Конспект открытого интегрированного урока по физике в 9-м классе: "Применение электромагнита. Телефонная связь"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

utyashowa

Цели урока: рассмотреть применение электромагнита на примере телефона; научить учащихся пользоваться дополнительной литературой; развивать интерес к предмету; навыкам культурного поведения.

Ход урока.

Учитель: Наш урок не совсем обычный. К нему вы готовились заранее. Многие ребята получили задание, побывали в библиотеке, у школьного психолога, руководителя драматического кружка, чтобы рассказать о телефонной связи, изобретении телефона, о правилах пользования телефоном.

Звучит запись телефонного звонка.

 

Двое учащихся пользуются телефонными аппаратами, ведут разговор:

 

–Алло, это справочная? Не могли бы вы рассказать, что такое телефонная связь?

 

–Телефонная связь – один из самых распространенных видов связи. В настоящее время во всем мире имеется свыше 900 миллионов телефонов. Слово «телефон» образовано из двух греческих слов: теле – «далеко» и фон – «звук». Его можно перевести как «звук издалека». Если вы хотите получить более подробную информацию, то немедленно побывайте на уроке в 9 классе, там об этом идет интересный разговор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_uroka_po_fizike_v_9.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного урока по физике в 9-м классе: "Применение электромагнита. Телефонная связь"

Цели урока: рассмотреть применение электромагнита на примере телефона; научить учащихся пользоваться дополнительной литературой; развивать интерес к предмету; навыкам культурного поведения.

Ход урока.

Учитель: Наш урок не совсем обычный. К нему вы готовились заранее. Многие ребята получили задание, побывали в библиотеке, у школьного психолога, руководителя драматического кружка, чтобы рассказать о телефонной связи, изобретении телефона, о правилах пользования телефоном.

Звучит запись телефонного звонка.

Двое учащихся пользуются телефонными аппаратами, ведут разговор:

–Алло, это справочная? Не могли бы вы рассказать, что такое телефонная связь?

–Телефонная связь – один из самых распространенных видов связи. В настоящее время во всем мире имеется свыше 900 миллионов телефонов. Слово «телефон» образовано из двух греческих слов: теле – «далеко» и фон – «звук». Его можно перевести как «звук издалека». Если вы хотите получить более подробную информацию, то немедленно побывайте на уроке в 9 классе, там об этом идет интересный разговор.

Ученик 1: Телефон изобретен в 1876 году американцем А.Г. Беллом. Как и все виды электрической связи, телефонная связь заключается в преобразовании сигналов информации (звуков голоса) в колебания электрического тока, передаче этих сигналов по линии и затем в обратном их преобразовании в звуки, в точности соответствующие звукам, произнесенным перед аппаратом вызывающим абонентом. Преобразователем звуковых колебаний в колебания электрического тока является микрофон. Для обратного преобразования электрических колебаний в звуковые служит телефон. Основные элементы телефона – электромагнит и стальная мембрана. При прохождении через катушки электромагнита переменного тока, создаваемого микрофоном говорящего абонента, мембрана телефона то сильнее, то слабее будет притягиваться к электромагниту, вызывая колебания находящегося над ней воздуха. Колебания мембраны телефона в точности соответствуют колебаниям мембраны микрофона, и абонент приемного аппарата будет слышать в телефоне речь, произнесенную перед микрофоном передающего аппарата (оба телефонных аппарата – передающий и приемный – называются оконечными аппаратами). В телефонном аппарате разговорные приборы – микрофон и телефон – заключены в общую конструкцию – микротелефонную трубку. Таким образом, телефонный аппарат является одновременно и передающим, и приемным оконечным аппаратом.

