ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зверев Владимир Анатольевич

Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.

Оценка должна побуждать ученика к получению знаний, всегда нести положительную мотивацию к учению. Учителю необходимо поддерживать  успех ученика, не дать “пасть духом” в трудную минуту. В моих статьях показаны варианты оценочной деятельности учителя, напрвленные на создание атмосферы успеха при различных видах опроса на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Зверев В.А. (Санкт-Петербург, школа № 258)

        Вольфганг Паули был стопроцентным теоретиком. Его неспособность обращаться с любым экспериментальным оборудованием вошла у друзей в поговорку. Утверждали даже, что ему достаточно просто войти в лабораторию, чтобы в ней что-нибудь сразу же перестало работать. Сегодня мы понимаем, что в аттестат такому великому физику надо ставить “5”. Но за лабораторные работы сегодня он вряд ли бы получил “5” и из-за этого в аттестате могло быть “4”, а не “5”.  Или Л.Д. Ландау в контрольных работах наверняка писал бы только пару формул и ответы, за что вряд ли получал бы пятерки из-за несоблюдения единого орфографического режима

. Другими словами у разных учеников по-разному развиты разные учебные навыки. Один гениально решает задачи, но не умеет выступать публично, как не умел выступать при большой аудитории Нильс Бор, хотя один на один он блестяще мог формулировать свои мысли. Другой ученик все время что-то мастерит дома, паяет генераторы, усилители и т. д., но довольно средне решает задачи по физике. Третий ничего не конструирует и ему трудно дается физика, но он много и усердно занимается. Четвертый блестяще воспроизводит знакомый материал и плохо ориентируется в незнакомой ситуации. Можно ли таким ученикам в аттестат поставить  “5” по физике? При существующих нормах и правилах оценки учащихся это довольно затруднительно.
Рейтинговая сис
тема оценки знаний позволяет это сделать. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений спортсмена. Почему бы не трансформировать эту систему для учебного процесса? Ученику надо дать возможность достигнуть определенного числового показателя способом доступным для него. Ученик, умеющий решать задачи, может решать дополнительные задачи дома и на контрольной работе за дополнительные баллы. Ученик, увлекающийся техническим моделированием, блестяще делает лабораторные работы и с удовольствием отвечает на необязательные дополнительные вопросы и т.д. Поэтому система текущих оценок может и должна быть не пятибальной, а более вариативной. Например, 5+, 5++, 5., 4-, 0. Важно разработать такую систему, чтобы итоговая оценка в разных школах была адекватна существующей пятибальной системе. Система должна побуждать ученика к совершенствованию всех умений, а не только одного любимого.        Рейтинговая система оценки знаний требует форму учета, отличающуюся от классного журнала. Такой формой может служить экран, который представлен ниже и постоянно висит в классе. В журнал выставляются только итоговые оценки.
 
Устный опросП.р.N 1К.р.N 1Л.р. N 1Л.р. N 2К.р. N 2Рейтинг1 четв.Андреева Юлия5 4 +++  -42 3 44544,434
Иванов Юрий5 +++ 5 45455++3 4  55,085Прядко Павел3 - - 4 +34зачтено4 ++4-3,674Щапов Сергей4 - - -044342,923Петров Саша5 - 5 +540053,433

Из экрана видно, что у Петрова Саши оценка за четверть 3, хотя текущие оценки 5, 5, 4, 5, 5. Дело в том, что Саша пропустил две лабораторные работы по болезни, или по какой либо другой причине Обычно учитель в журнал за эти уроки ставит букву «н», а за четверть по текущим оценкам ставит 5 за четверть. Я же предлагаю ставить в экран за пропущенные работы «0», тогда средний балл за четверть, у Саши получается  (5+5+4+5+5+0+0):7=3,43.

Ученики класса заранее знают, по каким правилам  выставляются оценки, и поэтому стараются выполнить пропущенные работы в свободное от уроков время. Так, Саша написал лабораторные работы, и теперь в экран вместо оценки  «0» ему напишем 5++,5+, а оценку за четверть поставим так: (5 + 5 + 4 + 5 + 5 + 6 + 5,5):7 = 5,07 или «5».

Устный опрос

П.р.N 1

К.р.N 1

Л.р. N 1

Л.р. N 2

К.р. N 2

Рейтинг

1 четв.

