Методическая материал к уроку по теме "Построение изображения в линзах"
методическая разработка по физике

Ключникова Наталья Викторовна

Явление преломления света лежит в основе действия линз и многих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx1011.86 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач по теме: Построение изображений с помощью линз.

Мало знать - надо уметь применять! 
Р.Декарт

Цели урока: формирование физического мышления, получение новых знаний, совершенствование практического применения знаний.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
  2.  Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.  

                                                          Ход урока

Организационный момент (2 мин):

  1. приветствие учащихся;
  2. проверка готовности учащихся к уроку;
  3. ознакомление с целями урока, создание психологического настроя:

Подготовка к изучению нового материала (5 мин):

На партах – рассеивающая и собирающая линзы.

Обсуждение вопросов:

1.По какому признаку можно узнать: собирающая эта линза или рассеивающая?

2.Почему выпуклую линзу называют собирающей?

3.Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?

4.Что такое фокусное расстояние линзы?

5.Почему фокус рассеивающей линзы называют мнимым?

Создание проблемной ситуации:

Оптику (линзы) трогать руками нельзя. Как распознать линзы?

Задание: посмотрите на клетки (буквы) в тетради через 1 линзу, затем через 2 линзу.

Что увидели?  В чем разница изображений?  Каким образом они получились?

Изучение нового материала (25 мин)

    Демонстрационный эксперимент: наблюдение изображения, даваемое собирающей линзой.

  1. Работа с использованием компьютера: используя ЭОР, преподаватель объясняет новый материал.
  2. Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
  3. Работа учащихся в тетрадях - построение изображений, если предмет находится за 2F,
  4. Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).

По ходу объяснения  заполняется таблица:

Расстояние до линзы

Характер изображения

Применение

Действительное/ мнимое

Уменьшенное/ увеличенное

Обратное (перевёрнутое)/ прямое (неперевёрнутое)

d>2F

Действительное

Уменьшенное

Обратное (перевёрнутое)

Фотоаппарат

F

Действительное

Увеличенное

Обратное (перевёрнутое)

Диаскопический проекционный аппарат (кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель,  и др.)

d

Мнимое

Увеличенное

Прямое (неперевёрнутое)

Лупа

Рассеивающая линза

Всегда мнимое, прямое, уменьшенное

 

Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин):

Работа учащихся у доски:

Построить изображение предмета в собирающей линзе и дать его характеристику:

  1. Если предмет находится между F и 2F линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

Работа с тестами из коллекции ЭОР.

Выполнение дифференцированных заданий (Приложение.doc)

Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, от чего зависит изображение, даваемое собирающей линзой?
  2. Ответим на вопрос, заданный в начале урока: как различить линзы, не трогая их руками?
  3. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  4. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (2 мин): § 67 Задачник №.1597

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

                                                                                                                                                                                     

Вариант 1

  1. Перерисуйте рисунок.
  2. Постройте изображение предмета, даваемого линзой.
  3. Охарактеризуйте построенное изображение.

Вариант 3

  1. Перерисуйте рисунок.
  2. Постройте изображение предмета, даваемого линзой.
  3. Охарактеризуйте построенное изображение.

Вариант 2

  1. Перерисуйте рисунок.
  2. Постройте изображение предмета, даваемого линзой.
  3. Охарактеризуйте построенное изображение.

Вариант 4

  1. Перерисуйте рисунок.
  2. Постройте изображение предмета, даваемого линзой.
  3. Охарактеризуйте построенное изображение.

ПРИЛОЖЕНИЕ   1

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ

Вариант 1

1. -Перерисуйте рисунок.

      -Постройте изображение предмета, даваемого линзой.

                -Охарактеризуйте построенное изображение.

2. Постройте изображение данного предмета в линзе.  Какое это изображение?

3.Определите построением, где находятся оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — главная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, А1 — ее изображение. Определите также тип линзы.

4. Луч света переходит из воздуха (n=1) в стекло (n=1,6). Угол падения равен 300. Определить угол преломления.

        ______________________________________________________________________________________

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ

Вариант 2

1. -Перерисуйте рисунок.

      -Постройте изображение предмета, даваемого линзой.

                -Охарактеризуйте построенное изображение.

2.Постройте изображение данного предмета в линзе.  Какое это изображение?

 

3. Определите построением, где находятся

оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — главная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, А1 — ее изображение. Определите также тип линзы.

4. Луч света падает на поверхность алмаза. Угол преломления равен 450.Определить угол падения.

______________________________________________________________________________________

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ

Вариант 3

1. -Перерисуйте рисунок.

      -Постройте изображение предмета, даваемого линзой.

                -Охарактеризуйте построенное изображение.

2.Постройте изображение данного предмета в линзе.  Какое это изображение?

3.Определите построением оптический центр, положение фокусов линзы,

ее вид,  если S — светящаяся точка, S1 — ее изображение. ММ — главная

оптическая ось линзы.

        S*

М        *        S1        М

4. Луч света падает под углом 600 на неизвестное вещество, при этом он испытывает преломление в 450. Определить показатель преломления неизвестного вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Урок по физике "Изображения, даваемые линзой"

Урок по теме "Изображения, даваемые линзой" для 8 класса по учебнику А.В. Перышкина и интерактивной презентацией....

Методическое пособие к урокам на тему "Изображение фигуры человека в движении".

В этом пособии представлен урок "Красота  движений человека", который формирует у учащихся пространственное, логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес; эстетический...

Урок по теме: «Изображения, даваемые линзой »

  Отличительные особенности данного урока: современная наглядность, возможность использования пространства Интернет для получения нужной информации по теме урока.    Работа ...

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the types of dwellings", построение синонимических рядов.

Учебно-методический материал для урока английского языка из серии уроков «Дом, милый дом!», направленный на углубленное использование лексических единиц по теме “The places, where we live in; the...

Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...