Тематическое планирование кружка "Юный физик"
методическая разработка по физике (5 класс) на тему

Успенская Елена Владимировна

Занятия кружка «Юный физик» предназначены для детей 11,12 лет, которые обучаются в 5х и 6х классах общеобразовательных школ.

Курс знакомит юных исследователей с многочисленными явлениями физики, химии, астрономии, которые изучаются на первой ступени естествознания. Курс является пропедевтическим и готовит ребят к более глубокому изучению физики. химии, астрономии в старших классах школы. Курс знакомит школьников с материалистической картиной мира, с основами мироздания и объясняет многие явления природы. Занятия кружка рассчитаны на два часа в неделю. В качестве учебного пособия предлагается учебник А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Физика, химия 5-6 класс» -  М., Дрофа 2007. в котором изложение ведется нетрадиционно – рисунок является основным средством подачи материала. Много внимания уделяется фронтальному эксперименту. Работа кружка предусматривает создание ребятами простейших моделей физических приборов и подготовка домашних экспериментальных заданий. В учебник включены фронтальные лабораторные работы, завершающие изучение тем по физике и по химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Иваново

МБОУ «СОШ № 4»

Тематическое планирование работы кружка

Юный физик

                                       Для учащихся 5- 6х классов

             

                                                      Составитель программы: учитель физики

                                                                                   Успенская Е.В.

                                           

                                              Иваново

                                                 2015

Пояснительная записка.

Занятия кружка «Юный физик» предназначены для детей 11,12 лет, которые обучаются в 5х и 6х классах общеобразовательных школ.

Курс знакомит юных исследователей с многочисленными явлениями физики, химии, астрономии, которые изучаются на первой ступени естествознания. Курс является пропедевтическим и готовит ребят к более глубокому изучению физики. химии, астрономии в старших классах школы. Курс знакомит школьников с материалистической картиной мира, с основами мироздания и объясняет многие явления природы. Занятия кружка рассчитаны на два часа в неделю. В качестве учебного пособия предлагается учебник А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Физика, химия 5-6 класс» -  М., Дрофа 2007. в котором изложение ведется нетрадиционно – рисунок является основным средством подачи материала. Много внимания уделяется фронтальному эксперименту. Работа кружка предусматривает создание ребятами простейших моделей физических приборов и подготовка домашних экспериментальных заданий. В учебник включены фронтальные лабораторные работы, завершающие изучение тем по физике и по химии.

На занятиях кружка планируется использование видеофильмов, электронных обучающих дисков, мультимедийных технологий.

Знания детей будут оцениваться по системе поощрительных баллов.

                         

Дидактическая цель курса.

Сформировать научное мировоззрение школьников и представление о природе как о стройной гармоничной взаимосвязанной системе мироздания и повысить интерес к предметам физика, биология, география.

Методические задачи.

а. На интерпретацию:

-  научить ребят основам выполнения простейших лабораторных работ и правильно записывать полученные результаты.

- сформировать у учащихся умение представлять полученные знания в виде мультимедийной презентации в программе Power Point.

- научить обрабатывать данные экспериментов в виде графиков, диаграмм, схем.

б. На реконструкцию:

- научить выдвигать гипотезу, ставить эксперимент, проводить наблюдение;

- выдвигать проблему по выбранной теме и уметь ее решить;

- учить работать в группе, сотрудничая и развивая творческие способности.

Содержание курса кружка «Юный физик»

1 Введение

Человек преобразует природу.

Что изучает физика.

Тело и вещество.

Научный метод, лабораторное оборудование,

Измерительные приборы.

Л.Р.№1 «Определение размеров физического тела».

Л.Р.№2 « Определение объема жидкости».

Л.Р.№3 « Измерение объема твердого тела»

2 Тело и вещество

Форма, объем, цвет. Запах.

Л.Р.№4 «Сравнение характеристик физических тел»

Состояния вещества.

Л.Р. №5 «Наблюдение различных состояний вещества».

Масса, правила измерения массы тела с помощью рычажных весов.

Л.Р. №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Температура.

Л.Р.№7 «Измерение температуры воды и воздуха».

Строение вещества.