Петров Саша

5 - 5 +

5

4

5++

5+

5

5,07

5

Практика показывает, что более 95% поступает как Саша. Таким образом, если учителю, например, в 10 классе надо опереться на материал 7 класса, он может быть, уверен, что от 95 до 100% учащихся способны это сделать. Более того, ученику в таких условиях выгоднее написать неудобную для себя работу на 2, чем ее прогулять. Тем более что ему дана возможность исправить ее.

 Рассмотрим это на примере Юры Иванова. За контрольную работу Nо2 он получил оценку 3, но сделал работу над ошибками и переписал ее на 5;  3 в экране зачеркиваем и ставим рядом 4. Юра захотел еще повысить оценку и переписал работу отлично еще раз (другой вариант, разумеется), теперь в экране у него 5. Мы видим, что такая форма учета и контроля знаний способствует наиболее полному усвоению знаний учащимися, более того, стимулирует их это делать.
В экране также имеются специальные значки «+» и «-».  «+» ставится за дополнительные задачи, вопросы, домашние опыты, блестящие догадки на уроках и т. д. Но, если ученик в 8 классе сделал открытие сам, то вряд ли он его забудет к 11 классу, где его надо вспомнить.    " - "

ставится, например, за то, что ученику  было предложено найти ошибки на доске, где их великое множество, а он, физически присутствуя на уроке, выключился из урока, не смог этого сделать.  Экран помогает учителю удерживать внимание учеников, а следовательно, способствует более полному усвоению знаний.
Обычно за тестовые работы учитель уравнительно ставит, скажем 4, если у ученика от 9 до 12 правильных ответов из 15, то теперь будем за 9ответов ставить 3,33, за 10 – 3,67, за 11– 4, за 12 –4,33 и т.д.
        Оценка 5 за четверть ставится, если рейтинг у ученика 4,6 и выше. 4 ставится, если рейтинг больше 3,6 и меньше 4,5. Если рейтинг у ученика от 4,5 до 4,6, то он либо соглашается на 4, либо пишет тестовую работу, перед которой учитель советует ученику устранить его личные пробелы, которые хорошо видны из экрана. В случае успешного написания теста оценка за четверть ставится 5. Эти правила ученики также знают заранее, поэтому в большинстве своем заранее стремятся повысить свой рейтинг. Это можно сделать, только устраняя пробелы в знаниях или усваивая материал более глубоко и основательно.
        Рейтинговая система оценки знаний побуждает ученика к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда. Ученики часто стремятся иметь не просто “5”, а наилучший рейтинг в классе.   На эту оценку не влияют настроение учителя, его неприязнь к отдельным ученикам, ранее сложившееся мнение о том или другом ученике и другие причины, не связанные со знаниями, умениями и навыками.

        Рейтинговая система позволяет улучшить психологический микроклимат в классе, дает возможность ученику поверить в свои силы. Теперь ученики чаще задают вопросы не почему у меня

“4-“, а что надо сделать для того, чтобы получить “5”. При таком подходе оценка индивидуализируется, но не утрачивает объективной основы, “5” зарабатывается, а не “натягивается”.

 PAGE 3



Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТАХ

Зверев В.А. (Санкт-Петербург, школа № 258)

Современные программы предлагают единоуровневые лабораторные работы, а методические указания к ним – единоуровневые требования к оценке. Однако, ученики имеют разные познавательные возможности и у них существуют индивидуально-типические отличия, что ставит определенный круг учащихся при единообразных работах в положение плохо справившегося (неудачи). Покажем, как можно устранить данное противоречие и создать у учащихся ориентацию на успех.

Использование разноуровневых лабораторных работ.

Для исследования условий плавания тел можно предложить три варианта решения. Их выбор зависит от степени подготовленности учащихся к таким работам и уровня их самостоятельности.

1. Исследовать различные положения пробирки с песком» погруженной в сосуд с водой, изменяя количество песка в пробирке. Определив для каждого из этих положений вес пробирки и выталкивающую силу, сопоставить результаты и найти соотношение, соответствующее плаванию пробирки.

2. Исследовать различные положения пробирки с водой, погруженной в отливной сосуд с водой, изменяя количество воды в пробирке. Выталкивающую силу, действующую на пробирку, погруженную в воду, определить, зная объем воды, вытесненной пробиркой (для этой цели под отверстие отливного сосуда подставляется мензурка), вес пробирки определить с помощью весов или динамометра.

