Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
статья

Панькина Екатерина Анатольевна

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. (Из доклада ЮНЕСКО)
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для всех учеников ситуацию успеха?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Проектная методика на уроках литературы имеет свою специфику. Это связано с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественного цикла. Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия, качественно новых закономерностей и явлений, но они

постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Использую три вида проектов обучения русскому языку и литературе:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Последний тип проекта на основе работы с литературой является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.

Таким образом, реализуется коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме

 Мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
Конечно, ведущая роль в работе отводится учителю, так как для пятиклассников это новый вид деятельности, требующий длительного времени, умения работать с поисковыми источниками, различными материалами, в том числе, интернет - ресурсами.

В результате получаются довольно интересные и красочные мини – проекты, которые мы объединили в один «Сказочники 5в».  (Презентация в приложении)

Яркий альбом с ними был подарен образовательному учреждению в честь 20-летнего юбилея.

Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи

Содержание данного урока обеспечивает формирование коммуникативной компетенции с точки зрения анализа образцов художественного текста, овладения практическими умениями просмотрового, изучающего чтения, приёмами работы с книгой, создания устных монологических высказываний с учётом целей и ситуации общения.

Личностными результатами станут достаточный объём словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами – способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Предметные результаты – опознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Фрагмент урока с использованием исследовательской деятельности учащихся

 Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения.   Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.

По каждому заданию выступает один представитель от группы  (в карточке 3-4 задания).     Этот представитель выражает общее мнение группы.

 Итак, работают  5 групп.

 1,5 группа  - с пейзажем;

 2-я группа – с интерьером;

 3, 4 группа – с портретом;

Задания 1-й группе   «Пейзаж» (слайд 3)

  1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

Задания 2-й группе   «Интерьер» (слайд 4)

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)

Задания 3-й группе   «Портрет» (слад 5)

1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?

4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Задания 4-й группе   «Портрет» (слайд 6)

1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!

2. Для чего в произведении нужен портрет?

 

Задания 5-й группе   «Пейзаж»

1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

2. Какова роль образа-символа грозы?  Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. В этом рассказе пейзаж – говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе «Бирюк» природа плачет – идет дождь.

    Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза – образ-символ в рассказе. Это не только явление  природы. Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

       Проблема «Природа – человек» получила здесь свое отражение.

4. Подведем итоги.

Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения.

Сделаем вывод. (слайд 7)

Что хотел сказать нам автор? В чем смысл произведения, проведенный через всеединство образов?

Ученики:

  • Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.
  •  От описания крестьянского быта Тургенева шёл к показу души и характера русского мужика.
  •  Это особенно грустно наблюдать на фоне природы, где царит мир, покой, гармония.

            Тургенева волновала судьба Росси, тревожили ее проблемы. Он  сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных  душ).

Обратимся к цитате – теме урока: « Я посмотрел кругом, - сердце  во мне заныло».

Кому принадлежат эти слова и когда  они сказаны?

 Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще. Какие чувства в вас пробудил этот урок?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Данный  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.

Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу, его образовательная цель – истолкование произведения на основе целостного  восприятия текста и понимания идеи  произведения.

С другой  стороны, это урок  теории литературы, цель  которого – показать роль художественных описаний в раскрытии замысла автора и характеров героев.

Уроки теории всегда сложны. Я постаралась ввести теоретические понятия на практическом материале.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaia-deiatelnost-na-urokak-7.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. (Из доклада ЮНЕСКО)
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для всех учеников ситуацию успеха?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Проектная методика на уроках литературы имеет свою специфику. Это связано с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественного цикла. Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия, качественно новых закономерностей и явлений, но они

постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Использую три вида проектов обучения русскому языку и литературе:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Последний тип проекта на основе работы с литературой является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.

Таким образом, реализуется коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме

 Мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
Конечно, ведущая роль в работе отводится учителю, так как для пятиклассников это новый вид деятельности, требующий длительного времени, умения работать с поисковыми источниками, различными материалами, в том числе, интернет - ресурсами.

В результате получаются довольно интересные и красочные мини – проекты, которые мы объединили в один «Сказочники 5в».  (Презентация в приложении)

Яркий альбом с ними был подарен образовательному учреждению в честь 20-летнего юбилея.

Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи

Содержание данного урока обеспечивает формирование коммуникативной компетенции с точки зрения анализа образцов художественного текста, овладения практическими умениями просмотрового, изучающего чтения, приёмами работы с книгой, создания устных монологических высказываний с учётом целей и ситуации общения.

Личностными результатами станут достаточный объём словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами – способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Предметные результаты – опознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Фрагмент урока с использованием исследовательской деятельности учащихся

 Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения.   Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.

По каждому заданию выступает один представитель от группы  (в карточке 3-4 задания).     Этот представитель выражает общее мнение группы.

 Итак, работают  5 групп.

 1,5 группа  - с пейзажем;

 2-я группа – с интерьером;

 3, 4 группа – с портретом;

Задания 1-й группе   «Пейзаж» (слайд 3)

  1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

Задания 2-й группе   «Интерьер» (слайд 4)

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)

Задания 3-й группе   «Портрет» (слад 5)

1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?

4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Задания 4-й группе   «Портрет» (слайд 6)

1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!

2. Для чего в произведении нужен портрет?

Задания 5-й группе   «Пейзаж»

1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

2. Какова роль образа-символа грозы?  Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. В этом рассказе пейзаж – говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе «Бирюк» природа плачет – идет дождь.

    Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза – образ-символ в рассказе. Это не только явление  природы. Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

       Проблема «Природа – человек» получила здесь свое отражение.

4. Подведем итоги.

Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения.

Сделаем вывод. (слайд 7)

Что хотел сказать нам автор? В чем смысл произведения, проведенный через всеединство образов?

Ученики:

  • Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.
  •  От описания крестьянского быта Тургенева шёл к показу души и характера русского мужика.
  •  Это особенно грустно наблюдать на фоне природы, где царит мир, покой, гармония.

            Тургенева волновала судьба Росси, тревожили ее проблемы. Он  сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных  душ).

Обратимся к цитате – теме урока: « Я посмотрел кругом, - сердце  во мне заныло».

Кому принадлежат эти слова и когда  они сказаны?

 Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще. Какие чувства в вас пробудил этот урок?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Данный  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.

Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу, его образовательная цель – истолкование произведения на основе целостного  восприятия текста и понимания идеи  произведения.

С другой  стороны, это урок  теории литературы, цель  которого – показать роль художественных описаний в раскрытии замысла автора и характеров героев.

Уроки теории всегда сложны. Я постаралась ввести теоретические понятия на практическом материале.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

«Воспитание на положительном на уроках истории и обществознания как условие развития личности школьника».

В федеральном компоненте стандарта одна из целей исторического образования представлена как « развитие гуманитарной культуры личности, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмыслени...

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Ваступление на конференции у чителей физической культура...

Проектно-исследовательский подход в обучении физики 5-8 классов в условии развития личности школьник

Анализ применения проектно-исследовательского подхода мной на уроках физики за последний год выявил тенденцию увеличения количества уроков, на которых применяются проекты и исследования, выполняемые у...

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждени...