Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел."
план-конспект урока по физике (10 класс)

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_uroka_brounovskoe_dvizhenie._stroenie_tel.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Вартанян Марина Анатольевна, учитель физики МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

Класс: 10                                                                            

УМК: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10 класс. Издательство «Просвещение»

Тема урока: Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по получению, осмыслению и первичному закреплению блока новой учебной информации (определение броуновского движения, изучить строение твердых, жидких и газообразных тел; свойства тел в разных агрегатных состояниях)

Задачи урока:

а) формирование представлений о Броуновском движении, формирование представлений о строении газообразных, жидких и твердых тел, их свойствах, использовать знания о строении веществ в повседневной жизни (предметный результат);

б) развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие карты для учащихся.

Оборудование: на демонстрационном столе – стакан с водой, сахар, резиновый мячик, резиновый шнур, 2 пластиковые бутылки (с воздухом и водой), мензурка с водой, сосуды разной формы.  

Технологическая карта урока

Ход урока

Формируемые УУД

Позновательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте! Садитесь. Рада вас всех видеть.

Ребята, скажите, вы уже определились с выбором ВУЗа для дальнейшей учебы после школы, знаете ли вы, какую специальность вы будете осваивать в дальнейшем? Поднимите руки, кто еще в поиске и уверенно не может ответить на этот вопрос?

На сегодняшнем уроке вы узнаете об одной очень перспективной специальности, возможно, кого то она заинтересует.

В течение урока вы будете заполнять таблицу самооценки, которая у вас на листах.  

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний уч-ся

Ученик записывает решение домашней задачи на доске.

Вещество  обладает дискретной структурой, т.е. между отдельными атомами и молекулами имеются «пустоты» - вакуум.

Для наглядного представления о дискретной структуре строения жидкостей дома решали  такую задачу:

Определить объем молекул и объем «пустот» в 1 л воды, представив молекулы в виде шариков, имеющих радиус 0,138 нм.

Решение. Объем молекул воды находим по формуле  

После подстановки числовых значений V0 = 1,110-29 м3.

Определим число молекул в 1 л воды  , где   ρ - плотность воды, М – молярная масса воды,  NA - число Авогадро. Подставив в эту формулу значения  ρ = 1103 кг/м3,       V = 110-3 м3,  V = 1810-3 кг/моль, NA = 6,021023 моль-1, получаем N = 3,51025 (молекул).

Тогда объем всех молекул воды в 1 л  Vм = V0  N,  или Vм = 0,3710-3 м3 = 0,37 л, а объем «пустот»  Vп = V - Vм.     Vп = 0,63 л.

Таким образом, видно, что в жидкостях молекулы упакованы достаточно плотно. Наш расчет показывает, что 37% от всего объема воды приходится на молекулы, остальное – вакуум.

В это время беседа с классом: -Сейчас давайте вспомним, к изучению какого раздела физики мы приступили? (Молекулярная физика) Что это за раздел физики? Что мы изучили на прошлом уроке. (Основные положения МКТ) 

Сформулируйте основные положения МКТ.

1. Все тела состоят из молекул

Да, еще древнегреческий философ Демокрит, живший около 470 года до новой эры, который считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. «В  природе существуют только атомы и пустота».

Почему мы уверены в существовании молекул, ведь мы их не видим?

- Современные сложные микроскопы позволяют увидеть и измерить отдельные молекулы и атомы)

Кто может продемонстрировать опыт, подтверждающий, что между молекулами – пустота?

В полный до краев стакан воды помещается еще несколько ложек сахара.

2. Молекулы непрерывно хаотично движутся.

Какие примеры подтверждают это?

- Диффузия

Приведите примеры.

Подтверждением непрерывного движения молекул является Броуновское движение. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим явлением.

Появляется на слайде: «Броуновское движение.»

3. Молекулы взаимодействуют между собой.

Подтвердите примерами. (Притяжение и отталкивание молекул)

Молодцы! Не забывайте ставить плюсы за правильные ответы в лист с/о.

Компетенция обучающихся в области физики.

Умение  строить речевое высказывание

Умение  вступать в диалог.

Оценка.

3. Этап целеполагания

В каких состояниях может находиться вещество (твердое, жидкое или газообразное). Приведите, пожалуйста, примеры тел, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии. Молекулы меняются при переходе вещества из одного состояния в другое? Нет. А что же меняется? - Строение вещества.

Тема урока: «Броуновское движение. Строение газообразных, жидких  и твердых тел.»

Давайте постараемся определить для себя круг задач на сегодняшний урок:

- познакомиться с Броуновским движением,

- изучить строение твердых, жидких, газообразных тел,

- объяснить свойства тел в разных агрегатных состояниях.

  - Приступим к решению этих задач.

Формулирование темы урока.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выделение проблемы и путей ее решения.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Принятие и сохранение учебной цели и задач. Дополнение высказываний обучающихся

4. Этап открытия новых знаний

Сейчас поработаем в группах с ЦОРом из школьной коллекции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b52-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_3.swf 

1-я группа - Историки – познакомятся с информацией и расскажут остальным:

1. Кто такой Роберт Броун.

2. Его вклад в развитие физики.

2-я группа – Теоретики – объяснение Броуновского движения.

3-я группа – Экспериментаторы – исследуют зависимость движения частиц от температуры.

Представители от каждой группы представят полученную информацию вниманию всего класса.

Выступления уч-ся.

Самооценка.

Итак, дадим определение Броуновскому движению.

Запишем в рабочую карту определение:

Броуновское движение – это тепловое движение взвешенных в жидкости или газе частиц.

Красочно описывает броуновское движение немецкий физик Роберт Поль (1884-1976): «Немногие явления способны так увлечь наблюдателя, как броуновское движение. Здесь наблюдателю позволяется заглянуть за кулисы того, что совершается в природе.»

- В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H2O.

Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке. 

 - Ребята, у вас есть тексты, с помощью которых вам предстоит изучить особенности трех различных состояний вещества и заполнить таблицу.

Работая с текстом, вы используете текстовыделители.

Состояние

вещества

Строение

Движение

Взаимодействие

Энергия

Свойства

газообразное

l>>r0.

беспорядочное

хаотическое,

υ » 100 м/с

Упругое столкновение,

F взаимодействия  малы

Е к »Е п

Легко сжимаются.

Неограниченно расширяются.

Не сохраняют ни форму, ни объем

жидкое

 l ≈ r0.

Ближний порядок

Колебательное с перескоками

Притяжение и отталкивание на расстоянии,

F взаимодействия  достаточно велики

Еп Ек

Плохо сжимаются. Сохраняют объём.

Текучи, легко меняют форму

твердое

l ≈ r0

дальний порядок (кристаллическая решетка)

Колебательное

Притяжение и отталкивание

F взаимодействия   велики

Е п »Е к

Сохраняют объём и форму

- Итак, что вы можете сказать об особенностях газообразных тел (жидких, твердых).

Подтвердите на опыте, что газы хорошо сжимаемы.

(Надуть шарик и он легко сжимается)

Продемонстрируйте, что жидкость меняет форму, но сохраняет объем.

(Переливаем воду виз одного сосуда в другой, начинаем с мензурки и заканчиваем ею, доказывая, что объем не изменился)

Это интересно: Всем известны такие вещества, как графит и алмаз. Графит встречается повсюду. Например, из него делают стержни для простых карандашей. Графит - это вещество вполне доступное и дешевое. Но такое вещество, как алмаз, крайне отличается от графита. Алмаз - это самый дорогой камень, очень редкий и прозрачный, в отличие от графита.

Эти вещества – родственники, они является одной из аллотропных модификаций углерода.

Несмотря на то что минералы имеют схожие химические формулы, они резко отличаются друг от друга как внешним видом, так и с химической точки зрения. Прежде всего, алмаз и графит имеют совершенно различную друг от друга структуру. Ведь графит состоит из сетки шестиугольников, тогда как алмаз имеет кубическую кристаллическую структуру.  

Учитель: пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.

- Не забудьте оценить свои ответы.

5. Физкультминутка.  А теперь давайте представим себя молекулами. Прошу вас всех выйти к доске и изобразить твердое тело. Заодно опять проговариваем свойства тел.

Оставить одного человека. Попросить его изобразить те же состояния вещества. Показать, что это невозможно.

Скажите, пожалуйста, может ли железо находится в газообразном состоянии, а кислород в твердом? Может, если железо нагревать, то оно при температуре 1535°С расплавится, станет жидким, а при температуре 2862°С  закипит и перейдет в газообразное состояние. Кислород при охлаждении до -183°С сжижается, при температуре -219°С отвердевает. Значит, при определении состояния вещества следует учитывать его температуру. Что надо сделать, чтобы вещество перевести из одного состояния в другое? Нагреть или охладить.

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)

 Назовите фазовые переходы

Описание: http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_agreg/106.gif

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме.

Чтение текста, выделение существенной информации.  

Заполнение таблицы.

Получают информацию из текста.

Делают вывод.

Выполняют эксперимент.

Поиск информации в  ЦОРе.

Согласования усилий  по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Планировать свои действия.

Корректировать свои действия

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Осуществление самоконтроля.

6. Этап первичного закрепления изученного

Как устроено вещество? Когда-то люди задали себе этот вопрос, а ответив на него, научились создавать вещества с нужными свойствами (капрон, искусственный каучук, пластмасса и.т.д.)

Знаете ли вы, как называется область науки и техники, занимающаяся исследованием и производством продуктов с заданной атомной структурой, имеющих размер порядка нанометра? Нанотехнологии. Нанотехнологии позволяют создавать вещества с необычными, а подчас даже уникальными свойствами. Возможно,  кто-нибудь из вас в будущем будет этим заниматься.

Видеофрагмент «Вот это нанотехнологии» лучше показывает изменение свойств.

Просмотр видеофрагмента.

В БГТУ им Шухова одно из направлений обучения - это  нанотехнологии и наноматериалы в строительстве.

Выступление перед одноклассниками.

Умение использовать речь для регулирования своего действия

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Контроль и оценка процесса и рез-тов действия.

7. Самостоятельная работа

Выполним индивидуальную работу, чтобы проверить, как вы усвоили изученный материал.

Индивидуальная работа. Задания для подготовки к ЕГЭ на стр. 184 учебника.

Самостоятельное решение задач.

Установление причинно-следственных связей. Применение изученных знаний.

Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа

Управление процессом деятельности

                                                                       8. Самопроверка по эталону

Ответы:

А1. 2

А2. 1

За правильно выполненное задание поставьте «+» в лист самооценки, если выполнили правильно.

Анализ, сравнение. Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Понимание затруднений

Осуществление самоконтроля.

Коррекция.

Самооценка.

9. Подведение итогов

Скажите, мы достигли поставленных задач вначале урока? Повторим свойства твердых, жидких и газообразных тел.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

10. Рефлексия.

Посмотрим на доску.

Видеофрагмент «Падение желе». В каком состоянии это тело?

Это аморфное тело.  Для любознательных тема проекта «Аморфные тела».

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция.

Рефлексия.

11. Информация о д.з.

§55,56,

Темы проектов «Аморфные тела», «Нанотехнологии на службе у человека».

Выделение существенной информации из слов учителя.

Слушание учителя

Регуляция учебной деятельности.

Выбор задания.

                                                                       12. Выставление оценок.

Подсчитайте количество «+».

Критерии оценивания:

5 и более  – оценка «5»

3-4  – оценка «4»

Менее 3-х – оценка «3»

Встаньте, пожалуйста,  у кого «5», «4».  Кто сегодня не дотянул до хорошей оценки, не расстраивайтесь. Поставьте оценку в дневник.

Молодцы, СПАСИБО за урок.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Урок по МКТ для учащихся 10 класса по теме "Строение газообразных, жидких и твердых тел".На уроке рассматриваются особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения моле...

Строение газообразных,жидких и твердых тел

Урок разработан для учащихся 10 класса. На уроке ученики не только знакомятся с новой темой, но и учатся работать с мультимедийной обучающей программой "Живая физика"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов). Количество вещества. Постоянная Авогадро.Температура. Тепловое равновесие. Шкала Цельсия.

https://vk.com/wall555604454_3069Презентация Ловцовой А.Ф. по теме."Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов...