Методическая разработка урока по физике по теме: "Электризация тел. Два рода зарядов". 8 класс.
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Содержание материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения не только Электродинамики, но и других разделов физики. Кроме того, оно имеет значительный практический интерес. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню преподавания предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по физике по теме: "Электризация тел. Два рода зарядов".

8 класс.

                                                                Автор: Токаева Татьяна Александровна,

                                                                              учитель физики

                                                                        МБОУСОШ №21 им.Семёнова Д.В.

                                                                           

2020 г.

Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов»

Класс :   8

Цели:

Образовательные:

  • изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;

Воспитательные:

  • пробуждение познавательного интереса к предмету;
  • способствование формированию научного мировоззрения;
  • развитие способности к работе в коллективе , сотрудничеству, развитие коммуникативных способностей.

Развивающие:

  • Научиться распознавать  электрические явления в природе и технике.
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических явлений.
  • Продолжить формирования умений сравнивать, анализировать,  выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Способствовать формированию целостной картины мира.

Задачи:

  • изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • развивать исследовательские и творческие навыки;
  • способствовать формированию научного мировоззрения;
  • создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Учебник:  Перышкин  А.В. «Физика-8 класс» - М.:  Дрофа, 2010 г.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  проектор,компьютер, экран или  ИД, демонстрационное оборудование стеклянная и эбонитовая палочка, конфетти, шерсть, шелк.

Лабораторное оборудование: воздушные шарики, полиэтилен, бумажная змейка, конфетти, листы картона, соль, пластмассовая расчёска, бумажные полоски,  стеклянная пластинка, кусочки меха, шерсти, шелка.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ технологии.

Методы работы: словесные, наглядные, практические работа, беседа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Предполагаемые результаты: 

Усвоение понятий электризация тел,  электрический заряд; получение представлений о видах зарядов, их взаимодействии.

 Приобретение умений ставить опыты по электризации, объяснять наблюдаемое с физической точки зрения, делать выводы.

Приобретение навыков самостоятельной работы с электрическими приборами, сбора, анализа и обработки полученной в ходе эксперимента информации.

Развитие коммуникативных способностей.

Научить применять   полученные знания при объяснении  примеров электризации тел в быту и технике. 

План урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин

1

Организац.-мотивационный

  1. Определение темы урока совместно с обучающимися.
  2. Формулирует цель учебного занятия совместно с детьми.
  3. Координирует деятельность учеников по составлению корзины идей
  1. Отвечают на наводящие вопросы.
  2. Делают записи в тетради.
  3. Работают над корзиной идей

7

2

Этап освоения нового материала.

  1. 1.Организует активную деятельность учащихся:
  • Задаёт наводящие вопросы;
  • Демонстрирует опыты и инструктирует учащихся, как самим проделать опыты;
  • Обобщает выводы учащихся.
  1. Приводят свои примеры электризации тел;
  2. Отвечают на вопросы учителя;
  3. Выполняют предложенные опыты
  4. Делают выводы;
  5. Выполняют записи в тетради.

18

3

Практичес-кая работа

  1. Организует выполнение практической деятельности учащихся
  2. Корректирует выводы учащихся
  3. Делает общий вывод
  4. Вместе с детьми формирует критерии оценивания
  5. Проводит оценивание
  1. Читают инструкцию по выполнению практических работ.
  2. Работают с лабораторным оборудованием, следуя алгоритму указанному в инструкции.
  3. Делают выводы по проделанной работе.
  4. Делают взаимооценку

15

4

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание.

Записывают Д/з. Задают вопросы, если есть затруднения

1

5

Рефлексия

Объясняет правила составления СИНКВЕЙНА по теме урока. Демонстрирует свой СИНКВЕЙН по данной теме

Составляют сиквейн

4

Сценарий урока  

  1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Здравствуйте ребята.  

Учитель:

Ребята, сейчас я покажу вам фокус. Внимательно следите за всеми моими действиями, а в конце моего эксперимента попробуем ответить на мой вопрос.

На демонстрационный стол учитель кладет большой толстый лист (толщиной 4-5 мм) лист из оргстекла, тщательно протирает его кусочком газеты. Кладет шарик от настольного тенниса на середину листа. Затем, изображает сосредоточенность, расставляет ладони у края оргстекла и начинает медленно их приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, «обидевшись».

Учитель:

Вопрос: Чем объяснить такое поведение шарика?

(Ученики отвечают на поставленный вопрос.)

Ребята, в ваших ответах есть некоторые неточности. Причиной такого поведения шарика является явление, с которым мы познакомимся на уроке. А в конце урока вы опять ответите на поставленный мной вопрос, исходя из полученных знаний, которые будут необходимы вам в быту, в жизни, в будущей профессии.

Назовите мне основные научные пути познания?

Хорошо, именно опытным путём мы с вами сегодня и будем добиваться поставленных перед собой целей. Сначала мы узнаем легенду об электризации, которую расскажет ученица, а затем проведем эксперимент.

  1. Выступление учащейся

В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).

Учитель:

Вот откуда, ребята, произошло название «Электричество»

Вы наверняка встречались в своей жизни с такими явлениями:
- вы расчесываете чистые сухие волосы пластмассовой расческой, а они притягиваются к ней, или даже искрят;
- после этого расческа может притягивать и другие мелкие предметы, например, мелкие бумажки;
- когда вы снимаете свитер или синтетическую рубашку, вы слышите треск и чувствуете покалывания, а в темноте даже видны вспышки света;
Почему происходят эти явления?

В чем суть этих явлений?

Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем и ближайших уроках.

Какие это явления? (отвечают)

Конечно, все это — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, и одним из таких явлений является ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ.

Это и будет темой нашего урока

В тетрадях записываем дату, классная работа, тема урока.

«Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.»

Слово «электричество» произошло от греческого слова «электрон» - что означает янтарь. Считается, что начало науки об электрических явлениях положили, именно,  опыты Фалеса. 

     УЧЕНИЦА: Однако историю науки можно начать с исследований Уильяма Гильберта (врача английской королевы). В 1600 году Гильберт в сочинении по электричеству и магнетизму описал электризацию трением. Он также установил, что стекло, смолы и другие вещества электризуются трением.

     Большую роль в  развитии теории электричества сыграл и немецкий ученый Отто фон Герике. Это он в 1650 году построил первую электрическую машину. Она была не такой, как сейчас. Сначала он изготовил из серы большой шар. Натирая шар рукой, Герике наблюдал притяжение к нему мелких предметов. Для удобства он установил шар на оси в особом станке, вращал его с помощью рукоятки и прижимал ладонь к шару, чтобы наэлектризовать шар. Проделав много опытов, он заметил, что пушинки, кусочки бумаги, коснувшись шара, отскакивали от него. Ему даже удалось заставить пушинку, коснувшуюся шара, плавать над наэлектризованным шаром в воздухе. Но объяснить данное явление ему не удалось.

Учитель:

А теперь давайте разделимся как на  группы  для проведения эксперимента.

1)Учитель: 

ОПЫТ 1:Посмотрим эксперименты с расчёской , с карандашом

(ученик демонстрирует опыт)

ВЫВОД:

  1. Тела электризуются при соприкосновении, трении.
  2. При этом участвуют всегда два тела.
  3. Электризуются оба тела.

ОПЫТ 2: А теперь посмотрим эксперименты с воздушными шариками группы

Приборы и материалы: два воздушных шарика, шерстяной лоскут

• Электризуем шарики, потерев их о шерсть.

• Берём шарики за нитки в одну руку.

Что происходит с шариками?

Вывод: Шарики разлетаются в разные стороны, так как шарики получили одноимённый заряд. (одинаковые заряды)

Снимаем с шариков заряд, проводя по ним рукой.

• Снова электризуем шарики, но теперь – потерев их друг о друга.

• Берём шарики за нитки в одну руку.

Что происходит с шариками?

