повторённой) орфограммы в 8-9 классах....
Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)
Раздатка на урок...
Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»
Планируе ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...