Проблемы оценивания знаний учащихся на уроках МХК
статья по мхк (9, 10, 11 класс) на тему

Винокурова Елена Георгиевна

Статья о трудностях оценки по предмету, нехватке времени и предложения для учителя о возможных путях выхода  из ситуации через мини- проекты и  элементы  дистанционного обучения.

Приложения содержат примеры выполнения работ учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы оценивания знаний учащихся на уроках МХК

Содержание курса «Мировая художественная культура» ставит учителя перед двумя серьёзными проблемами. Во-первых, огромный культурный пласт и объем материала мировой художественной культуры  создает проблему  тем,  что рассказать хочется как можно больше, а    времени (1 час в неделю) катастрофически не хватает.  Вторая проблема  -  нехватка времени на проверку и оценивание знаний, умений и навыков  учащихся.

 Обычный опрос занимает слишком много времени и, по большому счету, не эффективен, ведь оценки можно поставить далеко не всем. Тест тоже не отражает реальной картины. Фронтально - не имеет смысла, т.к. все равно кто-нибудь из учащихся переговаривается или высказывается вслух. Подготовить же индивидуальные тесты тоже бывает проблематично.

В связи  с этим  предлагается часть отметок выставлять за выполнение мини-проектов по темам, которые входят в курс обучения.

Например, в самом начале обучения   возможны небольшие презентации по видам и жанрам искусства. Следует сделать акцент на неизвестные учащимся виды современного искусства (инсталляция или перформанс) или виды печатной графики, например (офорт, литография или ксилография).  Лучшие можно продемонстрировать  во время урока, предоставив  учащимся самостоятельно представить работу или показать, добавив свои комментарии. Темы выдаются на первом же занятии, ученики выбирают их сами. Необходимо предусмотреть, чтобы был запас  тем,  для того чтобы учащиеся могли осуществить выбор.  

При изучении античного искусства и искусства  Средневековья или Возрождения  я предлагаю провести мини-проект « Мифы и библейские сюжеты». Учащиеся готовят презентации  о том, как сюжеты мифов и библейских легенд  отражены  в искусстве разных времен и  стилей. Возможна работа и  в формате Word.  

Как показывает практика, подобное задание способствует развитию универсальных учебных действий,  прежде всего познавательных и регулятивных.  Однако ценнее , на мой взгляд,   развитие личностных учебных действий .  Это и личный выбор темы,  и умение найти информацию, отобрать и скомпоновать отрывочные сведения в связный  логический текст - рассказ. Это и ИКТ-компетенции:  умение отформатировать и подать текст в электронном виде (убрать гиперссылки, пометки, лишние предложения). Всегда советую учащимся идти дальше ссылки на Википедию и воспользоваться сайтами по истории искусства. Именно на этих сайтах  происходит знакомство со спецификой искусствоведческого текста.

В дальнейшем знакомство с терминологией  и особенностями текста по искусству дает возможность проводить краткое задание на уроке фронтально по описанию какой-либо картины, как показанной во время урока, так и незнакомой школьникам. В качестве варианта можно предложить учащимся дать название картине и доказать свой выбор.   Эссе оценивается по содержанию, хотя ошибки можно и исправлять.

А в выпускном классе можно дать работу на сравнение картины/скульптуры, выполненной на один сюжет,  разными авторами и даже в разное время.  Например:  «Даная» Тициана и Рембрандта,  «Юдифь» Джорджоне, Караваджо, Джентилески или  Климта и  т.д .  Возможно как выдать задание, так и предложить учащимся самим поискать  тему для сравнения, это выход за рамки программы, способствуя  познавательному интересу   и , несомненно, расширит кругозор.

Кроме того, я предлагаю учащимся 11 класса выполнить презентацию-рекламу по теме «Кинематограф». Это вносит современный акцент в урок и дает возможность рассказать о любимом фильме, актере, режиссере.

Чтобы поддерживать и регулировать работу учащихся по темам курса МХК мной  используются элементы дистанционного обучения: я даю ученикам    адрес электронной почты, и они имеют возможность сдать работу на проверку или проконсультироваться со мной в любое удобное для них время в течение оговоренного на уроке срока ( обычно в течение 2 недель).  В последнее время некоторые учащиеся предпочитают общение в социальной сети  «В контакте»,   для этого достаточно просто оставить в настройках возможность отправки и приема  сообщений для любых пользователей.

Дистанционное обучение дает возможность получить отметки длительно отсутствующим учащимся, которые  в силу болезни  или,  находясь на спортивных сборах или соревнованиях, не смогли присутствовать в школе и участвовать в текущей аттестации в обычном формате.

Поверьте, это не требует значительных временных затрат и очень удобно!  

Приложение.

