Проектно-исследовательский подход в обучении физики 5-8 классов в условии развития личности школьник
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Кропотова Нелля Алексеевна

Анализ применения проектно-исследовательского подхода мной на уроках физики за последний год выявил тенденцию увеличения количества уроков, на которых применяются проекты и исследования, выполняемые учениками самостоятельно.

При этом ученики, показывают данные исследования виде презентации от 5 минут (30% учеников) до 15 минут (70% учеников)  на уроке. При этом данные  презентации содержат интерактивные модели, тестирования, опыты, результаты исследований.  90% презентаций демонстрируются самими детьми и только 10% - учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хохольский лицей

Проектно-исследовательский подход в обучении физики 5-8 классов в условии развития личности школьник

                                                                     Подготовила: учитель физики МБОУ Хохольского лицея

Кропотова Нелля Алексеевна

Анализ применения проектно-исследовательского подхода мной на уроках физики за последний год выявил тенденцию увеличения количества уроков, на которых применяются проекты и исследования, выполняемые учениками самостоятельно.

При этом ученики, показывают данные исследования виде презентации от 5 минут (30% учеников) до 15 минут (70% учеников)  на уроке. При этом данные  презентации содержат интерактивные модели, тестирования, опыты, результаты исследований.  90% презентаций демонстрируются самими детьми и только 10% - учителем.

Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главенственную роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес. Современный урок невозможен без использования разнообразным методов, форм и приёмов.

Использование проектно-исследовательского подхода на уроках физики позволяют повышать познавательный интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В приведённой ниже информации показаны разделы физики и трудности их понимания.

 Механика - Анализ движения. Отличие рисунка от графика. Чтение графиков.
Молекулярная физика. Термодинамика - Микромир. Чтение графиков изопроцессов.
Электродинамика - Силовые линии. Микромир веществ, по которым «протекает» ток. 
Магнетизм - Воображаемые магнитные линии. Электромагнитное поле.  
Оптика - Прохождение света сквозь прозрачные вещества ограниченные неровными поверхностями.
Квантовая физика - Энергетические уровни атома, переход атома с одного уровня на другой.
Некоторые явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. С помощью компьютера можно воссоздать модель явлений и процессов, изменяющихся как в пространстве, так и во времени, причём рассматривать эту модель можно с оптимальной для усвоения скоростью, в некоторых моментах замедлять и повторять с помощью исследований на компьютере.
          В настоящее время имеется большое количество программных продуктов как для моделирования явлении, так и закрепления.

  • Открытая физика
  • Живая физика
  • Компьютерная измерительная лаборатория L – micro.
  • Лабораторный практикум 7 – 11 класс.
  • Интернет – ресурсы.

Электронные учебники:

  • «1С: репетитор»
  • «Энциклопедия от плуга до лазера»
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

В процессе подготовки урока с использованием проектно-исследовательским подхода в обучении 5-8 классов в условии развития личности школьника в учебном процессе учителю необходимо:

  • обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать электронные таблицы с диаграммами , используя табличный процессор MS Excel , продемонстрировать их на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редакторы презентаций MS PowerPoint , продемонстрировать презентацию на уроке;
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  • работать на уроке с материалами Web-сайтов; анализировать полученные результаты исследований и опытов;
  • разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки и проводить компьютерное тестирование.

            Информационные технологии – это инструмент, позволяющий из обычного преподавателя сделать виртуозного волшебника, ведущего учащихся по волшебной стране знаний. Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях проектно-исследовательском подходе:

  • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков, в том числе с использование программного обеспечения входящего в комплект с интерактивной доской;
  • подготовка дидактических материалов для уроков;
  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • разрабатываю тесты, используя готовые программы-оболочки;
  • применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний учащихся;
  • создаю программы обработки бланков ответов учащихся вводимых со сканера с последующей конвертацией в MS Excel.

           На уроках кроме предлагаемых информационных моделей использую собственные, например:

1. Информационная модель описание движения тела (Лист Ms office Excel). Изменяя характеристики движения, обсуждаем, что происходит с телом, рассчитываем время место встречи. Исследование проходит по группам.    

2. Информационная модель позволяющая представить учащимся процесс распространения электромагнитных волн кольца Брега (flash ролик, сделанный из рисунков, предварительно выполненных в векторном редакторе). Модель включена в презентацию выполненной с помощью программы SMART Notebook. Меняя характеристики волн ученики исследуют их свойства.

3. Информационная модель движение связанных тел. Gif анимация включена в презентацию решения задач Ms office Power Point. Результат оформляется виде проекта.

            Использование на уроке и во внеурочной деятельности повышает познавательную деятельность и мотивацию к учению, способствует повышению эффективности процесса обучения физическим явлениям, процессам, закономерностям. Ситуация такова дети быстрее схватывают новое, за более короткий промежуток времени осваивают компьютер и познакомив их с обучающими программами по предмету и них становится больше шансов использования компьютера во благо своего развития. Они превращаются в исследователей информационных моделей явлений реального мира, воссоздать которые можно лишь в специальных лабораториях. И как итог новое знание ученика «выстраивает» на основе личностного опыта. При подготовке презентации по физике подбор материала через интернет ресурсы знакомит с миром, и расширяет кругозор ребёнка. Учитель при использовании современного проектно-исследовательского подхода в обучении экономит время и средства, а при правильной организации занятия и нервы. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование проектно-исследователького подхода на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.

Учителя, применяющие отмечают, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.

К примерам применения проектов можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной научно-исследовательской или проектно-исследовательской работы. В данном случае этот вид необходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

«Воспитание на положительном на уроках истории и обществознания как условие развития личности школьника».

В федеральном компоненте стандарта одна из целей исторического образования представлена как « развитие гуманитарной культуры личности, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмыслени...

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...