Лекционно-семинарская система
статья по физике

Лекционно-семинарская система

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsionno-seminarskaya_sistema.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по обмену опытом .

Тема:  Лекционно-семинарская система как вариант цельноблочной интегральной                            

                                                    технологии.

        Структура блока уроков в такой технологии очень проста.

1.Лекционно-семинарская система:               2.Типовая структура блоков уроков

                                                                               интегральной технологии 

* изучение нового материала - лекция           * вводное повторение - беседа

* закрепление-семинар (беседа, практикум)  * обязательное изучение нового материала-  

                                                                                лекция

* обобщённое повторение                                * закрепление (тренинг-минимум)

   контроль                                                             информация дополнительного объёма-семинар

* коррекция                                                        * закрепление (развив.диф.обучение) -практикум

                                                                             * обобщённое повторение - консультация

                                                                             *  контроль

                                                               *  коррекция

Три завершающих модуля - в любой технологии. 

Итак:1..Изучение нового, в отличие от ВУЗа, должно обязательно предворяться вводным повторением. Это объясняется большим разбросом среди учеников по мотивации, возможностям, уровням достижением. Любая новая информация выстраивается в нейронные цепи, дополняющие уже существующие сети. То есть надо загрузить в оперативную память учащихся те знания, умения, ценности, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые.

Основная форма урока здесь беседа. Учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на них, восстанавливают в оперативной памяти всё необходимое.

2. Здесь проблемы. В классе всегда найдётся несколько учащихся, которые по данной теме ограничатся материалом, соответствующим стандарту (общему уровню). Насыщение содержания информацией "не для всех" приведёт к появлению у них трудностей в отборе необходимого, да и просто потере всякого понимания.

Следовательно, надо ограничиться и учителю. При изучении нового в начале блока внимание уделяет ся только основному объёму Кроме того, выдача сейчас материала дополнительного объёма, отсроченная от закрепления, привлечёт необходимость дополнительного повторения , то есть непроизводительной потери времени.

Форма - лучше лекция. Но если класс не подготовлен к восприятию лекции (не умеют выделять главное, не понимают логических ударений и интонаций, не умеют конспектировать и прочее), то можно беседа, рассказ. Выбор зависит от характера материала, особенностей контингента, профессионального мастерства учителя.

3. Принцип деятельности требует, чтобы изученный обязательный материал немедленно был отработан на задачах. Так как речь идёт пока о задачах минимального и общего уровня планируемых результатов обучения, то умение их решать должно быть отработано то умение их решать должно быть отработано до автоматизма - "тренинг-min". Поэтому сначала задаются шаблоны методом беседы, а потом самостоятельная работа учеников.

4. Далее знакомят учащихся с необходимой информацией дополнительного объёма, обеспечивающей работу на общем и продвинутом  уровне. Форма - семинар. Особенность этого материала состоит в том, что он по-разному нужен разным ученикам: одни должны разобраться во всём на продвинутом уровне применения; другим - понять идеи; третьим - познакомиться.   Но у семинара есть недостатки: низкая вовлечённость в обсуждение рассматриваемых вопросов, малое количество неформальных участников, плохой отбор материала для докладов Обычно составляется программа семинара, подбирается литература и по каждому вопросу - докладчик, содокладчик, в лучшем случае, ещё оппонент. Этот набор стереотипов является  типичным следствием утраты культуры семинара, культуры дискуссии в обществе. Если наследовать лучшие традиции прошлого в организации семинаров, то на каждый вопрос  7-8 человек.                                        

                                        СЕМИНАР  (культура дискуссии утрачена)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

             Персонаж

  Функционал персонажа

             

             Докладчик

 Изложение в тезисной форме существа защищаемой

 точки зрения, позиции: основные положения, факты.

             Содокладчик

Подкрепление документами, обоснование, иллюстрирование позиции докладчика.

             Оппонент

Демонстрация  контрпримеров  и контраргументов, изложение иной точки зрения.

             Эксперт

Сравнительный анализ аргументов и контраргументов,    определение областей их истинности.

            Провокатор

 "Каверзные вопросы", неожиданные примеры, инициирующие общую дискуссию.  

            Ассистент

 Математическое техническое обеспечение и поддержка остальных персонажей.

5. Теперь дифференцированное обучение, где будут реализованы идеи развития курса и личностного. Форма-семинар-практикум  -  Сибагатуллина Т.П.  Главная  забота учителя  -  организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были интересны.

Итак: смысл названия интегральной технологии: 

1. Укрупнение дидактических  единиц → как следствие лекционно-семинарская  технология или "метод проектов".

2. Планирование результатов обучения. (многоуровневое). Процесс, ведущий к достижению планированных результатов называется дифференцированным обучением.

3. Психологизация образовательного процесса (не только учёт в обучении психологических феноменов, но и построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходмость использования ведущей деятельности и мотивации подростков влечёт целесообразность группового обучения.

4. Компьютеризация. Эта технология эффективна для всех  п редметов, планируемые результаты обучения которым, могут быть представлены в виде систем задач.

5. Обобщающее повторение: или опрос по всей теме или подготовка к контрольной работе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Инновации преподавании химии по лекционно-семинарской системе

Цель инновации заключается в том, что используя как можно меньше времени, передать обучающимся теоретическое знание и научить их применять на практике и в нестандартных условиях. Для достижения цели п...

Лекционно-семинарская система в преподавании географии

Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся  находить главное, актуальное в текущий момент, систематизировать появляющуюся информацию и активно применять её   в учебном проц...

Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе

Презентация"Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе"...

лекционно-семинарская система преподавания математики с применением опор

Новая система преподавания математики, повышающая уровень усвоения материала....

Презентация "Лекционно-семинарская система обучения"

выступление на педсовете раскрывает сущность системы, сравнивает с другими системами обучения...

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс...