Урок с элементами исследования «Электризация тел. Электрический заряд" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)

Смирнова Светлана Георгиевна

·         На уроке обучающиеся знакомятся с  первоначальными  представлениями  об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел,  с  физической природой  процесса электризации тел. Проводят мини-исследование, в результате которогоубеждаются в существовании  двух видов электрических зарядов , рассматривают их взаимодействие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elektrizatsiya_tel._elektricheskiy_zaryad._8_kl.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Электризация тел. Электрический заряд» 8 класс

Цели урока:

Образовательная:

  • Познакомить с  первоначальными  представлениями  об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел,  с  физической природой  процесса электризации тел.
  • Установить  с помощью эксперимента  два вида электрических зарядов на макроскопических телах и усвоить  законы  их взаимодействия.

Воспитательная:

  • Продолжить  формирование  умения работать в  парах и в коллективе.
  • Способствовать развитию  любознательности и творческих способностей.

Развивающая:

  • Научиться распознавать  электрические явления в природе и технике.
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических явлений.
  • Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Способствовать формированию целостной картины мира.

ЗАДАЧИ

  • развивать исследовательские и творческие навыки;
  • создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Учебник физики 8 класс А.В.Перышкин

Используемая методическая литература: 

Литература:

  1. Учебник физики 8 класс А.В.Перышкин
  2. Блудов М.И. «Беседы по физике». М.: Просвещение, 1983.
  3. Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике». М.: Наука,1982.
  4. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». М.: Наука, 1986.
  5. Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений». М.: Наука, 1994.
  6. Чалдаева С.А. «Физика и человек». М.: Просвещение, 1990.

Используемое оборудование: электрофорная машина, стеклянная и эбонитовая палочки,  два  султанчика,  большая деревянная линейка,  линейка  из оргстекла,  мех и щелк, полиэтилен, бумага, лампа на подставке, воздушные шары, цветок, металлические полые гильзы на штативах

 

Для эксперимента учеников: две полоски полиэтилена, бумага, кусочки пенополиэтилена на нитях, электроскопы (по одному на каждую парту)

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Мы закончили главу «Тепловые явления» и сегодня приступаем к изучению новой главы. Перед тем как приступить к изучению нового материала, обобщим изученное по главе «Тепловые явления». Обобщение проведем в форме аукциона. Продается количество теплоты. Победит тот, кто даст наибольшее количество  сведений о количестве теплоты и тот, чья информация будет последней (на работу 3 минуты, выявление победителей, выставление отметок ).

     Приступим к изучению нового материала. Тему урока  не объявляю, хочу, чтобы вы догадались сами. У нас сегодня необычный урок. Он будет  очень насыщенным: будет много экспериментов, поэтому необходимо  максимально продуктивно  использовать  наше время. Прошу вас быть внимательными.

  Урок начнем с легенды (заранее подготовленный ученик выступает с легендой о Фалесе Милетском, на экране слайд).

Ученик. Существует легенда о том, что давным-давно в  Древней  Греции жил философ Фалес Милетский. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что  к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало еще больше, чем сильнее вытиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснениями этого явления к отцу. Фалес понял, причина в веществе, из которого сделано веретено. Поэтому,  как только к пристани города причалил корабль финикийских купцов, он  накупил различных янтарных изделий и убедился, что все изделия, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

   Учитель. Как вы думаете, только ли янтарные изделия, натертые о шерсть, приобретают способность притягивать другие предметы? Проведем простой эксперимент.

Фронтальный эксперимент 1

  У вас на столах листки бумаги. Потрите ручку о листок и поднесите к уголку вашей тетради. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Учитель. Продолжим опыты

Опыт 1: Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к деревянной линейке. (Линейка, лампа, вкрученная в патрон на подставке, эбонитовая палочка, потертая о мех)

Результат: Линейка начинает вращаться.

Опыт 2: Наэлектризованная стеклянная палочка ( или плексигласовая линейка, потертая о бумагу или шелк) подносится к живому комнатному цветку.

 Результат : Листочки отклоняются к палочке.

Вывод: при трении тела приобретают новое свойство -притягивать к себе другие предметы. Это явление называется электризация. Слово «электричество» произошло от греческого слова «электрон» - что означает янтарь. Запишем тему урока «Электрические явления» и определение электризации

Слайд «Электризация –процесс сообщения телу электрического заряда»

Электрический заряд

  • физическая величина, характеризующая свойство заряженных тел взаимодействовать друг с другом
  • обозначается буквой   q;
  • [q] =[Кл] (Кулон)

Как выдумаете, только ли твердые тела (линейку, ручку, палочку) можно наэлектризовать?  (учащиеся делают предположения)

Опыт 3:  Пластмассовая бутылка с отверстием и подкрашенной жидкостью

Результат : Струйка отклоняется к палочке. Вывод: жидкость электризуется

Опыт 4. Проскакивание искры в электрофорной машине

Вывод: газы электризуются
 Что мы наблюдали в процессе опытов? (После обсуждения опытов, делаем выводы о том, что вещество может быть наэлектризовано в любом из трех агрегатных состояний ).

Опыт 5. Приблизим эбонитовую палочку, натертую о шерсть, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза притягивается)

Приблизим стеклянную палочку, натертую о бумагу, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза снова притягивается). Получается, что электризация-это всегда притяжение? Чтобы получить ответ на этот вопрос, проведем фронтальный эксперимент (на партах вес для проведения фронтального эксперимента 2 или 3)

Фронтальный эксперимент 2 (работа в парах, на работу 3 минуты)

Один ученик держит за нити кусочки пенки, другой электризует ручку или линейку трением о бумагу.

Потрите ручку о бумагу и приблизьте ее к одному из кусочков пенки. Что наблюдаете?...............................................................................................................

……………………………………………………………………………………….

Наэлектризуйте прикосновением об ручку (или линейку) по очереди оба кусочка пенки. Как взаимодействуют кусочки между собой? Как вы думаете, одинаково или по-разному зарядились оба кусочка? ……………………………………………………………………………………….

Поместите наэлектризованную ручку (или линейку) между заряженными кусочками пенки. Как взаимодействуют кусочки с ручкой (линейкой)? (притягиваются или отталкиваются?)…………………………………………..

Только ли притяжение наблюдается в опытах по электризации?

Сделайте вывод: при электризации тел может происходить как   ……………..    

так и ………………………..

Фронтальный эксперимент 3 (работа в парах, на работу 3 минуты)

1.Положите две полиэтиленовые плёнки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним один раз рукой. Поднимите плёнки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием.

2. Повторите опыт с этими же плёнками, натерев их сильнее рукой.

3. Проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой плёнкой и бумажной полоской. Для их электризации положите на бумажную полоску полиэтиленовую плёнку и потрите их рукой (первый раз - слегка, а второй - сильнее). Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося их друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием

Ответьте на вопросы:

1)Как взаимодействуют заряженные полиэтилен с полиэтиленом?

………………………………………………………………………………..

2) Полиэтилен с бумагой?

……………………………………………………………………………….

3)По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел?

………………………………………………………………………………….

4) Оба тела или только одно электризуются при трении?

……………………………………………………………….

После проведения фронтальных экспериментов подводится итог работы в парах:

Учитель. Как зарядились оба кусочка пенки и оба листочка пленки в ваших опытах? (одинаково). Почему? (от одного и того же наэлектризованного тела). Как они взаимодействовали? (отталкивались). Только ли притяжение наблюдается в опытах по электризации? (при электризации тел может происходить как   притяжение, так и отталкивание)  

Учитель. Продолжим опыты. Повторим предыдущий опыт, но поставим другой вопрос:

Опыт 6. Приблизим эбонитовую палочку, натертую о шерсть, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза притягивается)

Приблизим стеклянную палочку, натертую о бумагу, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза снова притягивается).

Как вы думаете, одинаковые ли заряды возникают на стеклянной и эбонитовой палочках?

Учитель. У меня в руках денежная купюра достоинством в 1 американский доллар. Кто на нем изображен? Фото каких людей обычно помещают на денежных купюрах? (Ученики предполагают, как правило, что это президент…).

В развитии научных теорий неординарные личности всегда играли большую роль. Является ли неординарной личностью человек, изображение которого вы видите на самом крупном денежном знаке США? (Б. Франклин).

Представление о положительном и отрицательном зарядах  было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным (слайд)

Проверим, как взаимодействуют заряды разных знаков и одного знака

Опыт 7. К шарикам  электрофорной машины подсоединяем  бумажные султанчики, которые находятся на изолирующих подставках.

Вращая ручку машины, наблюдаем за их поведением.

А) султанчики  подсоединены к одному полюсу машины  (листочки султанов отталкиваются);

Б) султанчики подсоединены к разным полюсам  машины (листочки султанов притягиваются);

Взаимодействие зарядов:

  • одноименные отталкиваются (рисунок)
  • разноименные притягиваются (рисунок)

Способы электризации

-трение

-соприкосновение

-удар

-воздействие света

Закрепление. На основе знаний, полученных на уроке, объясните опыт

Опыт 8 «Пляшущие человечки» (учащиеся объясняют)

Подведем итог урока:

 «Что мы узнали нового по теме «Электризация»?» (Ученики анализируют итоги урока).

Заключение. Люди всегда были благодарны электричеству, преклонялись перед ним, даже когда не знали его сущности. Они наделяли своих главных богов возможностью метать молнии.

Современный человек знает многое  об электричестве, но еще не всё.

Электричество – величайший дар, данный нам самой природой. Мы, к счастью, научились им пользоваться. И еще много нового и интересного нас ждет впереди!

Домашнее задание ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ : параграф 25-26.

Повышенный уровень. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)

  1. Сообщение: Польза и вред от электризации (презентация с примерами).
  2. Видеоролик (подготовленный и снятый самостоятельно) с опытом по электризации (не более 2 мин, с объяснением опыта).
  3. Опережающее задание. Изготовить из подручных средств  действующий макет электроскопа. 
  4. Составить кроссворд «Электризация. Электрический заряд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами исследования по теме "Площадь трапеции", 8 класс

Цель урока - углубить знания по теме «Площадь», вывести формулу площади трапеции, сформировать умение применять формулу при решении задач....

Разработка урока с элементами исследования "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5 класс.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.Формы работы: групповая, индивидуальная...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...

Урок с элементами исследования "Блюда из яиц" для 5 класса

Урок с элементами исследования "Блюда из яиц" для 5 класса. Разработка состоит из проекта урока и презентационных материалов....

Урок с элементами исследования "Комнатные растения в интерьере"

Урок с элементами исследования  "Комнатные растения в интерьере" 6 класс. Подготовлена технологическая карта урока и презентационный материал....