Наблюдение движения частиц вещества.

Л.Р.№8 « Наблюдение явления диффузии»

Взаимодействие частиц вещества.

Л.Р.№9 « Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ».

Частицы вещества и состояние вещества. Строение атома

Химические элементы, вещества простые и сложные.

Кислород, водород, азот, вода.

Плотность твердых тел, жидкостей и газов.

Л.Р.№10 «Измерение плотности вещества».

3 Взаимодействие тел.

К чему приводит действие одного тела на другое?

Сила. Действие рождает противодействие.

Всемирное тяготение.

Деформация. изменение формы и размеров тела.

Сила упругости.

Л.Р.№11 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации».

Условие равновесия тел.

Измерение силы.

Л.Р.№12 «Измерение силы».

Силы трения, покоя,  скольжения, качения. сухое, влажное.

Л.Р.№13 «Измерение силы трения».

Электрические силы

Л.Р.№14 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел»

Магнитное взаимодействие.

Л.Р. №15 «Наблюдение магнитного взаимодействия».

Давление .Давление в жидкостях и газах.

Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости на погруженное в нее тело .

Л.Р. №16 «Действие жидкости на погруженное в нее  тело».

Архимедова сила.

Л.Р. №17 «Измерение Архимедовой силы».

Выяснение условий плавания тел. Почему корабли не тонут?

3 Физические явления.

Механические явления

Механическое движение. Путь, время. скорость.

Л.Р.№18 «Вычисление скорости движения бруска».

Относительность движения и покоя.

Л.Р. №19 «Наблюдение относительности движения».

Звук, высота тона, громкость, тембр. Распространение звука.

Л.Р. №20 «Наблюдение источников звука».

Тепловые явления

Тепловое расширение. Плавление и отвердевание.

Л.Р. №21 «Плавление льда».

Испарение и конденсация.

Л.Р.№22 «Наблюдение скорости испарения жидкости».

Теплопередача.

Л.Р. №23 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».

Электромагнитные явления

Электрический ток. Источники тока.

Сила тока, напряжение, сопротивление.

Проводники и диэлектрики.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение.

Тепловое действие тока.

Л.Р.№24 «Наблюдение теплового действия тока».

Магнитное действие тока.

Л.Р.№25 «Наблюдение магнитного действия тока».

Химическое действие тока.

Л.Р. №26 «Наблюдение химического действия тока».

Световые явления

Источники света. Свет и тень.

Л.Р. №27 «Наблюдение света и тени».

Домашнее экспериментальное задание - изготовление камеры-обскуры.

Зеркала. отражение света.

Л.Р. №28 «Отражение света зеркалом».

Преломление света.

Л.Р. №29 «Преломление света зеркалом».

Линзы, ход лучей в линзах.

Л.Р. №30 «Наблюдение изображений в линзах».

Оптические приборы, глаз, цвет. очки, дефекты зрения.

4 Человек и природа.

Земля – планета солнечной системы. В мире звезд.

Название созвездий. Карта звездного неба.

Солнце, Луна- естественный спутник Земли.

Космические исследования. Работа с электронным диском «Открытая астрономия».

5 Земля – место обитания человека.

Литосфера, мантия, ядро.

Исследование морских глубин, гидросфера, из истории судостроения.

Атмосфера, барометры, влажность, гигрометр и психрометр.

Атмосферные явления ,из истории развития авиации. Воздухоплавание.

6 Человек дополняет природу.

Механизмы, механическая работа.

Л.Р.№ 31»Изучение действия рычага».

Энергия, ,источники энергии, тепловые двигатели.

Двигатель внутреннего сгорания.

Электростанции.

Микрофон и телефон, мобильная связь

7 Наука сегодня, современные технологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование уроков физики в 11 классе ( 4 часа)

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на базе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева. ...

Развернутое тематическое планирование по физике 11 класс ( 3 часа)

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Примерной программы Г.Я. Мякишева ( Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., Н.Н. Тулькибаева, А.Э. П...

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень)  составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...

Тематическое планирование по физике

Тематическое планирование учебного материала в 10 -11 классах - 2 часа....

Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...