Вывод: Шарики прилипают друг к другу, т.к. шарики получили разноимённый заряд. (разные заряды)

Учитель: А теперь посмотрим эксперимент второй группы 

ОПЫТ 3 : Соляные столбики

Приборы и материалы: воздушный шарик, поваренная соль, лист картона.

Порядок выполнения работы

Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли.

Надуваем и электризуем воздушный шарик.

Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.

Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.

Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Наблюдение. Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.

Объяснение. Наблюдаем электризацию соли. Со стороны заряженного шарика в кристаллике соли всегда образуется противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому.

ОПЫТ 4:Попрыгунчики или опыт с ватой

Приборы и материалы: лист картона, конфетти, воздушный шарик

Насыпаем на лист картона блестящее конфетти.

Электризуем шарик и подносим к конфетти, но не касаемся её.

Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.

Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Наблюдение. Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскакивают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону.

Объяснение. Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные.

     Учитель демонстрирует опыт

Приборы и материалы: эбонитовая палочка, картонная фигурка «человечка», кусок меха или шерсти

1.На вырезанную из картона фигурку «человечка» и приколите кнопкой к ее плечу подвижную, вырезанную из тонкой папиросной бумаги руку. Расширьте немного прокол, чтобы рука могла свободно вращаться. Укрепите «человечка» на подставке.

2. Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке.

3. Поднесите эбонитовую палочку на небольшом расстоянии к рукам человечка, не касаясь их.

4.Что произойдет с руками человечка? Как вы объясните наблюдаемое явление?

(Человечек будет вытягивать руку, указывая им на электрический заряд)

После выполнения учащимися практической части, каждая группа говорит о своих выводах, затем учащимся учитель предлагает сделать общий  вывод:

 Учитель: ответьте на вопросы:

1)Как можно наэлектризовать тело?
2) Как обнаружить электризацию тела?

Учитель: сделаем вывод и запишем его в тетрадь.

  1. Тела электризуются при соприкосновении, трении.
  2. При этом участвуют всегда два тела.
  3. Электризуются оба тела.
  4. Одноимённо заряженные тела отталкиваются, разноимённо заряженные – притягиваются.

БАГРАТ: Историческая справка: И действительно, тщательное изучение явления электризации тел подтверждает наличие разного рода зарядов. Условно заряды назвали положительный (на стекле потертым о шелк) и отрицательным (на янтаре, эбоните, сере, резине, потертых о шерсть). Шарль Франсуа Дюфе (1698-1739) - французский физик открыл в 18 веке (1733) существование двух видов электричества, которое назвал "стеклянным" и "смоляным". Бенджамин Франклин …«стеклянное» электричество  назвал положительным, а «смоляное» — отрицательным…

Положительный заряд в физике обозначается +q или q

Отрицательный заряд — -q. Давайте запишем это в тетрадь.

Итак, электрический заряд - это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом. Сделаем запись в тетради

Рефлексия.

Учитель: Ну вот наш урок и подошел к концу, а подвести итог всей нашей работы я предлагаюв следующей форме: составления синквейна.

Напоминаю правила составления синквейна, которые представлены на слайде.

Правила написания сиквейна

  • Существительное – тема синквейна (объект)
  • 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 глагола– действия, совершаемые объектом
  • Предложение – отношение автора к объекту
  • Синоним к первой строчке – суть объекта

Пример синквейна по теме Электризация тел, приводится после примеров детей.

  • Электризация
  • Полезная, вредная,
  • Существует, Притягивает, отталкивает,
  • Тела электризуются при соприкосновении.
  • Заряд.

Оценить свои ответы и ответы других, составляем вместе критерии оценивания (учитель помогает ребятам наводящими вопросами).

4. Итоги подведены, учитель задает домашнее задание.

Д/з §25, 26. Приведите примеры положительного и отрицательного проявления электризации в повседневной жизни. Творческое задание, любое на выбор: снимите видео с демонстрацией своих опытов по электризации, напишите эссе «Электризация : полезная и вредная» или «Электризация в жизни человека», составьте кроссворд о новом явлении.

Ну вот и все. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс).

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс). Цель:  показать взаимосвязь электрического и магнитных полей, дать понятие э...