Презентация "Игровые технологии на уроках физики"
материал по физике

Тулуш Елена Сарыгларовна

Игровые технологии на уроках физики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых элементов на уроках физики Номинация «Моя лучшая презентация» Тулуш Елена Сарыгларовна МБОУ Бора-Тайгинская СОШ 2018 год

Слайд 2

Игра «Дальше» В течение 1 секунды отвечать на вопросы, если ответа не знает говорит «дальше» Прибор для определения объема жидкости Единица измерения силы тока Число колебаний в единицу времени Первая буква греческого алфавита Атом, имеющий заряд Единица работы Открыл закон всемирного тяготения Прибор для измерения скорости Изобрел первый барометр

Слайд 3

Основное действие электрического тока Передача тепла от более нагретой части к менее нагретой Положительно заряженная частица в атоме Единица измерения сопротивления Произведение массы тела на его скорость Время совершения одного полного колебания Прибор для измерения давления Всемирная сеть, обеспечивающая связь между компьютерами Единица мощности Вопросы можно выбрать по одной теме или по циклу тем

Слайд 4

Игра в слова Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «ч» над морем я летаю, с «г» в машинах я бываю (Чайка – гайка) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос) Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (роза – гроза) Шарады – слова, состоящие из нескольких букв, слогов или частиц…выделено или описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать слово Мой первый слог – предлог И во втором мы проживем все лето А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа (За –дача)

Слайд 5

Игра «Название приборов» Нужно расположить названия предлагаемых городов (Киев, Уфа, Минск, Звенигород, Рига, Новосибирск, Архангельск, Ереван) так, чтобы из начальных букв составилось название физического прибора, а затем объяснить, как он устроен и для чего применяется.(для данных слов ответ-мензурка) Аналогичным образом играем в названия рек Амур, Припять, Лена, Урал. (Ответ – лупа)

Слайд 6

Конкурс «Почемучка» Со слова «почему» Начинается всякое открытие. Для того, чтобы что-то самому изобрести, нужно знать, что уже открыто.И вот тут встают на пути многочисленные «почему». Чем их больше, тем лучше. Почему собака высовывает язык, когда ей жарко? Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного? Почему при закипании воды крышка чайника начинает подпрыгивать? Почему минеральная вода в закупоренной бутылке спокойна, а если открутить пробку, то шипит?

Слайд 7

Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу? Почему резиновый мяч подпрыгивает, если его ударить об пол? Почему спутник Земли не падает под влиянием силы тяжести? Почему бегущий конькобежец наклоняет корпус вперед почти до горизонтального положения? Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом? Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий гравий, щебень, а не прямо на твердую почву?

Слайд 8

Конкурс физических загадок К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество Это … (электричество) В лес со мною заберемся- с пути не собьемся. (компас) На стене висит тарелка По тарелке ходит стрелка. Эта тарелка наперед Нам погоду узнает. (барометр) Две сестры качались Правды добивались. А когда добились То остановились. (весы)

Слайд 9

Игра «Шаги и термины» Ученик, идя по классу при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явления и.т.п. из только что изученной темы. Если ученик сбился, он остается стоять на том же месте, где его постигла неудача. Выигрывает тот, кто пройдет дальше и назовет больше физических терминов.

Слайд 10

Песенно-литературный конкурс Проводить в конце изучения темы. Например, прошли тему «Тепловые явления». Один ряд в классе запевает куплет песни, в которой упоминается какой-то природный тепловой процесс (можно на тувинском языке). Второй ряд объясняет его сущность, рассказывает об изменении агрегатных состояний вещества.

Слайд 11

Змейка Ученики путем коллективного творчества выстраивают цепочки формул, в которых каждая последующая начинается с той буквы, которой кончается предшествующая. Такие задания уместны как обобщающие в конце изучения разделов.

Слайд 12

Цветок Ученику дается карточка с изображением цветка. Подобный рисунок можно вычертить и на доске. Начинать занятие с того, что в центре цветка проставляет обозначение физической величины. Вызванный ученик или группа в лепестках цветка должны написать формулы, относящиеся к данному понятию (величине), или его смысл, характеристики. Для усложнения задания можно 1)не указывать число лепестков т.е. первоначально только «сердцевину» цветка 2) потребовать пояснения к надписи в каждом лепестке.

Слайд 13

Собери прибор В физике много приборов. Знаете ли вы, как они выглядят и где применяются? Для задания разрезают картинки любых приборов, применяющихся в физике: вольтметра, амперметра, камертона, барометра…Участники получают пазлы с фрагментами приборов, которые они должны собрать и пояснить название получившегося прибора, область его применения.

