План-конспект урока "Атмосферное давление"
презентация к уроку по физике (7 класс)

Пониткова Жанна Ивановна

План-конспект урока физики "Атмосферное давление" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 кл. по организации проектной деятельности.

Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Цель:  вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности. развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике.

Оборудование: стакан, открытка, банки (2 шт), газета, огарок свечи, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, воронка,  стеклянная трубка с поршнем, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.  Презентация «Атмосферное давление»

Ход урока:

I . Орг. момент.

II. Актуализация деятельности.

  • Что такое атмосфера?
  • Вследствие чего создается атмосферное давление?
  • Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не покидают Землю?
  • Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести?
  • Почему существует воздушная оболочка Земли?
  • Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?
  • Значение атмосферы в жизни человека.

(Слайды №1- 6)

III. Объяснение.

Рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления столба жидкости нельзя. Почему?

Однако измерить атмосферное давление можно. Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью (слайд №7,8). К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.

Чем больше атмосферное давление, тем выше столб ртути в опыте Торричелли. Поэтому на практике давление можно измерять высотой ртутного столба.

За единицу атмосферного давления принимают 1 миллиметр ртутного столба (1 мм рт. ст.)

1 мм рт. ст. = 133,3 Па (слайд № 9)

Наблюдая ежедневно за высотой ртутного столба в трубке, Торричелли обнаружил, что эта высота меняется, т. е. атмосферное давление не постоянно, оно может увеличиваться и уменьшатся.

Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор – ртутный барометр (от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю) (слайд № 10, 11)

Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике. (слайд №12)

Зарядка для глаз.

IV. Проектная деятельность.

Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать. Ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект.                      Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. В процессе работы над проектом вы должны:                                                                                                            

  • Выбрать эксперимент
  • Подобрать необходимое оборудование
  • Изготовить пояснительный рисунок
  • Показать эксперимент
  • Объяснить его                                                                                                                                 Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

1-й этап. Организация деятельности                                                                                                               Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать.

2-й этап. Осуществление деятельности                                                                                                     Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.

3-й этап. Презентация                                                                                                                                    Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

V. Закрепление.

1) "Природа пустоты боится", -
Какой учёный некогда сказал?

2) Кто современникам на удивленье
Измерил атмосферное давление?

3) Сумел кто вскоре догадаться,
Что если на гору подняться,
Давленье будет уменьшаться?

4) Чей опыт изумил людей,
Потребовав шестнадцать лошадей?

5) Когда и где он сделан был?

6) И в чём людей он убедил?

7) Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы, чтоб давленье измерять?

ОТВЕТЫ: 1) Аристотель; 2) Торричелли; 3) Паскаль; 4) Отто фон Герике; 5) В мае 1654 г. в г. Магдебурге; 6) В существовании атмосферного давления; 7) Ртутный барометр, барометр – анероид.

VI. Итоги урока.

VII. Задание на дом. Параграф 42, вопросы, упр. 19 (1, 5) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - проект

Слайд 2

Тема урока: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Слайд 3

Цели урока: Познакомить учащихся с методом измерения атмосферного давления. Формировать навыки планирования и проведения эксперимента. Развивать творческие способности детей. Расширить кругозор по теме: «Атмосферное давление» .

Слайд 4

Повторение Что такое атмосфера? Вследствие чего создается атмосферное давление? Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не покидают Землю? Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести? Почему существует воздушная оболочка Земли? Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты? Значение атмосферы в жизни человека.

Слайд 5

Предполагают, что Луна когда-то была окружена атмосферой, но постепенно ее потеряла. Чем это можно объяснить? Лунная поверхность

Слайд 6

Какие явления природы представлены? Можно ли их наблюдать на Луне?

Слайд 7

Атмосферное давление Итальянский математик и физик Эванджелиста Торричелли (1608-1647) первым определил значение атмосферного давления

Слайд 8

Опыт Торричелли

Слайд 9

За единицу атмосферного давления принимают 1 миллиметр ртутного столба (1 мм рт. ст.) 1 мм рт. ст. = 133,3 Па

Слайд 10

Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор – ртутный барометр (от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю)

Слайд 13

Май 1654 года опыт Отто фон Герике

Слайд 14

Зарядка для глаз

Слайд 15

Проект ЭКСПЕРИМЕНТ, подтверждающий существование атмосферного давление Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. Выбрать эксперимент Подобрать необходимое оборудование Изготовить пояснительный рисунок Показать эксперимент Объяснить его Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

Слайд 16

Объясни следующие явления

Слайд 20

«Перестрелка» 1) "Природа пустоты боится", - какой учёный некогда сказал? 2) Кто современникам на удивленье Измерил атмосферное давление? 3) Сумел кто вскоре догадаться, Что если на гору подняться, Давленье будет уменьшаться? 4) Чей опыт изумил людей, Потребовав шестнадцать лошадей? 5) Когда и где он сделан был? 6) И в чём людей он убедил? 7) Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать, А какие есть приборы, чтоб давленье измерять?

Слайд 21

Молодцы!

Слайд 22

Домашнее задание Параграф 42, вопросы Упражнение 19 (1,5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по теме "Давление. Сила давления"

План - конспект урока по физике в 7 классе по теме "Давление. Сила давления"  с использованием ЭОР. На уроке формируется понятие давления, определяется способ его нахождения и вводятся единицы из...

план-конспект урока "Атмосферное давление"

Урок закрепления и обобщения пройденного....

План-конспект урока в 10 классе по теме: "Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры"

Урок раскрывает основные понятия и дает представление о зависимости давления насыщенного пара от температуры...

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

план-конспект урока по географии "Атмосферное давление"

План-конспект урока для учителей работающих по учебнику Е.М.Домогацких "География, 6 класс", издательство "Русское Слово"...

План- конспект урока в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления" с использованием ЭОР

Урок по теме "Давление .Единицы давления" в 7 классе разработан с использованием ЭОР, что позволяет познакомить учащихся с физической величиной- давление, а также с ее единицей измерения....