Скорость
план-конспект урока по физике (7 класс)

Емельяненко Елена Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ

«Скорость»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Присаживайтесь!

  1. Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала.

Помимо равномерности, движение характеризуется быстротой. Скажем, автомобиль движется значительно быстрее пешего путника. В то же время, самолет движется значительно быстрее, чем автомобиль. Поэтому, вводится величина, характеризующая быстроту движения – скорость.

(2 сл.) Рассмотрим сначала наиболее простой случай: равномерное движение. Допустим, путник за час пройдет 5 км, автомобиль проедет 80 км, а самолет пролетит 1000 км.

В таком случае можно сказать, что скорость путника составляет 5 км/ч, скорость автомобиля – 80 км/ч, а скорость самолета – 1000 км/ч. Поэтому, можно сказать, что путник, автомобиль и самолет движутся с различными скоростями. Иногда скорость можно измерять и в других единицах измерения. Например, нам известно, что за тридцать секунд мотоциклист проехал шестьсот метров. Это значит, что за каждую секунду он проезжал двадцать метров. Иными словами, скорость мотоциклиста равна 20 м/с. Как это вычислить? Необходимо разделить пройденный путь на промежуток времени, за который мотоциклист преодолел этот путь. Необходимо отметить, что этот способ годится, только если речь идет о равномерном движении.

Итак, скорость тела при равномерном движении – это физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/fizika7/9-skorost-tiela-ravnomiernoie-i-nieravnomiernoie-dvizhieniie.files/image004.gif

Скорость обозначается латинской буквой v. В системе СИ время измеряется в секундах, а скорость – в метрах в секунду (м/с).

Однако в повседневной жизни скорость чаще всего измеряют в километрах в час (км/ч). 

Поэтому, полезно научиться переводить метры в секунду в километры в час и наоборот.

Пример, рассмотрим равномерное движение тела со скоростью 1 м/с. Это значит, что за 1 с оно пройдет 1 м. Поскольку в часе 3600 с, за час это тело пройдет в 3600 раз большее расстояние, чем за секунду. В то же время, в одном километре 1000 м, поэтому за единицу времени тело пройдет в 1000 раз меньше километров, чем метров. Таким образом, чтобы перевести м/с в км/ч, нужно м/с умножить на 3600 и разделить на 1000. Значит, чтобы наоборот, перевести км/ч в м/с, нужно км/ч разделить на 3,6.

1 м/с = 3,6 км/ч

1 км/ч = 1/3,6 м/с

Пример: Если автомобиль, начиная движение от дерева, будет равномерно двигаться со скоростью 15 м/с, то, на каком расстоянии от дерева он окажется через 5 с?

Решение: Если каждую секунду автомобиль проезжает 15 м, значит, за 5 с он проедет 75 м, а, значит, окажется на расстоянии 75 м от дерева. Но вот, справа или слева? Всё зависит от того, куда поедет автомобиль. 

У скорости, помимо числового значения, есть ещё и направление. То есть, скорость – это такая величина, которая характеризуется как числовым значением, так и направлением. Такие величины называются векторными. Все векторные величины обозначаются не просто буквой, а буквой со стрелочкой над ней.

Вектор скорости: https://videouroki.net/videouroki/conspekty/fizika7/9-skorost-tiela-ravnomiernoie-i-nieravnomiernoie-dvizhieniie.files/image006.gif

(4 сл.) Если векторная величина записана только буквой (без стрелочки сверху), то, значит, речь идет только о числовом значении (это значение называется модулем).

Модуль скорости: https://videouroki.net/videouroki/conspekty/fizika7/9-skorost-tiela-ravnomiernoie-i-nieravnomiernoie-dvizhieniie.files/image008.gif

Итак, скорость – это векторная величина. А вот, например, путь или время можно охарактеризовать только числовыми значениями (они не имеют направления). Такие величины называются скалярными.

Таким образом, для векторных величин важно не только числовое значение, но и направление. Поэтому на рисунках всегда обозначают направление скорости с помощью стрелочек. Таким образом, зная модуль и направление скорости при равномерном движении, можно узнать, где окажется тело через тот или иной промежуток времени.

Теперь рассмотрим неравномерное движение. Для характеристики неравномерного движения тела вводится понятие средней скорости. Допустим, ученик дошёл от школы до дома пешком за 15 минут. Исходя из того, что от школы до дома 900 м, можно сказать, что ученик проходит 60 м/мин. Поскольку в минуте 60 с, скорость ученика составляет 1 м/с. 

  • Но, что это за скорость? Во время пути ученик мог останавливаться на светофорах, зайти в магазин, в какие-то периоды идти чуть медленнее или чуть быстрее. Поэтому, речь идет о средней скорости. То есть, ученик в среднем преодолевал один метр за одну секунду.

Итак, средняя скорость тела при неравномерном движении – это отношение пройденного пути к промежутку времени, за который этот путь пройден.

Если говорить проще, то чтобы найти среднюю скорость, нужно весь пройденный путь разделить на всё время движения. 

(7 сл.) Пример: Скажем, если тело прошло четыре отрезка различной длины за различные промежутки времени, то для нахождения средней скорости нужно сумму длин отрезков разделить на суммарное время.

Пример: велосипедист проехал 160 м за 20 с. Если разделить весь пройденный путь на всё время движения, то получим среднюю скорость – 8 м/с. Но эта скорость не говорит ничего о том, как двигался велосипедист: возможно, он разгонялся и снижал скорость, возможно, он ехал по прямой, или петлял. Средняя скорость лишь характеризует движение тела за весь промежуток времени.

В таблице (стр. 48) указаны некоторые средние скорости в метрах в секунду.

 

  1. Закрепление изученного материала.

Задачник.

  1. Домашнее задание.

§16, Упр. 3 (№ 1, 3, 5)

  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Урок на тему: «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скорости.».

Урок на тему: «Скорость прямолинейного равноускоренного   движения. Графики скорости.»....

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Презентация по физики в 7 классе. Тема "Скорость. Единицы скорости"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Тема " Скорость. Единицы скорости" позволяет решитьосновные задачи урока. Поможет учащимся освоить материал.....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...