Организация внеклассной работы в школе по физике
статья (7, 8, 9 класс) по теме

В материале отмечены цели,  задачи, формы внеклассной работы по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota.docx118.2 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация внеклассной  работы в школе  по физике

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

 интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то создай такие

условия, чтобы искорки их мыслей образовывали

царство мысли, дай им возможность

 почувствовать себя властелинами.

Ш. Амонашвили

В Российской педагогической  энциклопедии  внеклассная работа определяется  как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которыми понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору.

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

В основе организации внеклассной работы по физике в современной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности,  доступности,  систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, оптимальное сочетание между теорией и практикой, учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня предшествующих знаний и умений, сочетание добровольности в выборе содержания и обязательности при выполнении запланированной работы,  включение элементов исследовательской работы, занимательность.

Программы в области внеклассной работы направлены на углубление познавательных интересов школьников и  имеют цели:

  1. Формировать и развивать творческую личность учащегося.
  2. Расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной  ими области знаний.
  3. Практиковать решение научно-прикладных задач.

Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым относятся следующие:

  • формирование познавательного  интереса к предмету;
  • связывание школьного предмета с жизнью;
  • углубление и расширение содержания изучаемого предмета;
  • развитие способностей учащихся;
  • осуществление индивидуального подхода;
  • профессиональная организация по предмету;
  • совершенствование умений и навыков использования источников информации.

Формы внеклассной работы:Рисунок1.jpg

  • клуб веселых и находчивых;
  • вечера, викторины;
  • конкурсы смекалистых;
  • вечера вопросов и ответов;
  • конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни;
  • предметные кружки и олимпиады;
  • школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати;
  • стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний;
  • исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников;
  • познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики;
  • творческие коллективы любителей и т.д.

В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать творческую смекалку.

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в воспитании ребенка как ученика.

Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе,  т.е.  положительному восприятию самого себя.  

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт  ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

В- четвертых, формирование  нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения  через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

В-пятых, развитие познавательного интереса. В данной  задаче  внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, тат как внеклассная работа  связана  с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный  социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте  ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.Рисунок2.jpg

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствование учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.

Досуговая (развлекательная)   деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания  положительных  эмоций, теплой, дружеской атмосферы  в коллективе, снятия нервного напряжения. Очень часто во внеклассной работе объединяются два аспекта – познавательный и развлекательный. Для того   чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать   цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемую педагогом в конкретной форме.

Творческая деятельность предполагает  развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их  творческого потенциала.

Внеклассная работа дает широкий простор для развития общеобразовательного воспитания, она организуется с учетом интересов учащихся. Ученики в яркой и увлекательной форме расширяют и углубляют свои знания, полученные на уроках, видят их широкое применение на практике и в жизни. При этом раздвигаются страницы учебника и зажигается стремление как можно больше понять и узнать. Это требует от учителя большой творческой инициативы и подготовки.

Литература:

  1. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методический идей. /сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Физика. 7 класс. Внеклассная работа. /сост. В.А. Алексеева.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886799 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации внеклассной работы по английскому языку в школе

Из опыта моей работы в школе, я пришла к вводу, что во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учеб...

Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Статья: Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  п...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  предмету...

Организация внеклассной работы по физике

В данной презентации представлен материал по организации внеклассной работы по физике в школе в рамках предметной недели....

Особенности организации внеклассной работы по физике при изучении темы « Механические волны. Звук»

Перед  учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся  определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, нау...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...