Ученик 2: Изобретатель телефона Александер Грейам Белл родился в Эдинбурге, в Шотландии. Впоследствии семья Белла переехала в США. По образованию Белл не был ни инженером–электриком, ни физиком. Он начал помощником учителя музыки и ораторского искусства, позднее стал работать с людьми, страдавшими дефектами речи, потерявшими слух. Стремление помочь этим людям и любовь к девушке, оглохшей после тяжелой болезни, побудили его сконструировать приборы, с помощью которых он мог демонстрировать глухим артикуляцию звуков речи. Он открыл в Бостоне учебное заведение по подготовке преподавателей для глухих. А с 1873 года Белл – профессор физиологии органов речи Бостонского университета. Белл глубоко изучил акустику, физику человеческой речи. Он начал ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана передавала колебания звуков на иглу. Так он постепенно приближался к идее создания телефона, при помощи которого, как он писал, «станет возможной передача различных звуков, если только удастся вызвать колебания интенсивности электрического тока, соответствующие тем колебаниям в плотности воздуха, которые производит данный звук». Однако Белл неожиданно меняет направление деятельности и начинает работать над созданием телеграфа, с помощью которого можно было бы одновременно передавать несколько текстов. Им должен был стать «музыкальный телеграф», передающий одновременно семь телеграмм, по числу нот. Чистая случайность в работе по созданию телеграфа помогла Беллу открыть явление, которое обернулось изобретением телефона. Однажды в передающем устройстве помощник Белла вытаскивал пластинку. В это время в приемном устройстве слух Белла уловил дребезжание. Как выяснилось, пластинка замыкала и размыкала электрическую цепь. Белл не прошел мимо этого наблюдения. Через несколько дней первый аппарат – небольшая мембрана из барабанной кожи с сигнальным рожком для усиления звука – был сделан. Это был родоначальник всех телефонных аппаратов.

Ученик 3: Был ли телефонный аппарат Белла первым, или все–таки у него имелись предшественники? Оказывается, имелись. Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили два тыквенных сосуда, соединенных бечевкой. Ученые пришли к выводу, что это один из предшественников телефона (всем нам знаком «телефон» из спичечных коробков, соединенных ниткой). Возраст тыквенного устройства – около тысячи лет. Мастерами в акустике слыли и древние инки. С помощью особых труб, проложенных в стенах дворца, владыка, сидя на троне, отдавал распоряжения по всему дворцу и беседовал с супругой, находившейся шестью этажами ниже. Беспроволочными «телефонами» – узкими каналами в стенах были оснащены некоторые здания средневекового Пскова. Судя по всему, в палатах Постниковых (XVII в.) привратник передавал наверх сообщения о прибытии гостей и получал от хозяев соответствующие распоряжения. За десять с лишним лет до того, как Белл получил патент на свое изобретение, уже состоялся телефонный разговор с помощью сложного устройства. Разговор этот выглядел примерно так. «Лошади не лопают огуречный салат», – прокричал в раструб своего замысловатого аппарата Филипп Рейс. «Это я и без тебя знаю, старый осел!» – ответил голос его друга, говорившего в такой же аппарат, но в другом помещении. Происходило это в 1860 году.

Ученик 4: С XIX века телефон начал завоевывать мир. Больше всех развлечений жители Берлина любили почту на улице Унтер–ден–Линден или на площади Лейпцигер–Платц. Здесь появились первые в городе телефоны– автоматы. В то время городская сеть насчитывала 48 абонентов. Но те, у кого не было телефонов, тоже хотели поговорить, и многие семьи берлинцев разделялись: одни шли на почту, а другие – на площадь. И разговаривали друг с другом. Ведь первые телефоны–автоматы были бесплатными. В Москве в 1882 году открылось телефонное сообщение с Большим театром. В Леонтьевском переулке в большом зале установили 12 телефонов, а микрофоны разместили по обеим сторонам сцены театра. Можно было купить билет на десятиминутный сеанс. «Телефонизация не оставила равнодушным даже Ватикан. Телефонная станция появилась в дворцовых покоях по личному указанию Папы римского Льва XIII. В библиотеке с её помощью обслуживались внутренние помещения, где хранились книги и важные документы.

Ученик 5: Первые экземпляры телефонов не отличались ни  особой элегантностью, ни удобством в пользовании. Слышимость была настолько плохой, что придумали специальные трубки, в которые приходилось засовывать даже нос – зрелище со стороны весьма забавное. Вообще, трубки встречались самые разные – то их делали раздельными (одни – для того, чтобы в них говорить, другие – чтобы слушать), то они походили на современные, объединяющие ручкой микрофон и наушник. А сами аппараты снабжались блестящими хромированными чашечками звонков, облицовывались красным деревом, а порой корпус представлял собой настоящее произведение мастера–литейщика. Однако, не каждая семья могла позволить себе установить аппарат. На заре телефонизации пользоваться этим дорогостоящим видом связи могли немногие.

Ученик 6: Сейчас в мире более 900 миллионов телефонов, и, конечно, их возможности гораздо шире, чем у первых аппаратов. Уже давно не новинка телефон с цифровым номеронабирателем, мобильный телефон. Много и других новшеств. Когда вызываемый нами номер занят, аппарат «запомнит» его и соединит вас с абонентом, когда тот освободится. Существуют телефоны без проводов. Передача голоса осуществляется с помощью инфракрасных лучей специальным устройством, так что можно свободно передвигаться по комнате, не думая о проводе. В отдаленных районах, где нет обычной телефонной связи, переговорную кабину снабжают солнечной батареей, которая обеспечивает питание радиотелефона и заряжает аккумуляторные батареи на случай, если солнце скроется за облаками. С помощью портативного телефона альпинисты разговаривают с товарищами, оставшимися у подножья горы.

Ученик 7: Создан телефон даже для глухих – «комбифон». Он похож на телевизор, слова появляются на левой части экрана, а на правой, передающей, можно писать текст. Действуют лини цветной видеомагнитофонной связи. Мы привыкли, что, сняв трубку, можно узнать время, вызвать врача или заказать билеты на поезд или самолет. Можно получить справки о работе всех видов транспорта и связи, о расположении улиц, решениях местных органов власти и многое другое. Службы информации действуют во многих странах мира. Чего только не узнаешь, набрав нужный номер! В Вене много лет работает «детский» телефон. В будни с 9 утра до 6 вечера любой ребенок может обратиться с вопросом и получить ответ или совет. Чаще всего просят помочь решить школьную задачу, бывают и жалобы на родителей, с которыми работники службы могут провести «беседу».

Ученик 8: В Токио по телефону узнают о состоянии автострад, количестве машин на дорогах, получают рецепты приготовления блюд, а рыболовы – информацию, где лучше клюет. В некоторых городах Бразилии вы посмеетесь над записанной на пленку остроумной шуткой, а в Лос–Анджелесе, набрав номер, услышите страшный приступ кашля – это специально для желающих отказаться от вредной привычки. Телефон издавна притягивает всевозможных шутников. Как позвонить Юлию Цезарю? Ответ на этот вопрос знают жители западногерманского города Филинген. Надо открыть телефонный справочник и прочитать: «Юлий Цезарь, профессия – тиран, телефон 8–45–36». Шутят и сами работники телефонной сети. Так, ко дню рождения итальянского министра почты телефонистки Палермо вручили ему «Золотую книгу». В ней в алфавитном порядке помещены прозвища, которыми абоненты обзывали телефонисток на протяжении полугода. Их оказалось 2 804!

Ученик 9: К сожалению, телефонные шутки не всегда безобидны. Самая распространенная «шутка» – вызов пожарных. В США этому поставили заслон. После того как волна ложных вызовов парализовала работу пожарной службы одного из городов, была изобретена новая телефонная будка. Если кто–то заходит в нее и набирает номер пожарной команды, дверь открывается только через пять минут – вполне достаточно для полиции. В июне 1876 петербургская газета «Слово» писала: «Телефон по справедливости займет самое почетное место в ряду самых полезных изобретений XIX века. Прошло более 120 лет, и предсказания газеты полностью оправдались. Телефон стал нашим помощником. Он экономит время и средства. А знаете ли вы, когда возникло слово «Алло»? Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803–1806 г.г. в Петербурге был издан «Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Речение морское, употребляемое на кораблях, и значит: слушай. Сие слово кричат в рупор на корабль, с коим хотят переговориться, дабы на нем внятно слушали…»

Звучит запись телефонного звонка. Миниатюра «Телефонный разговор».

– Алло, кто это, Петька? Привет! Это я, Толя! Как дела? Кино смотрел? Ну, по первой программе? Здорово! А я первую серию не видел, я тогда футбол смотрел. Петька, этот усатый кто? Наш офицер? Я так и думал. А который с бородой? Наш? А этот лысый тому усатому хорошо врезал! Что? Нет, я потом на вторую переключил. «В мире животных». Про кукушку – не видел? Зря! Представляешь, подкидывает она свое яйцо в чужое гнездо, а хозяева чокнутые ничего не замечают, давай высиживать! А самое главное – дальше: вылупляется из яйца кукушонок и начинает других птенцов из гнезда выпихивать. Всех вытолкнет, а потом клюв разевает: кормите меня! А что ты по второй ещё смотрел? «Ералаш»? А я – мультики по третьей. Ты «Здоровье» видел? Там про аппендицит показывали. А сейчас что ты смотришь? «Что, где, когда»? Ну ладно, смотри. Да, а что я тебе звоню? Нет, по делу. Ага, вспомнил! Ты задачу решил? Нет? И я – нет. Времени не было. Ладно, не переживай, завтра у Мишки спишем. Думаю, что решил. Откуда знаю? Да у них уже неделя, как телевизор не работает.

Учитель: Телефон для современного человека не роскошь, а предмет первой необходимости. Пользуясь им, важно соблюдать вежливость, быть культурным человеком. Так как необходимо правильно обращаться с телефоном?

Ученик 10: «Здравствуйте!», «добрый день!», «добрый вечер!» – это первое, что ты должен сказать, куда бы ты ни звонил. Лучше всего назвать себя, если ты не застал нужного человека, и попросить передать поручение, сообщение. В начале разговора спроси, не помешал ли ты, не оторвал ли от важных дел. Телефонный разговор, прежде всего, должен быть кратким. Помни: пока ты ведешь неторопливый разговор с приятелем, к твоему собеседнику или к тебе, может быть, не могут дозвониться по важному делу. К тому же, длительный разговор перегружает линию. Тебе, наверное, приходилось, набрав первые 2–3 цифры, сразу услышать частые гудки, – это и есть один из признаков перегруженной линии. Не веди по телефону пустой болтовни. Если ты нуждаешься в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз. Не стоит звонить знакомым слишком поздно. Если на 5–6 сигнал тебе не отвечают – повесь трубку. Если кто–то неправильно набрал номер и попал случайно к тебе, не груби, а вежливо ответь: «Простите, Вы ошиблись номером». Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения!

Звучит запись песни «Позвони мне, позвони».

Учитель: Ребята, помните, что телефон – самый быстрый вид связи в повседневной жизни, удобный способ установления контактов между людьми. Порой оказываешься в такой ситуации, что нужно срочно позвонить, а справочника под рукой нет. Как быстро запомнить нужный телефон?

Ученик 11: Однажды знакомая дала знаменитому физику Эйнштейну свой номер телефона: 24361.

– Запишите, а то забудете, – сказала она великому ученому.

– Ни за что не забуду! Я уже его запомнил: 2 дюжины и 19 в квадрате, – ответил ученый.

Довольно оригинальный способ запоминать телефоны. Я могу предложить вам другой способ. На доске записаны очень важные для каждого из нас номера телефонов:

– 01 – пожарная часть;

– 02 – милиция;

– 03 – скорая помощь;

– 04 – газовая служба;

– 05 – водопровод.

Повторите их мысленно, закройте глаза, представьте перед собой. Кто готов их повторить?

Учитель: Антуан де Сент–Экзюпери считал, что общение – единственная роскошь, дарованная человеку. Современный человек много общается по телефону. Давайте попробуем выяснить, общительны ли вы, каков уровень вашей коммуникабельности.

Тест «Общительны ли Вы?»

(возможны только ответы «Да» или «Нет»)

 

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что–то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по–разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас можно сказать следующее:

0–3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов – Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов – Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.

Учитель: Наш урок завершается. Насколько важным и полезным для вас был сегодняшний разговор, мы сейчас попробуем увидеть. У каждого на столе находятся листки зеленого цвета. На доске 3 варианта ответа.

1 – я узнал много нового и хочу узнать еще больше.

2 – я узнал много нового и хочу поделиться с другими.

3 – я не узнал ничего нового.

Подойдите к доске и прикрепите листок к тому варианту, который вы предпочли. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"

Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень.  Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Открытый интегрированный урок по физике "Электрический ток в жидкостях" 8 класс

Продолжить формирования понятий  электрический ток в различных средах. Какие частицы являются носителями тока в электролитах. Повторить «Ток в металлах". Развитие навыков самостоя...

Открытый интегрированный урок по физике и математике в 11 классе

Открытый интегрированный урок по физике и математике в 11 классе.  Тема: «Физический смысл производной».Цели: Закрепить понятия «производная, физический смысл производной&r...