Мини - проект по мифам и на библейский сюжет (в формате Word)

 Примерный план работы:

  1. Выбор.   Картина или скульптура, понравившаяся ученику.
  2. Немного об авторе (страна, время, предпочтения в искусстве)
  3. Сюжет.  Краткое описание мифа или библейского сюжета.
  4. Описание(основная часть!)  а) композиция

                                                             б) цвет, пластика

                                                             в) эмоциональная составляющая

4. Свои впечатления от выбранного произведения искусства  (именно мнение о картине или скульптуре, а не рассуждения о смысле сюжета)

Смотрите также приложение –архив с примерами работ учащихся.



Предварительный просмотр:

Ганс Гольбейн Mладший «Мёртвый Христос в гробу»

(полный размер)

1. История создания полотна:

История написания картины неизвестна. Дата создания- предположительно 1521-22 год. Предполагаесся, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины- в описи 1586 года.

2.О художнике

Гольбейн  (Хольбейн) Ганс Младший (Holbein, Hans der Jüngere)- немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Его творчество, сформировавшееся и пережившее свой первый расцвет в гуманистической атмосфере Базеля, где жил и работал один из крупнейших гуманистов Европы Эразм Роттердамский, проникнуто светским началом, ровным, спокойным и пристальным взглядом на мир. Художника почти не коснулся драматический, мятущийся дух немецкого Возрождения, тревожившие современников религиозно-этические проблемы. Даже тема, воплощенная им в серии миниатюрных рисунков Пляски смерти, лишена у него драматического пафоса или религиозной экзальтации, трактована в спокойных, повествовательных интонациях. В то же время спокойствие мастера не всегда невозмутимо, что наиболее явственно сказалось в композиции Мертвый Христос.

3.Описание

Библейские сюжеты – излюбленные у художников, а Христос – самая трагическая фигура и з тех, какие только возможны. До Гольбейна сюжет Христос в гробу  разрабатывали и другие художники, но ни один из них не изображал мертвого Иисуса настолько реалистично. Согласно давней традиции, живописцы писали Христа в гробу с мертвецов, и автор, верный этой традиции, тоже воспользовался натурой, которой послужил для него выловленный из Рейна утопленник. Художнику в период работы над картиной едва перевалило за двадцать, и можно только поражаться тому непревзойденному мастерству, с которым создано это знаменитое произведение. Тронутое тлением тело со следами ужасных мук, втиснутое в узкий, давящий саркофаг, изображено с натуралистической достоверностью. Однако этот всепроникающий анализ, заостряя внимание на человеческой ипостаси Богочеловека, возбуждает страстно-эмоциональный отклик зрителя.  

4.Приложение

Впоследствии эта картина оказалась тесно связана с творчеством Ф. М. Достоевского. В текст своего романа Идиот Достоевский вводит упоминание о картине. О том, как в базельской галерее это полотно шокировало писателя, есть воспоминания его жены. Копия с этой картины висит в комнате Парфёна Рогожина. Князь Мышкин поражён ею. И она в его глазах тоже приобретает символический смысл. «Это уже не тело Бога, это труп, которому не восстать, не воскреснуть.» И князь Мышкин говорит: «От этой картины может вера пропасть». Достоевский поначалу хотел показать, что доброта, смирение, милосердие могут изменить мир, но в процессе работы, погружаясь в жизнь создаваемого произведения и верный правде реального, а не идеального мира, он пришёл к резко противоположным выводам. Оттого и столько трагизма, столько размышлений о вере, о добре и зле в творчестве Достоевского. Если же опять говорить о картине Мёртвый Христос самой по себе, вне связи с романом Идиот, то некоторые критики доказывают, что единственная тема картины, - это смертный ужас. Но вероятна и иная мотивировка - возможно, столь "жестко" изображая мертвого Христа, Гольбейн готовил зрителя к картине Воскресения, которая бы внушила ему, что и такая страшная смерть побеждается горячей верой.

5.Своё

Использованные материалы:

-статья об авторе в Яндекс.словари

-Википедия

-материалы сообщества «Чудеса Православия »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Инсталляция ” Презентация выполнена Учеником 9 “A” класса Степановым Владиславом

Слайд 2

Инсталляция (англ. installation — установка, размещен и е, монтаж) — форма сов р еменного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Слайд 3

Основоположниками инсталляции были М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.

Слайд 4

Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

Слайд 5

Некоторые инсталляции при ближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.

Слайд 6

Примеры инсталляций

Слайд 15

Примеры световых инсталляций



Предварительный просмотр:

«Страшный суд» или «Алтарь Якопо Тани» 

Ганс Мемлинг.

Работа по МХК

Ученика 9 класса «А»

Степанова Максима

Описание.

Христос-Судия восседает на радуге. Вертикальная ось центральной части проходит через фигуры Христа и Архангела Михаила, взвешивающего души. Пылающий меч и лилия, исходящие из уст Христа символизируют справедливость и милосердие, его ноги опираются на сферу. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, левая — опущена в осуждающем. Его окружают двенадцать апостолов, Дева Мария и Иоанн Креститель, ходатайствующие за людские души. Над этой группой располагаются ангелы, которые несут знаки Страстей Христовых, ниже — ангелы, трубящие в трубы Апокалипсиса.

В нижней части композиции доминирует фигура Архангела Михаила в рыцарских доспехах. С помощью весов он разделяет блаженных и проклятых, своим жезлом Михаил попирает душу обречённую.

У ног Архангела Михаила мёртвые, завёрнутые в саваны, выходят из могил на последний суд. Пейзаж в центральной части триптиха — грозные тучи над бесплодной голой землёй, подчёркивает приближение последней катастрофы, несущей конец миру.

На правой створке изображена сцена низвержения в Ад грешников. В отличие от других художников, обращавшихся к теме Страшного суда, Мемлинг не увлекается картиной жестоких мучений или изображением гротескных звероподобных дьяволов. Трагизм момента художник передаёт через мимику (здесь он в полной мере использует свой талант портретиста) и жесты несчастных, ввергаемых в огонь. Тела грешников, переплетённые друг с другом в страданиях, тем не менее грациозны и изящны. Несомненно, что художник внимательно изучал обнажённую натуру.

Левая створка представляет одну из самых светлых картин Рая в живописи. Праведники с помощью Святого Петра поднимаются к вратам Небесного Иерусалима по хрустальной лестнице, на вершине которой их, как предсказано в Евангелии, облекают в одежды в соответствии с тем рангом, который они занимали при жизни.

Сюжет.

На картине изображён вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Особенности.

Центральная часть и внутренние стороны боковых створок алтаря занимает одна большая сцена, построенная строго симметрично. Художник трактовал тему Страшного суда, используя систему изображения, принятую в изобразительном искусстве Северной Европы и соединяя её с мотивами библейских текстов, в том числе Апокалипсиса.

Обратные стороны:

C:\Users\Maks\Pictures\Для школы\186px-Hans_Memling_016.jpg

Левая створка.                              Правая Створка.

Из всех художников, кто обращался к теме «Страшного суда», Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая».

Впечатления.

Передаётся реалистичность действий нарисованных персонажей. Особенно эта произведение искусства привлекает к себе библейским сюжетом – «Страшный Суд». Но больше всего меня завораживает реалистичность, с которой написан «Алтарь Якопо Тани».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 11

Конец. http://chelny-city.ru/1150892061-zamok-drakuly-30-foto.html http://www.archito.org.ua/2012/09/zamok-okutanyj-mistikoj-zamok-drakuly.html http://oldcastles.ru/zamok-drakuly/graf-drakula-vlad-cepesh.html http://oldcastles.ru/zamok-drakuly/zamok-grafa-drakuly-bran.html http://www.blackmagicinfo.ru/Page-3.138.htm http://wanttravel.ru/zamok-velikogo-i-uzhasnogo-grafa-drakuly/ http://dc2.net23.info/news/science/19720-pytochnye-instrumenty.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Римские амфитеатры Кириллов Олег 9 «Б»

Слайд 2

Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э. Содержание [ убрать ]

Слайд 3

Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Слайд 4

Античный римский театр - построенный в Вероне в последней четверти I века н. э. Театр был открыт в 1830 году при сносе ветхих строений, возникших на его месте.

Слайд 5

Амфитеатр Пула — памятник древнеримской истории и архитектуры. Вместимость постройки, в период её активного использования, составляла 23 тыс. человек. Трибуны были расположены под уклоном к самой арене

Слайд 6

Основным развлечением зрителей были бои гладиаторов и травля диких животных. В 2—14 годах при императоре Августе, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным.

Слайд 7

Амфитеатр Греции Амфитеатр Рима Греки использовали особенности ландшафта, а римляне строили с нуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания знаний учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»

Критериальное оценивание учащихся 11 класс по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения"...

Требования к оцениванию знаний учащихся.

В работе дано определение текущего контроля и критерии оценивания знаний учащихся по химии....

Системы контроля и оценивания знаний учащихся

Материалы работы творческой группы по проблемам оценивания знаний....

Проблемы оценивания знаний в учебном процессе

Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя. Проблема несовершенства 5-балльной от...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.Оценка должна побуждать ученика к п...

Выступление на педагогическом совете. Оценивание уровня знаний учащихся на уроках инфоматики

1. В индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре» (описанный французским социологом А. Молем). Классическая система ...

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся на уроках литературы

Рейтинговая система прменяется на уроках литературы в 5-8 классах....