КПД тепловой машины
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Тарзиманова Гюзель Раисовна

уметь анализировать текстовую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpd_teplovoy_mashiny.docx442.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет:  физика

Класс: 8

Тема урока: КПД тепловой  машины.

Тип урока:  Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

  • Цель урока: достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

  • Задачи урока:

1)  Изучить  назначение  тепловых  машин;

 2)  Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

 3)  Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

 4)  Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Необходимое оборудование:

  • Карточки с заданиями, для опыта калориметр с горячей водой, пробирка, картошка, презентация, формулы

Средства ИКТ:

  • ПК (для учителя);
  • видеопроектор;
  • экран

№п.п.

Структура урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Содержание учебного материала

Предметные  результаты

Формируемые УУД

1

Организационный момент

1 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой  

Готовят рабочее место

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог;

Регулятивные: 

осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению,

2

Актуализация знаний

3 мин

Задает вопросы учащимся и следит за самостоятельностью выполнения задания

  Игра «Верю - не верю».

Отвечают на вопросы учителя,  

Систематизируют информацию

Ребята, давайте в группах самостоятельно поработаем над заданием 1  В столбике «ДО » поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- «, если вы не согласны с утверждением ЭЙ АР  ГАЙД

1.  Энергию  движения  и  взаимодействия  частиц,  из  которых  состоит  тело,  называют внутренней энергией. (Верю)

 2. Внутренняя энергия обозначается буквой Q  и измеряется в Джоулях. (Не верю)

 3. Внутреннюю  энергию  тела можно изменить только путем теплопередачи. (Не верю)

 4.Чтобы найти количество теплоты, выделяющуюся при полном сгорании топлива, нужно удельную теплоту сгорания этого топлива умножить на его массу. (Верю)

 5. Энергия может появляться и исчезать бесследно. (Не верю)

6.  Энергия  может  переходить  из  одного  вида  в  другой,  сохраняя  свое  полное  значение. (Верю)

7. Работа обозначается буквой А и измеряется в Джоулях. (Верю)

Если закончили убрали в сторонку мы вернемся к ни чуть позже.

описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

Познавательные:  

Анализируют, систематизируют,

работают самостоятельно

3.

Постановка цели и  задачи урока

 3 мин

Создает проблемную

ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы через решения качественных задач.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,  обсуждают,   решают проблему через имеющиеся знания.

Делают выводы. Почему так происходит  

Задание для учеников.

Ребята, взгляните на следующий слайд. Что общего между этими картинками.

 Значит, какие задачи сегодня нам предстоит решать?

 Обсуждение.    Вы правы. Сегодня нам предстоит выяснить, что называют тепловым двигателем, какие виды тепловых двигателей существуют, какой КПД у этих машин.

Познавательные:

построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Регулятивные: 

Постановка цели учебной задачи.

Коммуникативные:

 умение выражать свои мысли, строить высказывания

4

Освоение нового материала

 6 мин

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, Предлагает экспериментальное задание, организует работу учащихся в группах, подводит к выводу.

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов. Записи на тетрадях.  

Затем команды в порядке поднятия рук высказываются.

 

Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу.  Для  того,  чтобы  понять  как  это  сделать,  выполним  опыт.

 На  столах  у  вас  находится  лист  с заданием к опыту №1 и оборудование для его проведения. Каждая команда выполняет опыт.

По окончании  опыта  вывод  записать  на  листе  с  заданием  и  поднять  руку.  

 Задание к опыту № 1: 1.  Перевернуть пробирку вверх дном.

 2.  Осторожно  нажимая  на  пробирку,  выдавить  из  картофеля  кружок  (пробку)  так,  чтобы пробирка плотно закрылась картофельной пробкой.

3.  Перевернуть пробирку вниз донышком и опустить ее в горячую воду.

 4.  Пронаблюдать происходящий процесс.

5.  Сделать вывод, используя ответы на вопросы:

  Что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке, когда ее опустили в воду?

   К чему привело изменение внутренней энергии воздуха?

  Что произошло с внутренней энергией воздуха в пробирке после вылета пробки?

Ответы детей:

 Энергия  топлива  (преобразованная  во  внутреннюю  энергию  воды)  переходит  во внутреннюю энергию воздуха.  Воздух совершил работу – вытолкнул пробку

 Внутренняя энергия воздуха превратилась в кинетическую энергию пробки.

 Слово  учителя (вывод):

 С помощью опыта мы получили вывод о том, что теплом, подведенным к телу, можно не только нагреть тело, но и совершить работу Ребята, если заменить пробирку металлическим цилиндром, а пробку поршнем, то получится простая тепловая машина Джеймса Уатта усовершенствованный в дальнейшем. Для характеристики работоспособности машин вводят понятие КПД  ……

               Для тепловых машин…….

описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

Познавательные:

 Поиск и выделение необходимой информации.   анализ опытов,  

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль  способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов      

5

Первичная проверка понимания  

7 мин

Контролирует выполнение   задач,  обеспечивает мотивацию выполнения,  осуществляет индивидуальный контроль.

Учащиеся выполняют задания в группах  из     §34

Обсуждают, анализируют, делают выводы .  

Делают записи на листочках и вывешивают на доску

Выясните, что  такое  тепловой  двигатель,  какие  виды  тепловых  двигателей  существуют.  Отметьте основные части тепловых машин,  КПД  тепловых машин. Почему  не  вся  энергия  топлива  расходуется  на  совершение  полезной  работы?

Составьте кластер

Что нового вы прочитали?

Какие трудности могут возникнуть у Вас при решении задач?

Значит для увеличения КПД повысить температуру нагревателя и понизить температуру холодильника, кроме того понизить потери энергии и уменьшить трение.

описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя

Познавательные:

 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные:

контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений . Коммуникативные: 

умение понимать личную ответственность за результат,

Закрепление новых знаний

20 мин

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, Предлагает задания, организует работу учащихся в группах, подводит к выводу.

Систематизируют информацию

Задания в приложении

Расчет КПД

Познавательные:

 Поиск и выделение необходимой информации.   анализ текста,  

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль  способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов      

7

Домашнее задание

 1мин

Задает дозированное домашнее задание,

даёт комментарии

Учащиеся записывают домашнее задание,

получают консультацию

 Объявляет Д/З:п. 34 , задание 33 №4,2 поразмыслить над вопросом: какие тепловые машины называются холодильными.

 

Познавательные: Организация учащимися своей учебной деятельности Регулятивные: Оценивание уровня сложности домашнего задания при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно    

8

Рефлексия

3 мин

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали

Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?

описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

Познавательные:

 Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

 Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проблемы использования тепловых машин

Рассматриваются экологические проблемы при использовании тепловых  машин  в  промышленности...

"Тепловые машины и экологические проблемы"

1.      Тип урока: Изучение новых знаний, их обобщение и систематизация.2.      Цели урока: Сформировать целостное понимание энергетически...

Открытый урок физики в 8-м классе по теме "Тепловые машины"

Цель урока:Дать определение теплового двигателя, виды тепловых двигателей, опытная иллюстрация тепловых машин. Дать ответ на вопрос как внутреннюю энергию превратить в механическую. Узнать устро...

Использование двигателя Стирлинга для демонстрации работы идеальной тепловой машины

Двигатель Стирлинга, в отличие от двигателей внутреннего сгорания и паровых машин, позволяет наглядно продемонстрировать все особенности работы идеальной тепловой машины:рабочим телом является воздух,...

Урок по теме "Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания."

Урок. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.Оборудование: модель парового двигателя, модель ДВС, паровая турбина, ноутбук, проектор.Цели урока: познакомить учащихся...

Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых машин.

Методическая разработка открытого урока на тему: «Второе начало термодинамики. Принцип действия  тепловых машин. КПД теплового двигателя» предназначена для студентов первого курса.Основной целью ...

Урок по теме «КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Урок по теме«КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин» 8 класс...