Инновации преподавании химии по лекционно-семинарской системе
методическая разработка по химии по теме

Цель инновации заключается в том, что используя как можно меньше времени, передать обучающимся теоретическое знание и научить их применять на практике и в нестандартных условиях. Для достижения цели применяю различные технологии, такие как: проблемные, игровые, групповые, компьютерные, укрепление дидактических единиц и тд.
По выше названной системе начала работать с 90х годов, постепенно разрабатывая определенные темы курса химии. К 2002 г. были разработаны многие темы органической химии, к 2005 – 2009 гг. многие темы неорганической химии такие как: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Темы химических связей» (8 класс), «Общие свойства металлов» (9 класс), «Гидролиз органических и неорганических веществ» (11 класс), «Темы химической реакций» (11 класс), «Химическая кинетика и термохимия» (11 класс) и др.
Начиная работать по лекционно-семинарной системе, я многократно показывала её на открытых уроках для учителей города, области на городских и областных конференциях. В начале пути мои уроки многократно посетили М.В. Зуева  (кандидат педагогических наук, методист химик; Р.И. Иванова – Академик Академии педагогических наук, автор учебников химии в 8 – 11 классах; Н.Н. Ведепьянова – заведующий кабинетом химии в ГОУ педагогической академии; методисты города и школ. Все посетившие дали высокую оценку инновации, предложили обобщить опыт работы и рекомендовать для работы другим учителям. С этой целью, я читала лекции на курсах повышения квалификации учителей с 1998 – 2002 гг. В последующие годы продолжаю применять и усовершенствовать эту инновацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От автора

Цель инновации заключается в том, что используя как можно меньше времени, передать обучающимся теоретическое знание и научить их применять на практике и в нестандартных условиях. Для достижения цели применяю различные технологии, такие как: проблемные, игровые, групповые, компьютерные, укрепление дидактических единиц и тд.

По выше названной системы начала работать с 90х годов, постепенно разрабатывая определенные темы курса химии. К 2002 г. были разработаны многие темы органической химии, к 2005 – 2009 гг. многие темы неорганической химии такие как: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Темы химических связей» (8 класс), «Общие свойства металлов» (9 класс), «Гидролиз органических и неорганических веществ» (11 класс), «Темы химической реакций» (11 класс), «Химическая кинетика и термохимия» (11 класс) и др.

Начиная работать по лекционно-семинарной системе, я многократно показывала её на открытых уроках для учителей города, области на городских и областных конференциях. В начале пути мои уроки многократно посетили М.В. Зуева  (кандидат педагогических наук, методист химик; Р.И. Иванова – Академик Академии педагогических наук, автор учебников химии в 8 – 11 классах; Н.Н. Ведепьянова – заведующий кабинетом химии в ГОУ педагогической академии; методисты города и школ. Все посетившие дали высокую оценку инновации, предложили обобщить опыт работы и рекомендовать для работы другим учителям. С этой целью, я читала лекции на курсах повышения квалификации учителей с 1998 – 2002 гг. В последующие годы продолжаю применять и усовершенствовать эту инновацию.

        В чем суть и идея моей инновации – вложить в учащихся как можно больше осознанных знаний и научить ими пользоваться:

  1.  Лекция – несет теоретическую часть темы.
  2.  Семинары:
  1. учащиеся самостоятельно готовят ответы на предложенные вопросы в группе с сильным учеником, используя конспекты, учебники, справочники, рассказ и объяснения консультанта – «Самоподготовке»;
  2. письменно отвечать на конкретно указанные вопросы – «Самопроверка». По копировальной копии самостоятельно проверяют свои ответы, исправляя ошибки и сравнивая свой ответ с заранее подготовленными правильными ответами, написанными учителем на закрытых створках доски или слайдах;
  3. с учетом сделанных ошибок ставит себе оценку – «Самооценка»

время урока строго разбито на части и регламентировано на пример:

                                         «Самоподготовка»  (15 мин.)

                                                                   

                                    «Выход в класс»

и так 45 минут урок                                       (ответы учеников на более

                                           сложные вопросы») (5 – 10 мин.)

                                     «Самопроверка»                                                                                          

                                                                       (письменные ответы  на указанные      

                                                                        вопросы) (15 мин.)

                                                       

                                                           «Самооценка» (5 мин.)

        И каждый из этапов семинара несут информацию, многократно прокручивается сумма знаний, что автоматически откладывается в память.

        Для работы на семинарах класс разбивается на рабочие группы по 4-5 ученикам, как правило, по желанию, но обязательно так чтобы 1-2 ученика могли быть консультантами. На семинарах всегда царит творческая атмосфера, ученика максимально используют время урока, как правило, высокая посещаемость, т.к. очень редко учащихся на семинарах получают двойки.

