Самостоятельная работа учащихся на уроках физики
статья по физике на тему

Остроухов Владимир Васильевич

В представленном материале раскрыто понятие самостоятельной работы, перечислены принципы и рассмотрены виды работ на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики.

Самостоятельная работа – это не только вид организации уроков или каких-либо занятий и метод обучения учащихся, это еще и способ привлечения школьников самостоятельную  деятельность, способ её логического и психологического устройства.  

Для развития сильной личности необходимо планомерное  присоединение её в самостоятельную деятельность, которая бы в ходе особого типа учебных заданий, таких как самостоятельные работы, принимала бы форму проблемно-поисковой деятельности.

      Можно выделить  3 направления деятельности, по которым  формировалась самостоятельность обучения – познавательная, практическая и организационно-техническая.

     Самостоятельная работа – это та работа, которая может выполняться  без личного вмешательства учителя, но по его заданию, в специально отведённое для этого время, при этом школьники, осознанно  достигают поставленных целей, используя свои старания и выражая в различном  виде полученный результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

          Результативность  учебной деятельности  познания устанавливается не только качеством преподавания, но и самостоятельной деятельностью учащихся.

Управление самостоятельной деятельностью школьников.

      Данный процесс управления должен уметь обеспечивать организацию основных  функций самостоятельной работы учащихся как в школе, так  и дома.

        Потребность в управлении следует из состава всей педагогической системы. Частями  этой системы могут быть следующие: поставленные определённые цели, методы, какая-либо деятельность, взаимоотношения, возникающие непосредственно между участниками этой системы и объединяющее их совместную реализацию. Потеря различного звенья  ведёт к разрушению этой системы в целом.

Учащиеся  всегда нуждаются,  и  будут нуждаться  в помощи либо своего учителя, либо непосредственно в помощи одного из сотрудников педагогического коллектива, так у них ещё недостаточно большой опыт в самостоятельной деятельности. Даже  очень хорошо подготовленным учащимся необходимы совет или консультация учителя, правда, не всегда и не очень часто, как остальным учащимся.

                     Педагогическое руководство-это управление самостоятельной деятельностью учащихся  на этапе её непринуждённого выполнения: представление учебной задачи учащемуся, инструкция по её выполнению, мотивация её разрешения, контроль и корректировка самостоятельных операций учащихся, оценивание полученных результатов самостоятельной работы.

     Организация самостоятельной работы - это подбор различных средств и методов, побуждающих самостоятельную активность, реализацию  условий  её эффективности.

       В  результате управления самостоятельной деятельностью одно из первых мест принадлежит учителю, ведь именно он принимает самое прямое  участие в управлении педагогического процесса. В связи с этим необходимо учитывать следующие принципы управления:

  1. дифференцированный подход к учащимся с соблюдением доступности учебных нагрузок;
  2. закономерное увеличение интеллектуальных нагрузок и обоснованный переход к наиболее не точным рекомендациям по организации и реализации самостоятельной работы;
  3. систематическое удаление педагога;
  4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

Принципы  организации самостоятельной работы учащихся.

        На уроках с помощью самостоятельных работ различного типа

учащиеся получают новые знания, умения и навыки. Данные работы только тогда могут дать определённые результаты, когда они определённым образом организованы, то есть представляют собой данную систему.

         Под системой самостоятельных работ мы осознаём, в первую очередь, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчинённых общим задачам.          Любая система должна в полной мере удовлетворять конкретным критериям. В обратном же случае данная система не сможет являться определённой системой, она лишь будет состоять из  случайного набора фактов, предметов и явлений.

         При создании системы нескольких самостоятельных работ разного типа в качестве первостепенных дидактических требований выдвинули следующие:

  1. Любая система самостоятельных работ должна содействовать разрешению важнейших  дидактических задач – получению учащимися важных и прочных знаний, а также умений и навыков, формированию у учащихся познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также уметь организовывать и применять полученные знания на практике.
  2. Система самостоятельных работ в полной мере должна удовлетворять самым главным принципам дидактики, и, первоначально, таким принципам, как принцип доступности и принцип систематичности, принципу связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на научном высоком  уровне.
  3. Система должна включать в себя такие работы, которые должны быть различны как по учебной цели, так  и по содержанию. Это нужно для того, чтобы обеспечить формирование у учащихся различные  умения и навыки.
  4. Очередность проведения домашних и классных самостоятельных работ

должно быть логически вытекающим из предыдущих работ и  при этом готовить почву для реализации последующих.

           Результативность любой самостоятельной работы можно достичь, если она является одним из важнейших, органических звеньев учебного процесса, и для неё предусматривается специально отведенный промежуток времени на любом уроке, если она всегда проводится планомерно и систематически.

Исключительно при данном условии у учащихся постепенно вырабатываются достоверные знания и навыки при выполнении системы различных самостоятельных работ и увеличиваются темпы в её выполнении.

Одной из главнейших задач учителя является осуществление самостоятельной работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся не только много работали самостоятельно, но также выполняли это с максимальной долей удовольствия.

Самостоятельность у учащихся  надо развивать постепенно, постоянно, при этом соблюдая определённые принципы:

  • принцип обязательности;
  • принцип посильности;
  • принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы;
  • принцип интересности;
  • принцип постоянной занятости;
  • принцип использования эмоций;
  • принцип поощрения.

         При выборе типов самостоятельной работы, при обозначении её объёма и содержания нужно соблюдать, как и во всём процессе обучения, основные принципы дидактики. Наиважнейшее значение в данном процессе имеют такие принципы, как принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Использование таких принципов к управлению самостоятельной работой может иметь следующие особенности:

  1. Любая самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это может быть достигнуто четкой формулировкой цели работы. Задачей  учителя является следующее: для того, чтобы сформулировать задание, которое вызывала бы у учащихся не только интерес к данной работе, но и стремление выполнить её как можно качественнее и быстрее.
  2. Самостоятельная работа должна быть истинно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать внимательно и сосредоточенно.
  3. На самых первых занятиях у учащихся нужно развить самые наиболее простые навыки самостоятельной работы, такие как выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п. Уже в таком  случае перед самостоятельной работой учащимся должен быть показан  наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
  4. Для любой самостоятельной работы необходимо предлагать задания, при выполнении которых учащиеся не смогут применить действия по готовым шаблонам, а будут применять полученные в незнакомой ситуации. И вот только в таком случае любая самостоятельная работа сможет поспособствовать развитию инициативы  и познавательных способностей учащихся.
  5. В структуре самостоятельной работы также необходимо учесть, что для освоения знаниями, умениями и навыками всем учащимся требуется  различный промежуток времени. Привести в исполнение это можно следующим путем: путём дифференцированного подхода к учащимся.                                 Контролируя  ход работы класса в общем, и каждого отдельного учащегося, учитель должен уметь вовремя переключать учащихся, которые удачно справились с заданиями самостоятельной работы, на выполнение более сложных заданий.
  6. Задания,  которые предлагаются для самостоятельной работы учителем, должны быть интересны учащимся. Интерес к работе может достигаться новшеством задач, которые выдвигает учитель в своих самостоятельных работах.
  7. Самостоятельные работы учащихся нужно и очень важно планомерно и систематически включать в учебную деятельность.
  8. При реализации самостоятельной работы необходимо осуществлять осмысленное сочетание изложения какого-либо нового материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний, умений и навыков.
  9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого типа руководящая роль всегда  принадлежит только учителю. Учитель тщательно продумывает всю систему самостоятельных работ, их закономерное включение в учебный процесс. Также учитель обучает учащихся такому методу как метод самоконтроля и самостоятельно осуществляет контроль за проведение самостоятельной работы и за её результат, также должен изучать  индивидуальные особенности каждого из учащихся, учитывать их при осуществлении самостоятельной работы.

 Виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики.

В процессе обучения физике могут применяться различные виды самостоятельных работ, с помощью которых учащиеся сами самостоятельно получают различные знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, которые используются в учебном процессе, следует различать по следующим признакам:

  • по дидактическим целям;
  • по уровню самостоятельности учащихся;
  • по степени индивидуализации;
  • по источнику и методу приобретения знаний;
  • по форме выполнения;
  • по месту выполнения.

В своей работе я буду классифицировать виды самостоятельных работ по источнику и методу приобретения знаний.

Согласно этому признаку на уроках физики можно использовать следующие виды самостоятельных работ:

  • работа с книгой;

Этот вид самостоятельной работы является одним из основных и главных видов. Ученики должны уметь работать с учебником, т.е. находить ответы на вопросы, конспектировать какие-либо параграфы или отдельные подзаголовки.

  • решение и составление задач;

Ученики должны уметь решать задачи. Составление задач позволяют ученикам сформировать познавательный интерес.

  • лабораторные и практические работы;

С помощью лабораторных работ ученики могут увидеть как применяется закон в схемах.                      

  • подготовка докладов;
  • подготовка и защита рефератов.

Пути развития самостоятельности на уроках физики.

Развитие самостоятельности учащихся взаимосвязано с учебной деятельностью учащихся. Никаким образом не получится сформировать самостоятельность, не вовлекая при этом учащегося в учебную деятельность.

Пути  развития самостоятельности:

Первый путь. Необходимо научить в любой задаче узнавать изученное ранее. Данная методика очень полезна тем, что учит учащихся  ощущать связь нового с раннее изученным, приучает действовать осмысленно и рационально.

Но для того, чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд следующих умений:

  • вести анализ (разделяя условие задачи на составные элементы – тела, которые участвуют в событии, их состояния);
  • уметь проводить сопоставление (сравнение);
  • делать выводы.

Все перечисленные  операции относятся к очень важным мыслительным операциям.

Второй путь. Обучение деятельности.

Нужно  предлагать алгоритм каждого действия, например, план рассказа о какой-либо физической величине, физическом законе, алгоритм решения задач на применение какого-либо закона, план выполнения практической работы и др. А если все эти алгоритмы ещё записать в тетрадь и использовать систематически, то у учащихся вырабатывается привычка действовать в похожей ситуации результативно.

Третий путь. Включение учащихся в разнообразную познавательную деятельность.

Необходимо, чтобы все учащиеся могли не только хорошо формулировать ответ о какой-то изученной физической величине или какого-либо закона, но и также проводить наблюдения, собирать электрическую цепь и т.д.

Вот такими видами деятельности можно занять учащихся на уроках по физики:

  • решение задач у доски с комментариями;
  • демонстрация и объяснение различных опытов;
  • выполнение практических заданий на местах;
  • устные ответы у доски;
  • опросы учащимися друг друга;
  • ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного;
  • иллюстрация явления примерами из жизни;
  • нахождение ошибок в предложенном тексте и др.

Учащимся также можно предложить такие виды деятельности, которая связана с мыслительными операциями:

  • анализ физических ситуаций;
  • проведение сравнений;
  • сопоставление полученных результатов и др.

С текстами можно предложить следующие виды работ, такие как:

  • иллюстрирование  данного текста;
  • дополнение текста новой информацией;
  • пересказ предлагаемого текста и др.

С оборудованием можно провести такие формы работы, например:

  • составление паспорта прибора;
  • реклама приборов;
  • подбор приборов для решения любого экспериментального задания.

К поисковым видам деятельности могут быть отнесены задания следующего типа:

  • поиск и подбор таких пословиц, поговорок, народных примет,  которые могут быть объяснены с точки зрения физики;
  • поиск отрывок из различных стихотворных произведений, в которых речь идёт о различных физических явлениях;
  • подготовка сообщений, докладов по дополнительной литературе;
  • поиск высказываний учёных, деятелей техники о науке;
  • написание сочинений, стихотворений на физическую тематику и др.

Четвёртый путь. Поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности: учителя (при объяснении нового материала), демонстратора (при постановке различных опытов), консультанта (при решении задач любого типа), лаборанта (при подборе определённого оборудования), эксперта (при опросе и зачёте) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики

Данная презентация предназначена для учитиелей физики как доклад на методическом объединении...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке физике.

  Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, котор...

Виды самостоятельных работ учащихся на уроках физики

Презентация к выступлению на заседании школьного методического объединения (из опыта работы)...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики в условиях реализации ФГОС.

В процессе изучения физики учащиеся получают сведения о физических явлениях, законах и теориях и их практическом применении. Сообщение учащимся новых знаний является, таким образом, основным содержани...