статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"
статья по физике на тему

Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег,

слова, написанные почти 200 лет назад и актуальные до сегодняшнего дня:

«Развитие и образование должны достигаться через деятельность»

В самом деле, в условиях модернизации образования важнейшей педагогической задачей становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование образовательной деятельности обучающихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения. Таким образом, развитие сегодня становится ключевым, глубинным понятием процесса обучения.

Что нужно молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

На эти вопросы отвечают сегодня новые личностно-ориентированные педагогические технологии, применяемые, которые различными способами внедряются в образовательный процесс. Это и обучение в сотрудничестве, и разноуровневое обучение, и проектные технологии…

Анализ современной нормативной базы образования, в т.ч. федеральных государственных образовательных стандартов, позволяет утверждать, что  одно из приоритетных направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого обучающегося. Актуальность данного направления определяется интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

Это определило необходимость поиска педагогами нашей школы новых подходов к организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Так возникло школьное педагогическое сообщество «Союз наук», объединившее учителей физики, химии, биологии, географии. Почему именно естествознание? Наука о природе, как единой целостности, естествознание всегда было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базой эволюции его мировоззрения.

Управляющим, координирующим органом деятельности сообщества стало Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла.  Основными направлениями деятельности сообщества «Союз наук» являются:

- методическое сопровождение деятельности педагогов (введение интегративных курсов, проведение интегрированных уроков, проведение семинаров, ученических исследовательских конференций и др.)

- информационно-аналитическое сопровождение учебного процесса (создание и накопление информационных образовательных ресурсов, согласование учебных планов, обобщение опыта работы)

- проведение мониторинговых исследований

Интегрированный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла позволяет, с нашей точки зрения, использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, способствует всестороннему развитию личности.

Курс  естествознания реализуется с  1по 11 класс.  Федеральный   учебный  план определят нормативное количество часов, а  ОУ самостоятельно выбирает формы и средства. Так с  1 по 4 класс вводится   «Окружающий мир», в 5-6 появляются варианты: можно вводить традиционные курсы (природоведение, биология география) и пропедевтические курсы  (например,  физика с 5 класса, а или интегративный курс), 7-9 класс – линейные курсы естественнонаучных дисциплин, 10-11класс  варианты:  реализовать линейные курсы химии, физики или  вводить естествознание.

Наш опыт, основывается на работе с УМК  И.Ю.  Алексашиной и интегрированным курсом физики и химии Гуревича.

Уже после трех лет работы стало понятно, как сложно интегрировать программный материал  различных линейных предметов. Тщательно спланированные и проведенные уроки, мероприятия, декады, конкурсы стали пусковым механизмом интегрирования, уже  можно говорить, что складывается система  изучения естествознания в школе на основе интеграции предметов естественнонаучного цикла.

В общем виде можно выделить 4 основных составляющих успешной реализации интеграции:

  • Выбор учебного плана
  • Выбор УМК
  • Подбор кадров
  • Материально-техническое оснащение процесса обучения

Можно с уверенностью утверждать, что мы достигли определенных результатов.

Данные за последние пять лет по выбору предметов на итоговую аттестацию  за курс основной школы свидетельствуют о стабильном интересе к предметам естественнонаучного цикла

Стабильно высок интерес к химии, физике, биологии. Чуть ниже всегда показатель по выбору географии (к сожалению, учащиеся не видят востребованности знаний  этого курса после окончания основной школы).

По итогам проведенного мониторинга очевидно, как возрастает познавательный интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла:  прослеживается заинтересованность учащихся в поиске научной информации, изменяется и  число учащихся, желающих участвовать в различного рода проектах от урочных до школьных, от районных до  городских и региональных.

Наши ученики вместе со своим учителем биологии имеют многочисленные награды за первое и  второе место в районных эколого - биологических чтениях «Союз наук», в районном конкурсе НИИФа им. Ефремова «Первые шаги в науку», Экологическом фестивале, дипломы 2 и 3 степени в олимпиадном движении по физике, химии, биологии.

Более десяти лет мы реализуем интегративный подход. От интеграции урочной мы пришли сегодня к единому образовательному пространству,   где созданы условия для изменения самого себя, т.е. ребенок имеет возможность управлять своей познавательной деятельностью. А вместе с ним не стоит на месте учитель, появилась и адекватная связь с родителями, которые поддерживают нас в реализации программы развития школы.  

Положительный опыт позволяет нам сегодня организовать работу по упорядочению и систематизации научно-методических наработок в области естественнонаучного образования и распространения этого опыта среди всех педагогов школы и района.

Реализация деятельностного подхода в обучении и соблюдение принципов личностно-ориентированного образования являются теоретической основой ШКОЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ, которая функционирует сегодня в школе №401.

Цель: содействие формированию у учащихся ключевых компетенций, целостного представления о различных областях знаний, представлений об окружающем мире как единой системе.

Задачи:

  1. Повышение качества образования и развитие у учащихся интереса к обучению, организация проектной деятельности учащихся и внеурочной работы по предметам.
  2. Формирование естественнонаучных знаний учащихся с опорой на использование исследовательских методов познания.
  3. Пополнение информационно-методических ресурсов для преподавания предметов естественнонаучного цикла.
  4. Описание, обобщение, распространение инновационных методик, технологий, моделей обучения среди педагогов.

Направления деятельности школьной лаборатории:

- образовательный процесс - реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся (конференции, круглые столы, предметные недели, конкурсы и т.д.);

- научно – методическое обеспечение (внедрение инновационного педагогического опыта в педагогическую практику, оказание научно – методической помощи педагогам);

- информационно – аналитическое обеспечение (создание и накопление информационных образовательных ресурсов; выпуск методических материалов);

- мониторинговые исследования (качество образования и др.)

Основными формами работы школьной лаборатории являются:

-  конференции, обучающие семинары, совещания по обмену опытом, лекции;

-  круглые и дискуссионные столы, открытые уроки, групповые и индивидуальные консультации;

- мастер – классы;

-  педагогические эксперименты по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

-  деловые и ролевые игры, тренинги деятельности, моделирование, кейс – метод.

Таким образом, интеграция, являясь средством обучения, помогает преодолеть такие серьёзные недостатки предметной системы, как её малая эффективность при формировании у школьников знаний о фундаментальных понятиях, законах, теориях, единой картины мира, а также при формировании и развитии у них умения самостоятельно приобретать новые знания, обобщать их и систематизировать. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством реализации учебно-воспитательных, развивающих и методологических задач.

Вышесказанное приобретает особую актуальность в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в которых важное значение придается именно ключевым метапредметным умениям и навыкам, в т.ч. навыкам самостоятельной работы.

Использование разнообразных нестандартных форм обучения, например, совместной познавательной деятельности старших и младших школьников, создает условия для развития потенциала обучающихся, побуждает  к активному познанию действительности, способствует формированию коммуникативных умений и навыков.

Например, с целью стимулирования интереса учащихся к определенным проблемам и практического применения знаний используются проекты и микроисследования. Применение этих технологий позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике.

Микроисследование  «экологические проблемы Ижоры» (биология, химия, география)

Проект «Человек и лекарства» (биология и химия)

Микроисследование «Пищевые добавки: за и против» (биология и химия)

Проект «Периодичность в природе» (химия, физика, биология, география)

Проект «Природа Карельского перешейка» (география, биология)

Проект «Человек – физическое тело» (физика, биология)

Неделя естественных наук

Естественнонаучная конференция

С целью обмена опытом к работе в школьной лаборатории привлекаются педагоги гуманитарного профиля (русский язык, литература, история), учителя математики и др.

Подобная широкая интеграция не только углубляет представления о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонней гармонически и интеллектуально развитой личности; является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают и углубляют наблюдения школьников на разных предметах.

Таким образом, организация процесса обучения на основе интегрированного подхода предполагает пересмотр всей методики обучения, что, в свою очередь, требует разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения.

Интегрированное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня.

Мы находимся  в середине пути и,  быть может, в чем-то заблуждаемся, совершаем ошибки. Но как сказал индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат ТАГОР: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».

В приложении материалы с конференции «Союз наук 6» 2016г. по теме «Транспорт»

 Работа учащихся по проблемному вопросу «Перспективы развития петербургского транспорта» на примере заданий по физике и химии, где главными задачами решаемыми на занятиях в лаборатории являются деятельность и социально-исторический опыт приобретаемый учащимися в ходе подготовки и проведения мероприятия.


приложение

Физика

Транспорт

Задание

Оборудование

Итог

Метро

Сравнить принципы и схемы питания метро и трамвая

Презентации проектных работ учащихся

Плакат с результатами исследований

Трамвай

Изучение особенностей тормозных систем колесного транспорта

Презентация, видеоролики, учебная модель

Анализ по схеме

Электричка

Изучение и сравнение механического движения на различных участках дороги

Модель детской железной дороги и автомобильной дороги

Плакат с результатами исследований

Автобус

Изучение тепловых и электрических явлений при сравнении двигателей различного типа

Учебные модели двигателей, печатные материалы

Составить сравнительную таблицу. Собрать плакат (пазл) автобуса в разрезе.

Приложение

химия

Транспорт

Задание

Оборудование

Итог

автобус

«От нефтяной вышки до автозаправки»

Описание состава нефти, схема переработки нефти методом ректификации,

детали отдельных составных частей макета, описание принципа действия

Создание макета переработки нефти методом ректификации, усвоение принципа действия данного метода, составление таблицы по составу и характеристике продуктов перегонки нефти.

автобус

«Процесс перегонки в действии»

 Прибор для перегонки жидких веществ, горелка, кольцо с зажимом и асбестовой сеткой, перегонная колба, термометр, штативы, холодильник Либиха, аллонж, приемная колба, смесь жидкостей для перегонки, инструкция по выполнению работы, инструкция по технике безопасности.

Усвоение  принципа действия процесса перегонки. Получение разделенных данным методом веществ.

автобус

«Качественный бензин: роскошь или  норма?»

Инструкция по выполнению опытов на определение качества бензина в домашних условиях,

необходимое оборудование:

образцы бензина с разных заправочных станций,  лист белой бумаги, стеклянная пластина, спички, лучинка, марганцовокислый калий. 

Таблица по результатам проверки образцов бензина, общий вывод о том, как проверить качество бензина.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.

Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и б...

Роль интеграции предметов естественно – научного цикла в формировании мировоззрения учащихся.

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы ка...

статья "Интеграция предметов естественно-научного цикла"

В статье описывается опыт совместной работы учителя химии и физики....

Отчет о работе МО учителей кафедры предметов естественно-научного цикла

Отчет о работе  учителей математики, информатики, физики и химии за 2015-2016 учебный год....

Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"

В статье рассматривается  система  учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...

Статья об опыте работы школы как ресурсного центра

Опыт работы ГКОУ школы №10 г. Белореченскакак  ресурсного центра сопровождения инклюзивного образованияв  работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....