Слайд 14

«Метр» В физике много приборов, название которых оканчивается на «метр». Назовите их.

Слайд 15

Найди верную тропу В 4 столбца написаны обозначения физических величин, единицы их измерения, название величины и прибор, измеряющий эту величину, которые необходимо правильно соотнести. V Па Масса весы m с Сила секундомер F м/с Скорость манометр р Н Давление спидометр t кг Время динамометр



Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»

Цели урока: 1) повторение и обобщение полученных знаний

                     2) активизировать словарный запас учащихся, тренировка памяти

                     3) воспитание точности, любви и интереса к предмету

Форма проведения  урока: игра «Поле чудес»

Оборудование: вращающийся барабан, магнитофон, жетоны для жребия,    

                           призы, мел, тряпка.

Подготовительная работа:

              1. Анализ учебного материала;

              2. Планирование предстоящей работы: а) установление минимума    

                  знаний, умений; б) подбор заданий;

              3. Приготовить жетоны для жребия с номерами 1,2,3;

              4. Подбор и приготовление призов;

              5. Дать задание учащимся на неделю: повторение главы  

                  «Электростатика».

Ход урока:

  1. Вступительная часть: организационный момент
  2.  Основная часть: 1.Вступительное слово учителя; 2. Игра «Поле чудес»
  3. Заключительная часть: итог урока, домашнее задание.

Игра «Поле чудес»:

Задание I тура:

Система из двух или более проводников, разделенных диэлектриком, обладающая большой взаимной электрической емкостью.(Конденсатор).

Задание II тура:

Характеристика электрического поля, определяемая отношением силы, действующей на неподвижный электрический заряд, помещенный в данную точку поля, к величине этого заряда.(Напряженность).

Задание III тура:

  1. Смещение положительных и отрицательных зарядов диэлектрика в противоположные стороны под действием электрического поля
  2. Характеристика электрического состояния диэлектрика, определяемая отношением суммарного дипольного электрического момента частиц, находящихся в некотором объеме вещества, к величине этого объема.

                                                (Поляризация).

Игра с классом:

Прибор для измерения разностей электрических потенциалов, небольших электрических зарядов и малых токов. (Электрометр).

Финал:

Фамилия французского ученого, известного своими работами по электричеству и магнетизму. Наряду с изучением взаимодействия заряженных тел он исследовал также взаимодействие полюсов длинных магнитов. (Огюстен).

Супер-игра:

Характеристика способности проводника содержать электрический заряд, равная отношению величины заряда на проводнике к потенциалу проводника. (Электроемкость).

Подведение итога урока: На классной доске ответы всех туров игры

К

О

Н

Д

Е

Н

С

А

Т

О

Р

Н

А

П

Р

Я

Ж

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

П

О

Л


Я

Р

И


З

А

Ц

И

Я

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

М

Е

Т

Р

О

Г

Ю

С

Т

Е

Н

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Е

М

К

О

С

Т

Ь

На магнитной доске записаны следующие термины:

  1. Физическое явление
  2. Физическая величина
  3. Физический прибор
  4. Физический закон
  5. Физический опыт.

Вопрос: К какому пункту относится слово, написанное на классной доске?

 Конденсатор – физ…

Напряженность – физ…

Поляризация –физ…

Электрометр –физ..

Огюстен- физ…

Электроемкость –физ…

Задание на дом: прочитать «Краткие итоги главы14.,подготовка к контрольной работе.

Литература:

  1. Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н. Учебник физики для 10 класса. Москва «Просвещение» 2012.
  2. Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы.
  3. Брюханов А.В, Пустовалов Г.Е, Рыдник В.И. Толковый физический словарь. Основные термины. Москва «Русский язык».1988


Предварительный просмотр:

 

Всероссийский конкурс «Мастер-Класс Педагога» в номинации

«Современное воспитание молодого поколения»

Номинация: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Методическая разработка

беседы

 «Нравственные основы выбора профессии»

Конкурсная работа выполнена: Тулуш Елена Сарыгларовна учитель физики МБОУ Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского района Республики Тыва

Контактные данные:

Адрес: 668162. Республика Тыва

Сут-Хольский район

с.Бора-Тайга ул.Эрик,1.

