Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине физика (10-11класс)
методическая разработка по физике (10, 11 класс) на тему

Кузнецова Мария Николаевна

В Методических указаниях даются рекомендации и методика решения задач различных уровней сложности, план написания и оформлению реферата, принцип создания презентации; приводятся ссылки на параграфы учебников и  рекомендуется задачник для отработки навыка решения задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_vsr.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине

физика

ОУД.08

для специальностей

08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

08.02.07«Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха»,

07.02.01«Архитектура».

Разработчик: Кузнецова М.Н.– преподаватель физики.

2017 г.


Утверждаю

Директор

_____________________/Груздев Ю.А./

«____»__________________2017  года

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

естественнонаучных дисциплин

Протокол №      от       .       .2017 года

Председатель ___________  / Кузнецова М.Н./


1.Общие сведения.

1.1. Особенностью изучения предмета физики является не только освоение теоретического материала и знание физических законов и явлений, но также необходимо иметь представление о применении на практике приобретаемых знаний и уметь решать задачи различного уровня сложности. Для этого в качестве внеаудиторной самостоятельной работы предлагается решение задач, подготовка и оформление рефератов, подготовка презентаций с использованием Интернет-ресурсов.

1.2. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студентам предлагается использовать учебный материал (конспект), данный на занятиях, а также учебник:

[1] Касьянов, В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник/ В.А. Касьянов.–2-е изд., стереотип.–М.:Дрофа,2014.–447,[1]с. :ил.

[2] Касьянов, В.А. Физика. Углубленный уровень. 11 кл.: учебник / В.А. Касьянов.–М.:Дрофа,2014.–463,[1]с. :ил., 7л. цв. вкл.

Для самостоятельного решения предлагаются задачи к соответствующему параграфу учебника или дополнительно из задачника:

[3] Смирнов С. А., Граковский Г. Ю. Сборник задач по физике / С.А.Смирнов, Г. Ю. Граковский; под общ.ред. В.А. Смирнова. –2-е изд.,испр. –М.:ФОРУМ, 2016. –176с.: ил. –(Профессиональное образование).

При необходимости можно воспользоваться Интернет-ресурсом znanium.com.

2. Требования к оформлению внеаудиторной самостоятельной работы.

2.1. При решении задач текст условия переписывать не требуется. Необходимо записать величины, данные в задаче, если нужно, перевести их в систему СИ, при необходимости воспользоваться справочными таблицами из задачника [3], записать решение и ответ с единицами измерений.

Пример .

Решить задачу:

К концам стальной проволоки длиной 3 м сечением 1 мм2 приложена растягивающая  сила 400 Н. Найти абсолютное удлинение проволоки.

 Для решения задачи из таблицы «Модуль упругости твёрдых тел» выписать модуль упругости стали  Е=2,2∙1011Па.

Решение оформить следующим образом:

Дано:                 СИ                        Решение.

l0=3м                                    →  

S=1 мм2              1∙10-6м2               Δl=2,9 ∙10-3м=2,9мм

F=400Н

Е=2,2∙1011Па

Δl=?                                        Ответ: 2,9 мм.

2.2.Презентация по заданной теме выполняется на флэш-накопителе и  должна содержать от пяти до восьми слайдов и рассчитана не более, чем на10–15 минут. На первом слайде показывается тема и автор работы (фамилия, имя, номер группы и учебное заведение СПАСК). Слайды должны содержать визуальную информацию и текст в виде тезисов. При показе презентации студент более подробно объясняет материал, представленный на слайдах (при подготовке презентации следует пользоваться знаниями и навыками, полученными на уроках информатики).

2.3.Реферат выполняется в печатном виде на листах форматом А-4, титульный лист оформляется по образцу. Рекомендуемый шрифт Times New Roman 12 или 14, межстрочный интервал 1,15.  В зависимости от темы, текст может быть дополнен иллюстрациями.

Структура реферата.

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Список литературы.

Пример оформления титульного листа:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СПб ГБПООУ «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж»

Тема:

Реферат выполнил:  _______________ (ф.и.о.)

Студент группы:  _________________( ф.и.о.)

Преподаватель:   _________________( ф.и.о.)  

Год

3.Методические указания для решения задач.

3.1. Для самостоятельной внеаудиторной работы предлагаются задачи трёх уровней сложности. Классификация по уровням сложности приводится в таблице:

Уровень сложности

Объект исследования

Требования задачи

Математический аппарат

Способ задания условия

1

Одно явление (процесс), 1-2 объекта исследования

Найти значения 1-2 физических величин. Задано в явном виде

Простой

Текстовый

Задача-рисунок

2

Одно явление (процесс), 1-2 объекта исследования

Найти значения 1-2 физических величин. Задано в не явном виде

Не очень сложный

Любой

3

Два-три явления (процесса), 2-3 объекта исследования

Найти значения нескольких физических величин. Задано в явном виде

Не очень сложный

Любой

Решение задач 1 и 2 уровней сложности является обязательным для всех студентов, тогда как задачи 3 уровня выполняются дополнительно и оцениваются отдельно.

3.2. Решение физических задач подразделяется на три этапа:

  • физический этап – изучение условия задачи и нахождение физического закона или уравнения (для задач 1 и 2 уровней) или составление системы уравнений, содержащей необходимое и достаточное количество уравнений для выражения искомой величины через искомые(для задач 3 уровня);
  • математический этап – решение уравнения (системы уравнений) путём подстановки числовых  значений физических величин (или в начале в общем виде, а затем подстановка числовых значений);
  • анализ решения включает проверку соответствия размерностей и соответствия полученного числового  результата физически возможным значениям искомой величины.

3.3. Общий план (алгоритм) решения физических задач:

  • чтение условия задачи и краткая запись условия, переход СИ;
  • выполнение рисунка, схемы, чертежа (если это необходимо);
  • анализ физического содержания задачи и выявление путей (способов) решения с последующим составлением плана решения;
  • выполнение решения в общем виде;
  • вычисления;
  • анализ результата и проверка решения;
  • запись ответа.

4. Комментарии к решению внеаудиторных самостоятельных задач.

    Курс учебной дисциплины "Физика" включает в себя десять разделов, к восьми из которых предлагаются задачи для внеаудиторного самостоятельного решения. При выполнении домашней работы студенты могут использовать конспекты аудиторных занятий, на которых приводятся примеры решения задач и соответствующие параграфы учебника.

Раздел 1. Механика с элементами теории относительности.

1.1.При решении задач по теме «Кинематика материальной точки» использовать конспект и учебник [1] §§7-13.

1.2. При решении задач по теме «Динамика материальной точки» использовать конспект и учебник [1] §§17-25.

1.3. При решении задач по теме «Законы сохранения» использовать конспект и учебник [1] §§26-33.

1.4. При решении задач по теме «Статика» использовать конспект и учебник [1] §§39-41.

1.5. При решении задач по теме «Релятивистская механика» использовать конспект и учебник [1] §§42-46.

Раздел 2. Молекулярная физика.

2.1. При решении задач по теме «Молекулярная структура вещества» использовать конспект и учебник [1] §§47, 48.

2.2. При решении задач по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» использовать конспект и учебник [1] §§49-54.

2.3. При решении задач по теме «Термодинамика» использовать конспект и учебник [1] §§55-60.

Раздел 3. Пар. Жидкость. Твёрдое тело.

3.1. При решении задач по теме «Насыщенный пар и его свойства» использовать конспект и учебник [1] §§61-63.

3.2. При решении задач по теме «Жидкость и её свойства» использовать конспект и учебник [1] §§64-66.

3.3. При решении задач по теме «Твёрдое тело: механические и тепловые свойства» использовать конспект и учебник [1] §§67-70.

Раздел 4. Механические колебания и волны.

4.1. При решении задач по теме «Механические колебания» использовать конспект и учебник [1] §§35-38.

4.2. При решении задач по теме «Распространение колебаний в упругой среде» использовать конспект и учебник [1] §§71-76.

Раздел 5. Электростатика.

5.1. При решении задач по теме «Электромагнитное взаимодействие неподвижных зарядов» использовать конспект и учебник [1] §§77-83.

5.2. При решении задач по теме «Энергия  взаимодействия неподвижных зарядов» использовать конспект и учебник [1] §§84-93.

Раздел 6.  Электродинамика. Законы постоянного тока

6.1. При решении задач по теме «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи» использовать конспект и учебник [2] §§1-8.

6.2. При решении задач по теме «Закон Ома для замкнутой цепи» использовать конспект и учебник [2] §§9-13.

6.3. При решении задач по теме «Тепловое действие тока. Мощность тока» использовать конспект и учебник [2] §§14, 15.

6.4. При решении задач по теме «Электрический ток в жидкостях» использовать конспект и учебник [2] §16.

Раздел 7. Электромагнетизм и переменный ток.

7.1. При решении задач по теме «Магнитное поле электрического тока» использовать конспект и учебник [2] §§17-25.

7.2. При решении задач по теме «Движение заряженной частицы в магнитном поле. Энергия магнитного поля» использовать конспект и учебник[2] §§22-29.

7.3. При решении задач по теме «Электромагнитная индукция» использовать конспект и учебник [2] §§30-36.

7.4. При решении задач по теме «Цепи переменного тока» использовать конспект и учебник [2] §§37-40.

7.5. При решении задач по теме «Электромагнитные колебания» использовать конспект и учебник [2] §§41-45.

Раздел 8. Электромагнитное излучение.

8.1. При решении задач по теме «Излучение и приём электромагнитных волн» использовать конспект и учебник [2] §§46-52.

8.2. При решении задач по теме «Геометрическая оптика» использовать конспект и учебник [2] §§53-61.

8.3. При решении задач по теме «Волновая оптика» использовать конспект и учебник [2] §§67-71.

8.4. При решении задач по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества» использовать конспект и учебник [2] §§72-80.

5. Рекомендации к выполнению реферата.

5.1. Во введении даётся краткая характеристика темы и объясняется, почему автор выбрал эту тему, обосновывается её актуальность и практическая значимость.

5.2. Основная часть работы может содержать несколько глав, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы и наибольший объём информации.

Представленная информация должна быть проанализирована и объяснена.

5.3. В заключительной части работы автор показывает, какое значение для него имело изучение данной темы.

Литература:

  1. Полицинский Е.В.Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению: учебное пособие /Е.В.Полицинский Теслева Е.А. Томск: изд. Томского политехнического университета, 2011г.
  2. http://www.alsak.ru/item/krotov-voprosu-slozhnosti-zadach.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

данное методическое указаниепо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и части...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.16 География

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.16 География по специальностям 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 2...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.История для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.Историядля специальности38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. История для специальности 15.02.09 Аддитивные технологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОГСЭ.02. Историядля специальности 15.02.09 Аддитивные технологии...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества по...