Исследовав все три положения пробирки, и сопоставив результаты, определить условие плавания пробирки.

3. С помощью прибора «картезианский водолаз», который собирается из мензурки большого размера, пробирки и резиновой пленки, исследовать условие плавания пробирки.

Положение пробирки в воде меняется при изменении внешнего давления (в результате нажатия пальцем на пленку). Определив для каждого положения пробирки силу тяжести и выталкивающую силу, надо сопоставить результаты и найти условие плавания пробирки. Исходные данные, необходимые при выполнении работы: высота пробирки, ее поперечное сечение, вес пробирки в воздухе.

Три предложенных варианта выполнения работы отличаются по уровню сложности.

В I варианте работа учащихся сводится к тому, чтобы подобрать необходимое количество песка для случаев, когда пробирка плавает и когда она тонет. Здесь главное – умение работать с весами или динамометром. Все вычисления просты.

Во II варианте задача несколько усложняется: здесь требуется проявить умение работать не только с динамометром, но и с мензуркой. Появляются дополнительные приборы и вычисления архимедовой силы по объему вытесненной пробиркой воды. В I же варианте для этого достаточно было найти разность между весом пробирки в воздухе и ее весом в воде.

Сознательно выполнить III вариант работы в силах только хорошо подготовленные ученики, так как этот вариант основан на теоретических обоснованиях и тщательных математических вычислениях.

Отметки ставятся в зависимости от успешности выполнения предложенного уровня. Задача учителя заключается в правильном выборе варианта выполнения работы для конкретных учащихся. Учитель может не только выбирать уровень сложности работы, но и уровень ее выполнения (в первой главе в таблице 4 мы отмечали, что дети с временным отставанием психического развития способны усваивать знания в “готовом ” виде, любят действовать по образцу, а одаренные дети, напротив, терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ):

1. Учащиеся проводят исследование самостоятельно, используя предложенное оборудование.

2. Учащиеся сами предлагают не только ход работы, но и необходимые приборы.

3. Работа выполняется на основе письменных инструкций, выданных учителем.

Другой вариант оценивания это для одинаковых лабораторных работ разным учащимся предлагается разная дозированная помощь, но оценка ставится по одинаковым критериям.

Методическая литература рекомендует учителю: «Различные неудачи – короткое замыкание, разлитая вода, битая посуда – безусловно должны учитываться. Чтобы составить полное представление о работе учеников во время проведения лабораторной работы учитель наблюдает за их действиями. При этом он отмечает для себя, насколько правильно и умело организует каждый из них свое рабочее место, как ориентируется в выборе приборов и оборудования, собирает установки и производит измерения».

Мы считаем неправильным ставить отметки ученикам на этапе формирования умений, так как большая наполняемость классов, коллективность деятельности (по крайней мере, выполнение работы двумя учащимися), затрудняет индивидуализацию оценки. На этом этапе учитель ставит не отметку, а «зачет», «зачет с плюсом» или «зачет с минусом».

Мы считаем, что выставление отметок за каждую работу снижает степень помощи ученикам со стороны учителя. Надо усилить обучающее влияние лабораторных работ, а уменьшение числа отметок можно компенсировать специальными контрольными работами или же придать контрольный характер тем работам, которые являются обобщением ряда предыдущих работ, и на них можно уже проверять ранее сформированные умения и навыки.

Специальные контрольные работы можно проводить по следующим лабораторным работам: «Выяснение условий плавания тел в жидкости» (7 класс), «Изучение зависимости сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и вещества», «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра» (8 класс), «Снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода» (10 класс), «Исследование электромагнитных колебаний с помощью осциллографа» (11 класс).

Проведение контрольных лабораторных работ представляется нам особенно ценным потому, что во время обычных работ учитель призван обучать учеников умениям.

Во время контрольных лабораторных работ учеников делят на две группы. Одна половина класса выполняет письменную работу по теоретическим знаниям, связанным с лабораторной работой, а другая лабораторную работу, которая была проведена ранее, но теперь выступает в роли контрольной работы по проверке экспериментальных умений и навыков.

Контрольные лабораторные работы позволяют, во-первых, обеспечить более строгий контроль практических умений и навыков, во-вторых, повысить их ответственность за выполнение текущих лабораторных работ, в-третьих, проверить, насколько эффективной была методика обучения умениям и навыкам. В содержание включаются только те ранее проведенные работы, которые могут быть обеспечены оборудованием для каждого ученика.

Чтобы школьники после уроков могли поупражняться в работе с измерительными приборами в кабинете (дозированная помощь), их предупреждают о том, какие из практических умений будут проверяться на предстоящей работе.

Покажем, как может быть проведена контрольная работа по курсу электричества «Изучение зависимости сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и вещества». В процессе этой работы проверяются следующие умения: обращение с источниками тока, сборка простейших электрических цепей, включение в цепь амперметра, включение в цепь реостата, последовательное и параллельное соединение проводников.

Эта контрольная работа выполняется индивидуально. Каждый ученик самостоятельно подготавливает оборудование к работе: аккумуляторы соединяет в батарею, проводники очищает от изоляции и пр. Можно предложить им также выбрать необходимые приборы из выставленных на демонстрационном столе, чтобы проверить знание приборов. Ученик указывает перечень используемого оборудования, чертит принципиальные и монтажные схемы, проводит эксперимент и отвечает на ряд специально подобранных контрольных вопросов. Каждый из этих вопросов направлен, прежде всего, на проверку экспериментальных умений, а не фактических знаний, заставляет учеников внимательно осмотреть приборы и оборудование.

В процессе работы учитель внимательно наблюдает за учениками, делает заметки в специальном блокноте о сильных и слабых сторонах экспериментальной подготовки школьников. Например, по следующей схеме:

Таблица №9

Фамилия

Умение собирать электрическую цепь

Умение работать со следующими частями цепи

Источник тока

Измерительные приборы

Проводники

Потребители

Элементы управления

Оценивается контрольная лабораторная работа по результатам проверки письменного отчета и данных наблюдений учителя за работой учеников.

Предложенный выше способ наблюдения за работой учащихся и оценки их познавательной и практической деятельности позволит сочетать контроль со своевременной индивидуальной помощью.

Мы считаем, что ученикам за дополнительные баллы надо обязательно предлагать вопросы, выходящие за рамки программы, требующие обращения к дополнительным источникам информации или творческого подхода:

К лабораторной работе «Выпрямление переменного тока» предлагается найти в дополнительной литературе мостовую схему и собрать ее на уроке.

В лабораторной работе «Измерение объема тела» можно дополнительно измерить объем тела правильной формы с помощью микрометра или штангенциркуля.

В лабораторной работе «Выяснение условия равновесия рычага» возможно учесть моменты 4-х сил, а не двух.

В лабораторной работе «Последовательное соединение проводников» дополнительно поставить реостат и спросить, как изменятся показания амперметра и вольтметра, если уменьшить его сопротивление.

В лабораторной работе «Изучение транзистора» ответить на вопросы: как осуществляется термостабилизация транзистора? и т.д.

Интересны как дополнительные необязательные для всех творческие работы типа «Черный ящик» (См. рис). Ученик имеет право по своему усмотрению воспользоваться генератором, АВОметром и т.д. и «отгадать» что находится в «черном ящике». (Диод, резистор, конденсатор, индуктивность или их комбинация).

Таким образом, ученик, выполняя хотя бы некоторые из предложенных заданий, продолжает развивать практически навыки, учится работать с дополнительной литературой, развивает свои творческие возможности, имеет определенные достижения и вполне заслуживает более высокой отметки.

Опыт разноуровневого проведения и оценки лабораторных работ показал не только повышение качества знаний учащихся, но и возможность создания условий для комфортности и желания учиться у разных групп учащихся.



Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА ЗАЧЕТНЫХ УРОКАХ ПО ФИЗИКЕ

Зверев В.А. (Санкт-Петербург, школа № 258)

Исследования психологов выяснили наличие разных групп молодежи по их умственным способностям: 3 процента молодежи (и не молодежи тоже) – по их мнению, дебилы. Вдвое большая часть – 6 процентов – так называемые маргиналы. Еще вдвое большая часть – 12 процентов, – совершенно нормальные дети, в будущем нормальные работники, но только там, где не требуется никакого абстрактного мышления. 24 процента способны к абстрактному мышлению лишь на сравнительно низком уровне. 48 процентов детей с нормально развитым абстрактным мышлением, и только 7 процентов детей талантливых.

Предположим, что в классе не учатся первые 9 процентов учеников. В таком случае в классе есть ученики как минимум четырех уровней развития.  В своей работе учитель обязан учитывать существование этих уровней. Ниже будет рассмотрено, как это можно сделать на системе зачетных уроков в старших классах.

За две недели до зачета вывешиваются вопросы к зачету. Как правило, он состоит из двух частей: допуск и теоретическая часть. Допуск к зачету заключается в следующем. Учащиеся представляют тетради, в которых должны быть решены задававшиеся на дом в течение изучения темы задачи минимального обязательного уровня, или базового уровня. Учащиеся также должны как таблицу умножения знать основные формулы и основные определения изученной темы. Они должны называть величины, входящие в формулы и знать единицы их измерения.

В старшей школе на зачет отводится, как правило, два урока. На первом уроке перед всем классом отвечают ассистенты из числа учащихся стабильно обучающихся на 5 и увлекающихся физикой. Во время опроса можно устранить некоторые неточности в понимании, увидеть какие вопросы вызывают у учеников сложности. Такой опрос также является обобщением темы. На этом уроке можно увидеть тему не фрагментами, а в целом, законченном виде, увидеть внутренние взаимосвязи, оценить логику построения темы.

Перед зачетом ассистенты приходят на консультацию к учителю, где могут задать вопросы по непонятному для них материалу. С ассистентами надо обязательно обсудить вопросы этикета, требовательности и объективности.

Сильные ученики способны раньше других подготовиться к такому зачету. Они с удовольствием выступают перед классом. У них есть здоровое желание выступить лучше других одноклассников.

На следующем уроке ассистенты (обычно их 5 человек) спрашивают остальных учеников класса. Технология опроса такова. Ассистенты заранее жребием определяют “номера учеников, « которые будут им отвечать. В начале урока класс делится на несколько групп. В каждой группе часть опрашиваемых учеников “вытаскивают” номер вопроса и начинает готовиться к ним. У остальных учеников выясняют знание формул и проверяются тетради. После ответа товарища остальные могут добавить или уточнить ответ. Так отвечают все по очереди.

Таким образом, ученик получает оценку за ведение тетради, знание основных формул и определений, ответ по основному вопросу и за дополнения к ответам учащихся. В таком виде оценка достаточно объективно отражает знания учеников.

Для учеников, которым физика дается трудно, во время опроса ассистентами у доски обязательно выделяется  минимальный объем знаний, достаточный для получения оценки 3. Оценка аргументируется, и объясняются условия получения дополнительных баллов.

Ученики, испытывающие трудности в изучении физики, могут выбрать для себя посильный объем для получения удовлетворительной оценки. Этим ученикам можно предложить вместо сложных выводов формул ответы на заранее опубликованные вопросы.

С психологической точки зрения лучше именно так спрашивать слабых учеников, так как их вполне устраивает любая удовлетворительная оценка, и им не надо мучиться над зубрежкой непосильных для них выводов формул. И если они не могут воспроизводить сложный материал, то, выслушав его многократно (как минимум 4 раза: во время объяснения учителя, при ответе во время текущего опроса, при ответе ассистентов, и, наконец, на зачете) они вполне усваивают его на уровне понимания.

Ученики талантливые от природы, или ученики, самостоятельно занимающиеся физикой, могут подготовить вопросы выходящие за рамки программы. Например, если в программу не входит соединение конденсаторов в батарею, а ученик сам разобрался и ответил этот вопрос, то ему ставятся дополнительные баллы.

Если ученик по каким-либо причинам отсутствовал на зачете, то учителю не надо тратить дополнительное время на опрос этого ученика, так как по принятым правилам он обязан его сдать ассистенту согласно жеребьевке в удобное для них обоих время.

Существуют и другие разнообразные формы сдачи зачета сильными учениками. Например, можно предложить им составить структурную схему изученной темы. На рисунке 1 приводится такая структурная схема темы “Статическое электричество”, составленная одним из учеников.

Ученик понимает, что есть законы, которые получены эмпирически, есть формулы определения, а также понимает, как выводятся остальные формулы, видит внутренние взаимосвязи. В классе обязательно устраивается выставка обобщающих тем. Ученики получают возможность увидеть сильные и слабые стороны своего понимания данной темы. Это позволяет ученикам разных групп продвигаться по пути усвоения знаний в соответствии со своими познавательными возможностями.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ

Зверев В.А. (Санкт-Петербург,  школа № 258)

Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.

Учителю доверено всесторонне и глубоко оценивать движение ученика в познании, поддерживать его успех, не дать “пасть духом” в трудную минуту

Оценка должна побуждать ученика к получению знаний, всегда нести положительную мотивацию к учению.

Еще совсем недавно, ученику, ответившему у доски, я обязательно ставил оценку. Сегодня возможны варианты:

– При изучении физики ученик получил наслаждение, поэтому в другой оценке не нуждается;

  • 5 поставить не могу потому что..., а 4 "не хочу";
  • Предлагаю выбор 4 или "спасибо".

Иногда бывают письменные работы, которые трудно оценить:3 или 4, 4 или 5. Тогда ставлю оценку "зачтено", которая не влияет на оценку за полугодие.

Особенно трудно оценивать лабораторные работы. Предлагаю ученикам обязательный уровень и расширенный. За аккуратное выполнение обязательного уровня ставится "зачтено", если с ошибками, то "зачет с минусом", если еще и неаккуратно, то "зачет с двумя минусами". Если выполнен расширенный уровень, то оценка – "зачет с некоторым количеством плюсов".

Домашние задания тоже бывают обязательные и расширенные. Полное выполнение обязательного оценивается максимально возможной оценкой “5”. В расширенные задания включаются сложные выводы формул, дополнительные задачи повышенного уровня, доклады и т.д. За эти задания ученик получает дополнительные баллы, причем этот материал необязательно рассматривается на уроке, а может быть рассмотрен в частном порядке.

Все оценки выставляются в экран. Учитель оставляет за собой право за работу на уроке ставить дополнительные оценки или дополнительные плюсы или минусы к уже имеющимся оценкам.

Укажем дополнительные варианты оценочной деятельности учителя:

– За пропущенные обязательные письменные работы ученику выставляется “0”, однако он имеет право написать пропущенные работы на моих уроках в других классах.

– За тестовые работы не обязательно ставить “3”, “4” или “5”, а можно поставить, например “4,32”.

– Ученик имеет право переписать неудачно написанную работу. Для этого он должен представить работу над ошибками. Если работа написана на “5”, то предыдущая оценка увеличивается на 1 балл, и ученик имеет право написать ее еще раз. Если работа написана с недочетами, то предыдущая оценка повышается, но ученик лишается права исправить ее еще раз.

- За две недели до окончания полугодия (четверти) карандашом выставляю рейтинг и оценку по следующему правилу: если рейтинг “4,6” и выше – “5”, если рейтинг от “3,6” до “4,5” – “4” и т.д. Если рейтинг от “4,5” до “4,6”, то ученик имеет право выбрать “4” или тестовую работу на “5”. “5” ставится только в случае успешного выполнения теста. В отдельных случаях принимаются обоснованные апелляции. Возможно, учитель тратит больше времени, но дает ребенку шанс доказать, что он способен на большее. Потеряв время, учитель вернет его сполна, завоевав авторитет и уважение учеников.

Вопросы, на которые в последующем необходимо опираться, спрашиваю несколько уроков подряд. От урока к уроку уменьшаю время, необходимое для ответа. Учащимся обязательно объявляются вопросы, которые будут спрошены, и время в которое они должны уложиться.

Ученику должен быть понятен смысл оценки, должно быть понятно почему, насколько и за что она снижена; что надо предпринять, чтобы в следующий раз она была выше.

Оценка успеваемости является в определенной степени характеристикой учебно-познавательной деятельности. Только в итоговом, обобщенном виде она может характеризовать ученика более полно и основательно.

Оценка обучает и воспитывает, она затрагивает сознание и чувство ученика. Ее переживают не только отвечающие, но и их товарищи, родители. Поэтому учитель несет особую ответственность за оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.

В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....

Контроль знаний учащихся на уроках физики

В статье описывается  использование на уроках физики разных видов контроля: вводного, текущего, коррекции, итогового....

Проблемы оценивания знаний учащихся на уроках МХК

Статья о трудностях оценки по предмету, нехватке времени и предложения для учителя о возможных путях выхода  из ситуации через мини- проекты и  элементы  дистанционного обучения.Приложе...

система оценки знаний учащихся на уроках обществознания

необычная система оценивания знаний учащихся на уроках обществознания, применяемая на уровне основной школы...

Тема: « Психолого – педагогические основы контроля и оценки знаний обучающихся по информатике»

Выступление  на районном методическом объединении учителей математического цикла...