                                                                                       Электронный адрес:                                                                    

                                                                                                  tulush_elena@mail.ru

Содержание

  1. Основная цель и план беседы
  2. Материалы к беседе
  3. Методические рекомендации к проведению беседы

Введение

Жизнь требует, чтобы каждый школьник был хорошо знаком с миром профессий, с их производственным содержанием, знал потребности общества в кадрах, умел соотносить личные и общественные интересы, определял свой жизненный путь в соответствии с призванием, склонностями и способностями, чтобы принести больше пользы обществу. Подростки далеко не всегда умеют правильно оценивать свои склонности к той или иной деятельности, так как жизненный и трудовой опыт их еще беден. Многие юноши и девушки по окончании девяти классов выбирают рабочую профессию случайно, не зная своих способностей, не сообразуя свой выбор с интересами местного производительного окружения. Воспитанию отношения к труду и общественной собственности, подготовке к сознательному выбору профессии служат цикл бесед, в которых классный руководитель знакомит учащихся с различными отраслями народного хозяйства и культуры, наиболее распространенными профессиями, рассказывает об их привлекательности, учит разбираться в своих интересах и стремлениях, правильно определять свои возможности, предостерегает от ошибок в выборе предстоящей трудовой деятельности.

Цель беседы состоит в том, чтобы показать значение правильного выбора профессии в жизни человека, углубить знания школьников о нравственных требованиях, предъявляемых к выбору профессии, помочь им наметить правильные подходы к определению своего жизненного пути.

План беседы:

  1. Значение правильного выбора профессии в жизни человека.
  2. Нравственные требования общества, предъявляемые к выбору профессии.
  3. Основные моральные факторы, способствующие правильному выбору профессии.

Материалы к беседе.

  1. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека  и важен для общества. Выбор профессии – это, по существу, выбор жизненного пути. Удачный выбор профессии – это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Выбор жизненного пути – индивидуальная задача. Здесь нельзя списать у товарища и нельзя подглядеть в учебник. Отметку за решение будет ставить жизнь, а от нее страшно получать «двойки». Неверный выбор профессии наносит огромный ущерб государству, обществу и личности.
  2. Первое, что необходимо человеку, желающему сделать правильный выбор в жизни, - проанализировать «близлежащие» профессии с точки зрения того, что они могут ему дать и какие требования к нему предъявят. Необходимо выстроить пусть неполный, но объективный в основных чертах «портрет»  каждой профессии.

Самое общее разделение профессий можно произвести по группам взаимодействий, исходя из того, с чем преимущественно придется иметь дело работнику. Получается пять групп:

«Человек-человек» (например, продавец, стюардесса, учитель)

«Человек-техника» (например, шофер, токарь, радиомонтажник, ткачиха,  

                                      швея-мотористка)

«Человек-природа» (например, лесничий, птичница, садовод, доярка)

«Человек - знаковая система» (например, бухгалтер, счетовод,  

                                                       экономист)

«Человек - художественный образ» (например, художник, артист,  

                                                                    певица).

Разделение это вовсе не такое категоричное, как деление шахматной доски на черные и белые поля. Так, профессия оператора счетно-вычислительной машины требует работы и с техникой, и со знаковой системой. Работа шофера такси включает элементы взаимодействия и с машиной, и с людьми. Однако даже такое приблизительное деление профессий на разнородные группы позволяет вступающему в жизнь человеку проверить себя, проанализировать свои желания.

В выборе профессии большое значение имеет желание человека, его направленность, интересы, потребности и, наконец, его способности. Особенно важны для будущей профессии способности, которые носят многоплановый характер. Если у вас, ребята, есть твердое желание получить заинтересовавшую вас профессию, но какие-либо качества личности в данный момент не позволяют осуществить ваши намерения, то попробуйте их развить или компенсировать другими качествами. Медлительная девушка может стать ткачихой, сборщицей часов, радиоаппаратуры, если она разовьет в себе более экономичные движения, выбор кратчайшего пути от станка к станку, умение более рационально сращивать оборвавшую нить и.т.д.

Всего можно достичь, но только упорным трудом, многократными и систематическими упражнениями. Чтобы подготовиться к технической профессии, необходимо не только старательно учиться, но и участвовать в техническом творчестве, а кто мечтает о профессии учителя, должен уже в школьные годы учиться помогать другим учащимся, младшим братьям и сестрам в учебе, в организации игр, труда и общественной деятельности, любить детей, иметь желание заниматься с ними.

Таким образом, к избираемой профессии нужно готовиться, участвуя в тех видах деятельности, которые развивают человека в этом направлении. Именно в деятельности развиваются способности  человека. Нужно заниматься тем делом, к которому сильно стремишься, о котором мечтаешь. Значит, каждый из нас кузнец своего счастья, и его не ждут, а выковывают ежедневной учебой, творческими делами, активным участием в трудовой и общественной деятельности.

  1. Существуют три фактора, от которых зависит решение  каждого, кем ему быть. К ним относятся современные и перспективные потребности общества в кадрах, профессиональная  пригодность выпускника и, наконец, личное желание молодых людей.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего изучайте профессии. Существует более 30 тысяч профессий. Для ознакомления возьмите наиболее близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Вот примерная программа изучения профессии:

  1. Место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;
  2. Основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;
  3. Требования, которые предъявляет данная профессия к человеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;
  4. Что дает эта профессия для духовного и физического развития человека;
  5. Где и как овладеть этой профессией.

Спросите честно самого себя: «Чем привлекает меня данная профессия?».

Не разделяйте профессии на модные и немодные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии космонавта, кибернетика, врача, учителя, инженера. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки. Это предрассудок, и его надо преодолевать.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные.

Для  самовоспитания учащимся полезно рекомендовать следующее:

  1. Составьте перечень желательных для себя профессий.
  2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профессии.
  3. Самокритично изучайте свои способности и возможности и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.
  4. Овладейте некоторыми профессиональными умениями и навыками.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решений; во-вторых. Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с нижних ступеней. В любой сфере деятельности – практической, теоретической –происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем – кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, а фарватер, путь в океане профессий.

Методические рекомендации к проведению беседы

Беседу можно начать вступительным словом классного руководителя о значении правильного выбора профессии в жизни человека. Особое внимание следует обратить классному руководителю на то, насколько усвоили учащиеся нравственные требования общества, которые предъявляются к выбору профессии. Здесь можно предложить ребятам подумать над такими вопросами: почему при выборе профессии надо исходить из потребностей общества? Что значит сознательно подходить к выбору профессии? В чем выражается нравственная позиция человека при выборе профессии?

Анализируя ответы учащихся на эти вопросы, классному руководителю необходимо подчеркнуть следующее. К выбору  своего жизненного пути школьники должны относиться с чувством гражданского долга, сознательности и ответственности. Долг каждого юноши и девушки – выбрать профессию и трудиться, принося как можно больше пользы людям, своей Родине. Учащиеся должны хорошо знать потребности общества, республики, района, города, села в тех или иных кадрах, глубоко понимать потребности общественного производства, уметь найти свое место в труде на общую пользу.

Немаловажное значение в выборе профессии имеет и такое нравственное требование, как наличие у себя устойчивого интереса, склонности к избираемой области труда. Эту склонность можно определить путем самоанализа своей деятельности и выделения тех ее видов, которые больше нравятся, которыми занимаешься охотнее.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие положения:

  1. Выбирая профессию, следует хорошо изучить ее. Существует следующая программа изучения профессии: место и значение профессии в народном хозяйстве страны, района, потребность в людях этой профессии; основное содержание деятельности работников данной профессии; требования, которые предъявляет к человеку; где и как можно овладеть этой профессией.
  2. необходимо убедиться в том, что работа по избранной  специальности соответствует индивидуальным особенностям, здоровью и физическому развитию. Для этого нужно получить консультацию у врача.
  3. При выборе профессии необходимо учитывать свои интересы, способности и склонности и соотносить их с характером избираемой деятельности.
  4. При выборе профессии большая роль принадлежит профессиональному самовоспитанию, сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к избираемой профессии.
  5. Весьма полезно уже в школьные годы овладевать некоторыми умениями и навыками в области избираемой профессии.
  6. При выборе профессии следует избегать таких ошибок, как деление профессий на престижные и непрестижные, выбор профессии под влиянием окружающих, увлечение внешней стороной той или иной профессии, переоценка своих сил и возможностей.

В заключение беседы можно порекомендовать учащимся для самостоятельного чтения следующие книги: 1. Климов Е.А. Как выбирать профессию.

2. Константиновский И.Ищу себя.

3. Марьянин А.М. Работа есть работа.

4. Степаненков Н. К.Твое призвание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики

Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...

Информационные технологии на уроке физики.

В этих методических рекомендациях я делюсь опытом работы с таким компонентом информационных технологий как компьютерные модели курса "Открытая физика 2.5" ч.1 и ч.2 ("Физикон") Предлагаются варианты и...

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...