Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального роста учителя
статья по физике на тему

Выступление на ГМО учителей физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.

В. Путин

  1. Актуальность проблемы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Моё выступление посвящено опыту участия в работе педагогических сообществ сети Интернет.

Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что современный учитель должен отличаться от того учителя, который был образцом в прошлом столетии. Беря лучшее от идеала того времени, нам необходимо постоянно самосовершенствоваться, внедрять в работу новые технологии, оставаться современным и актуальным.

Такой традиционный источник знаний, как книги, приобретаемые нами в огромных количествах, несомненно играют важную роль в повышении профессионализма учителя. Но несмотря на высокую скорость издания новой литературы, эти источники порой с запозданием отвечают на поставленные перед нами вопросы.

Поэтому наиболее перспективной формой повышения квалификации является оказание методической помощи учителям с использованием Интернет-технологий. Мощным ресурсом поддержки профессиональной деятельности учителя сегодня являются сетевые педагогические сообщества. Это признано как на научно-методическом уровне, так и на уровне государственной поддержки в нашей стране.

  1. Сетевые сообщества: определение, цели и задачи.

Единого определения, что такое сообщество, сетевое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует.

Я буду опираться на наиболее простое, и в то же время всеобъемлющее определение:

Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети.

Это определение позволяет отнести к сетевым сообществам не только ресурсы с надписью «педагогическое сообщество», «педагогический портал», но и ресурсы, предоставляемые издательствами, ВУЗами, виртуальными школами.

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, почерпнуть нужную информацию.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Задачи сетевых педагогических сообществ:

  • организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • создание базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
  • методическая поддержка педагогов;
  • знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
  • организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса; 
  • организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.
  1. Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет

Профессиональной деятельность учителей в сети состоит из двух составляющих, неразрывно связанных друг с другом.

Прежде всего это деятельность, направленная на учащихся: развитие их интереса к предмету, развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и проектах.

Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на их самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Причём, на мой взгляд, второе направление является основополагающим. Ведь если учителю интересен его предмет, если педагог получает удовольствие от того, что узнал что-то новое, смог внедрить это в свою работу, добиться лучших результатов учащихся, то удовлетворив свои потребности в личностном росте, он принёс огромную пользу именно детям.

Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании.

  1. Задачи, решаемые педагогом с помощью сетевых сообществ

Совместная деятельность в сетевых сообществах учителей позволяет решить методические, организационные и научно-образовательные вопросы.

  1. Методические вопросы 

Анализируя свою сетевую деятельность, я понимаю, что началась она с решения методических вопросов: поиск рабочих программ, материалов к урокам, КИМов и т.п. Указанные материалы разрабатывает и использует каждый учитель, обмен и анализ этих материалов, помогает совершенствовать свою методическую систему и профессиональное мастерство.

От пассивного использования я со временем перешла к размещению на сайтах сообществ своих материалов. Как правило нас подталкивает к этому грядущая аттестация. У педагога всегда есть в копилке хорошие уроки, мероприятия, но вот разместить их в сети мы порой стесняемся или откладываем на потом со словами «вот будет больше времени», «ещё надо подделать».

Со временем число педагогических сообществ росло, регистрация на них стала заканчиваться потерей «адресов, явок, паролей», и для себя я создала папку в электронной почте, где хранятся регистрационные данные.

Эти сайты известны нам всем, поэтому делать их обзор уже не имеет смысла. В последнее время они применяются уже не столько как копилка материалов, сколько как источник информации о проводимых мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

Сейчас практические все сообщества имеют группу в социальных сетях и вступив в неё, можно одновременно просматривать новости многих сообществ.

  1. Организационные вопросы 

Заседания методических объединений проводятся не так часто, а образовательные проблемы, возникают постоянно. Сетевое сообщество позволяет организовать виртуальные заседания учителей, вебинары, дистанционные открытые уроки, семинары.

В этом году я хотела бы отметить серию вебинаров, организованных издательством «Просвещение»:

  • Особенности подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике в 2017 году. Демидова М.Ю. 
  • Примеры решения задач: Термодинамика. Молекулярная физика. Гидромеханика. Парфентьева Наталия Андреевна
  • Серия вебинаров по УМК «Физика» для 7-9 и 10-11 классов (БУ, УУ) авторского коллектива под руководством Л.Э. Генденштейна издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
  1. Научно-образовательные вопросы 

Одной из важнейших человеческих потребностей является познание. Пока мы с вами проявляем интерес и любопытство к нашему предмету, мы интересны нашим ученикам. Поэтому даже владея материалом, учитель постоянно задаётся вопросами: как лучше донести его до ученика, как расширить преподаваемые знания, какие новые открытия происходят в физике, каковы их применения.

И сетевые ресурсы позволяют получать на эти вопросы ответы.

В этом помогают курсы повышения квалификации, он-лайн школы, научные общества учителей и учащихся.

А) В этой связи хотела бы отметить Центр онлайн-обучения «Фоксфорд». Прошла несколько курсов повышения квалификации в этом центре, покупала курсы своему ребёнку, летом сын ездил в летнюю школу «Фоксфорда».

Б) Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ , основными целями деятельности которого являются:

  • внедрение современных дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс
  • разработка и совершенствование методической базы электронных образовательных ресурсов МГУ
  • развитие дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного

образован

Одной из целей сетевых сообществ, отмеченных выше, была инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета.

Есть сетевые сообщества, которые предлагают участие в очных конференциях, в основном платное.  Центр МГУ ежегодно бесплатно проводит Летние школы для учителей. В рамках школы 2016 г. были рассмотрены вопросы:

  • "Перспективные фотонные технологии".  Профессор Андрей Анатольевич Федянин (ЦФА)
  • «Современная физика нейтрино». Доцент Евгений Вадимович Широков (ЦФА)
  • «Первое прямое детектирование гравитационных волн». Профессор Валерий Павлович Митрофанов (ЦФА)
  • "Загадки космологии" Академик РАН Валерий Анатольевич Рубаков (ЦФА)
  •  «Лазеры и нелинейная оптика» Доцент Илья Владимирович Головнин (ЦФА)
  • «Физика цунами». Профессор Михаил Александрович. Носов
  • «ЕГЭ-2017: Особенности, перспективы». Заместитель председателя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по физике доцент Виталий Аркадьевич Грибов (ЦФА)
  •  «Основные принципы построения курса физики в современной школе». Доцент Александр Васильевич Грачев (ЦФА)
  •  «Проектно-исследовательские работы школьников: проблемы и пути решения». Доцент Сергей Борисович Рыжиков (ЦФА)
  •  «Олимпиады по физике и подготовка к ним». Доцент Алексей Александрович Якута (ЦФА)
  • «Методика решения задач о перезарядке конденсатора»Доцент Павел Юрьевич Боков (ЦФА)
  •  «Особенности олимпиад по физике в МГУ на примере заданий Олимпиад «Покори Воробьёвы горы, Ломоносов, Робофест». Доцент Константин Владимирович Парфёнов (ЦФА).
  • «1786 год: создание сообщества школьных учителей России» Ведущий научный сотрудник Виталий Константинович Новик (ауд. ЦФА)

Учителями совершены экскурсии:

  • Курчатовский институт 
  • Институт Общей Физики им. А.М.Прохорова РАН 
  • Большой планетарий Москвы
  • Музей землеведения МГУ
  • Экскурсия в лаборатории института ядерной физики МГУ (парк электронных ускорителей)
  • Экскурсия в музей физического факультета МГУ

 В) Виртуальная академия физики высоких энергий для школьников и учителей

Хотела бы познакомить вас с образовательной деятельностью Объединённого института ядерных исследований г. Дубна. Прошлым летом мне на почту пришла рассылка такого содержания – приглашение на летнюю школу-конференцию.  

В результате я провела летом в Дубне 12 насыщенных дней: курсы повышения квалификации для учителей, лекции молодых учёных, экскурсии в лаборатории ОИЯИ. Участники (учителя с учениками) приехали со всей страны. Мероприятие нацелено в первую очередь на учащихся: мотивировать, привлечь их в науку. Для них были организованы занятия по решению задач, физматбои, конкурсы научного содержания.

На летней школе я узнала что ежегодно с 2009 г. Учебно-научный центр Объединенного института ядерных исследований организует Научные школы для учителей физики на базе крупнейших мировых научных центров – Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) и Европейской организации ядерных исследований (CERN).

Цель  программ – сокращение «расстояния» между школой и фундаментальной наукой, содействие распространению современных научных знаний среди широкой аудитории. 

До сих пор считаю чудом то, что мне удалось попасть на такую программу.

Я зарегистрировалась на сайте, послала мотивационное письмо и получила положительный ответ.

В ноябре 2016 года в составе группы из 43 учителей России и Украины, Казахстана, Молдавии, Армении мне посчастливилось побывать на Большом Адронном Коллайдере.

 Программа для учителей включала в себя лекции, экскурсии на экспериментальные установки CERNа, лабораторные работы. У нас была возможность общения с учеными и коллегами из других регионов.

Конечно представленный материал требует глубокого осмысления, но неоспоримо то, что такие школы открывают для участников новые возможности, расширяя и углубляя знания о современной картине мира, помогая найти идеи, которые реализуются в формате школьных проектных работ.

Именно школьных учителей в ЦЕРНе считают проводниками знаний. Здесь проводятся программы для педагогов всего мира.

Пока рано говорить о результатах моей поездки. Идеи для работ есть, но делать это хочется качественно, на что нужно время. Сейчас готовлю урок об элементарных частицах.

  1. Заключение

Стать участником программы в ЦЕРНе думаю, мне помогло участие в сетевых сообществах. Причём от получения информации до отбора в программу.

Принципы отбора.Формирование портфолио ученика.

Таким образом, профессиональные сетевые сообщества педагогов обладают большим потенциалом для решения педагогических задач, связанных как с текущей деятельностью педагога, так и с его профессиональным саморазвитием, самообразованием. Сетевые педагогические сообщества становятся значительным ресурсом развития системы совершенствования профессионального мастерства педагогов, нацеленной на повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"

В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...

Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя

      Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты...

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...

«Сетевые сообщества, форумы, интернет конкурсы, как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя».

Сетевые сообщества педагогов, форумы, интернет конкурсы способствуют профессиональному развитию учителя. Кто – то возразит, что мы и без этого постоянно занимаемся самообразованием: читаем нужную лите...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

«Сетевые сообщества, форумы, Интернет-конкурсы как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя в условиях введения ФГОС ООО»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС новог...