        Учителя на семинаре как бы и не видно, т.к. основное действующее лицо ученики. Но для того, чтобы семинар проходил четко и слажено, учитель должен проделать очень большую предварительную работу:

  1. продумывает все этапы лекции по соответствующей теме;
  2. готовит интересные, глубокие вопросы по пройденному материалу для каждого ученика;
  3. готовит на закрытых досках или слайдах правильные ответы на выборочно заданные вопросы для самопроверки ответов учащихся;
  4. проверяет письменные ответы учащихся и сравнивает выставленную оценку с оценкой учащихся; оценки в основном совпадают, но чаще учащихся занижают свою оценку.

        Если учитель захочет получить хорошие результаты, работая эпизодически, по предложенной системе, то вряд ли будут хорошие результаты. В лекционно-семинарскую систему обучения надо входить медленно, систематически начиная с некоторых тем 8-го класса, а к 11 классу учитель достигает совершенства и видит результат своего труда. При этом не значит, что нет других форм работы. Проводятся и практические работы, и тестирование, и обычные контрольные, когда обобщается большая тема.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Ведение новых программ по химии требует от учителей совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, используя их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе образовательной и профессиональной школы отмечено: «Наряду с уроком – основной формой учебного процесса в старших классах школ, профтехучилищах, в средних специальных учебных заведениях шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации. Учитель и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления. Важнейшим фактором коренного улучшения качества учебно-воспитательного процесса является изучение каждым учителей передового педагогического опыта, владение современными технологиями».

В связи с современными требованиями изменилось качество и формы некоторых уроков. Много работала над его плотностью – для достижения высокой плотности урока надо четко представлять цели урока, формы и методы их достижения. Весь урок разбит на этапы, на которые отведено время, рассчитанное по минутам. Любой урок начинается с плана, т.е., что мы должны успеть сделать на уроке, чему научиться на уроке и что сделать дома, потому что по ходу проведения урока обращаюсь к домашнему  заданию, в котором будут содержаться те или иные вопросы изучаемой темы. В конце урока обязательно подвожу итог: что успели, что – нет, чему научились на уроке.

Что собой представляет школьная лекция? Основные дидактические требования к лекции как к одной из форм изложения учебного материала учителям: идейность, эмоциональность изложения, целостность раскрытия темы или какого-либо крупного и важного раздела курса, анализ конкретных фактов и явлений развития природы или общества и их обобщения, ясность аргументирования, точная доказанность выводов, использование различных технологий, демонстрация опытов и наглядных пособий, учебных слайдов, кинофильмов, моделей, элементов беседы, используя работу учащихся на доске по ходу объяснения учителя и т.д. Не допустима на лекции 45-ти минутная методическая речь учителя. Через 16-18 минут внимание учащихся падает, и они не воспринимают материал урока.

Существует вариантность в методах чтения лекции. В одних случаях план лекции записывается полностью на доске (лучше на транспаранте, слайде), учащиеся записывают план, конспектируют лекцию. В других случаях план лекции записывается последовательно, по мере изложения материала. Иногда учащиеся по мере осмысливания лекции составляют план на специально оставленных полях. При проведении лекции ведется беседа с учащимися, они вызываются к доске для тех или иных записей, проводят демонстрацию использованных таблиц, схем. Во время проведения лекции учащиеся обучаются умению записывать основные мысли учителя. Часто после лекции следует семинарские занятия, которые имеют большое значение для обучения, развития и воспитания учащихся. На семинарах обсуждаются основные, вопросы лекционного материала. Формируются, обобщаются основные теоретические знания на практике, знания  становятся осмысленными, глубокими и прочными. И самое главное - семинары дают возможность учащимся, как можно больше усвоить учебный материал в классе, проверить свои знания и оценить их.

Реальная возможность выучить на уроке и получить оценку организует всех учащихся; не работающих на семинарах нет.

Семинары отличаются от всех форм тем, что они требуют от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой, сравнивать освещение одних и тех же вопросов в различных источниках, делать выводы и обобщения на основе различных точек зрения, составлять планы. Благодаря самостоятельной работе учащихся и коллективному её обсуждению на семинарских занятиях более успешно решаются основные учебно-воспитательные задачи, т.к. происходит углубление знаний, развивается критическое, логическое, творческое мышление учащихся, вырабатывается интерес к предмету.

Семинары бывают разного типа, в зависимости от цели, которую ставит учитель:

  1. тип – обучающий – на семинаре такого типа учащиеся могут изучать новый материал, обобщать и сделать выводы;
  2. тип – контролирующий – учащиеся заранее подготовлены по ряду вопросов, на которые должны ответить и получить оценки;
  3. тип – смешенный семинар – обучающий и контролирующий, этот тип семинара много мною разработан лучше остальных.

        Для проведения семинара учитель должен провести очень большую подготовленную работу, продумать и отобрать все вопросы, вынесение на семинар, распределить время на все этапы семинара, подготавливать доску или слайды или плакаты.

На одних семинарах, когда в плане нет особых сложных вопросов, учащиеся готовятся по предложенным вопросам, на других – учащиеся выступают с заранее подготовленными докладами, сообщениями (докладчики более углубленно изучают вопросы), на третьих учащиеся отвечают на вопросы, рецензируют ответы. Так как время на уроке рассчитано до минуты и устанавливается  регламент на все этапы лекции и семинара, согласованный с учащимися, то на уроках учащиеся берут каждую минуту. Работать, обсуждать вопросы можно группами и индивидуально. Возникают споры, доказательства. Затем, по усмотрению учителя, часть вопросов можно заслушать в виде устных сообщений, часть в виде докладов, часть проверить письменно, с последующей проверкой здесь же в классе (пишут через копирку) с выставлением себе оценки. При проверке можно пользоваться литературой, проконсультироваться у товарищей, сравнить свой ответ с ответом других учеников и поставить себе оценку. Как правило, оценки, выставленные себе учащимися, совпадают с оценками учителя. Двоек почти не бывает.

КОНКТЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПО АВТОРСКОЙ ИННВАЦИИ

        

Можно проследить методику лекционно-семинарских уроков на конкретных примерах.

Тема: «Ароматические у/в» (6 часов). При изучении данной темы материал дается так:

1 час – лекция «Бензол». Физические свойства бензола, структурная формула, электронная формула, химические свойства и применения.

Вопросы лекции готовятся заранее для всех на большом листе или слайдах и каждому на парту. Перед учащимися ставятся задачи, определяющие объем выполняемого материала.

  1.  Физические свойства бензола и его структурная формула, использование таблиц.
  2. Методы определения структурной формулы.
  3. Формула Кекуле (её несостоятельность с современными представлениями о строении, проблема).
  4. «sp2» гибридизация атомов углерода в молекуле
  1. схема «σ» связей;
  2. схема «π» связей;
  3. слайды;
  4. эффект сопряжения в молекуле (слайды).
  1. Предложим свойства бензола, как следствие логической цепи «состав – строение – свойство вещества»
  2. Химические свойства.
  1. двойственный характер: предельных у/в и непредельных у/в (поисковой метод);
  2. реакция замещения  (слайды);
  3. реакция присоединения (слайды, демонстрация хлорирования бензола).
  1. Применение бензола (слайды).
  2. Получение бензола (слайды).
  3. Обобщение вышеизложенного материала.

         «Гомологи бензола»

  1. Вывод общей формулы для гомологов.
  2. Изомерия гомологов бензола.
  3. Номенклатура ароматических у/в.
  4. Взаимное влияние атомов в молекулах гомологов на примере толуола (слайды).
  5. Ориентанты
  1. Первого рода (слайды);
  2. Ориентанты второго рода (слайды);
  1. Химические свойства гомологов на примере толуола (бромирование, нитрование). Можно использовать учеников в роли «ассистента» для записи на доске уравнений реакции.
  2. Получение гомологов бензола, их применение в народном хозяйстве (слайды).
  3. Обобщение вышеизложенного материала.
  4. Подведение итогов.

Используются различные методы:

  1. Индуктивные (от опыта до теории)
  2. Дедуктивные (от закона к практике)
  3. Словесные (рассказ, фронтальная беседа, сообщение учащихся)
  4. Наглядно-практический (эксперименты, таблицы, д/ф)
  5. Частично поисковые (проблемные)

1 час – Семинар. Обучающий и контролирующий.

Наши цели: Совершенствовать знание об ароматических у/в. Закрепить понятие об ароматической связи, её особенностях и обуславливаемых её химических свойствах. Уметь объяснить двойственный характер бензола, как следствие вытекающие из логической связи «состав – строение - свойства вещества». Уметь составлять и давать названия изомерам ароматических у/в. Уметь объяснить взаимное влияние атомов в молекулах гомологов бензола.

        Уметь применять свои знания в измененной ситуации, оказать помощь товарищу и применить её самому.

        15 мин. «Самоподготовка»

        10 мин. «Вход в класс»

Ваше время 45 минут         

        15 мин. «Письменные работы»

        

                                 5 мин. «Самопроверка»

                         «Самооценка»

        На доске пишется регламент и утверждается учащимися. При утверждении возможны изменения.

        Вопросы семинарских занятий даны каждому.

        

        Вопросы:

  1. Методы определения структурной формулы бензола.
  2. Какие противоречия существуют между структурной формулой бензола (формула Кекуле) и свойствами бензола и как это противоречие объясняет электронная теория?
  3. Изобретение схем «σ», «π» связей в молекуле бензола. В чем суть эффекта сопряжений в молекуле.
  4. Как распознать на основании химических свойств три жидкости: бензол, гексан, гексен (подтвердить химическими уравнениями).
  5. Приведите примеры реакций, показывающие свойства бензола:
  1. с предельными у/в
  2. непредельными у/в.
  1. Как получить бензол, исходя из:
  1. из метана;
  2. из известняка.

Составьте уравнение реакций и укажите условия их протекания.

  1. Составьте формулу (не менее 4-х изомеров) пропилбензола и назовите их.
  2. Почему свойства толуола отличаются от свойств бензола?
  3. В каком направлении пройдет реакция толуола с бромом:
  1. в присутствии катализатора;
  2. при освещении смеси веществ.
  1. Причислите основные области применения бензола и его гомологов.

Время на этом семинаре используется так:

  1. 10-12 мин. На «Самоподготовку», как правило, это групповая работа учащихся с консультантами.
  2. 10 мин. – устные ответы на вопросы, которые не включены в письменную работу – «Выход в класс».
  1. 15 мин. письменная работа по вариантам, которые учащиеся выполняют под копирку – «Самопроверка»
  2. I в. – 1,5, 6а, 9;
  3. II в. – 4, 6б, 7, 8 – 1 экземпляр сдается учителю,

2-й – остается для самопроверки.

  1. 5-6 мин. – «Самопроверка» (можно всей группой, можно пользоваться учебником или конспектом, справочником);
  2. 3-4 мин. – проверка по заранее подготовленным ответам на доске или слайдах. Выставляются оценки – «Самопроверка». За урок оцениваются все ученики.

Далее уроки спланированы так:

  1. 1 час. – Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Ароматические у/в».
  2. 1 час. – обобщение сведений об углеводородах. Генетическая связь: алканы – арены.

Итого – 6 часов.

ОБОБЩЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

        Подготовка к семинару побуждает у учащихся интерес к самостоятельности в работе, развивает у них чувство уверенности в себе, в своих действиях, способствует развития и совершенствованию творческого и логического мышления, навыков работы с учебником, справочной литературой, чувства взаимопомощи и коллективизма. Если проследить за лекционно-семинарской системой преподавания, то можно увидеть, что учащиеся многократно соприкасаются с изучаемым материалом, что дает возможность глубоко усваивать его с наименьшей затратой времени.

  1. Конспектирование лекции и осмысливание рассказа учителя.
  2. Работа с учебником.
  3. На семинарах: групповая работа с консультантом, работа с конспектом, дополнительной литературой.
  4. Прослушивание правильных ответов учащихся.
  5. Самостоятельное выполнение определенных вопросов из числа подготовленных здесь же на уроке.
  6. Самопроверка выполненных вопросов с использованием помощи консультанта, учебника, конспекта и др.
  7. Сравнение своего ответа с правильными ответами, заранее подготовленными учителем на доске или слайдов.

        Вот такое многократное «прокручивание» изучаемого материала на лекциях и семинарах дает возможность усваивать изучаемый материал в классе и увидеть результаты своего труда.

        Учителю химии предстоит большая работа, целью которой является поиск эффективных средств, форм и методов обучения, воспитания и профориентации учащихся.

ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Несмотря на то, что школа ориентирована на углубленное изучение английского языка некоторые обучающиеся школы ежегодно сдают ЕГЭ по химии, набирая высокие баллы и поступают в химические и медицинские Вузы.

Схемы баллов

Сравнительная характеристика среднего балла ЕГЭ по химии

2009

2010

2011

2012

Россия

52,7

56,0

58,0

Московская область

55,2

56,2

59,2

г. Жуковский

61,7

65,7

68,1

МОУ школа №3

64,8

68,3

88,0

84,6

        Ежегодно занимают призовые места в городских олимпиадах по химии, а так же областной и Всероссийской олимпиаде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Лекционно-семинарская система в преподавании географии

Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся  находить главное, актуальное в текущий момент, систематизировать появляющуюся информацию и активно применять её   в учебном проц...

Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе

Презентация"Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе"...

лекционно-семинарская система преподавания математики с применением опор

Новая система преподавания математики, повышающая уровень усвоения материала....

Презентация "Лекционно-семинарская система обучения"

выступление на педсовете раскрывает сущность системы, сравнивает с другими системами обучения...

Лекционно-семинарская система

Лекционно-семинарская система...

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс...