Рабочая программа по учебному курсу "Физика в задачах и экспериментах", 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс и В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по физике.

Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению качественных и экспериментальных  задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения физики к решению практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_fizika_7kl_2020g._rabochaya_programma.docx873.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                           Большеалабухская средняя общеобразовательная школа                      

 Грибановского муниципального района Воронежской области.

                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Физика в задачах и экспериментах», 7 класс

Сомова Л.М. учитель физики I квалификационная категория

                                                       

                                                       

Большие Алабухи

2020г.

                                                   Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс и В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по физике.

Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению качественных и экспериментальных  задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения физики к решению практических задач.

Решение же задач позволит учащемуся включиться в познавательную деятельность, найти для решения задачу по силам. Предлагаемый учебный курс предназначен для изучения в 7 классе. Решение задач по физике – один из основных методов обучения учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также сведения из истории науки и техники.

Физическая задача — реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в учебной, научной или повседневной деятельности. Это сродни мысленному эксперименту.

Физические задачи используются для:

а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;

б) сообщения новых сведений;

в) формирования практических умений и навыков;

г) проверки глубины и прочности знаний;

д) закрепления, обобщения и повторения материала;

е) развития творческих способностей учащихся и пр.

Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи актуальность данного курса определяется направленностью на формирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих компетентностей; личностных качеств (целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность); развитие эстетических чувств и самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.

Цели курса:

Обучающие: познакомить учеников с различными приемами и способами решения качественных задач. Сформировать у учащихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.

Воспитательные: воспитать у учеников устойчивый интерес к изучению физики, продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Развивающие: развивать память, умения пользоваться полученными знаниями, формирование умений выдвигать гипотезы, логично и образно выражать свои мысли.

Во время изучения курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает  курс полезным и привлекательным.

Задачи курса:

  • Расширение и углубление знаний учащихся по физике
  • Уточнение способности и готовности ученика осваивать предмет на повышенном уровне
  • Создание основы для последующего обучения.

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам решения качественных задач.

                            Общая характеристика учебного курса

Качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий.

Следует отличать качественную задачу oт вопроса по проверке формальных знаний.  Цель последних — закрепить формальные знания учащихся; ответы на эти вопросы в готовом виде имеются в учебнике, и ученик должен лишь вспомнить их. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который в готовом виде в учебнике не содержится. (Например, можно сформулировать следующий вопрос: почему при резком торможении автомобиля его передок опускается?) Ученик должен составить ответ на качественную задачу, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике.

Решение качественных задач способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физике. В частности, применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями. Качественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Таким образом, решение качественных задач по физике является одним из важных приемов политехнического обучения.

Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает необходимость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.

В процессе решения качественных задач прививаются навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физическом кабинете. Развиваются смекалка, сообразительность, инициатива и творческая фантазия учащихся.

Чтобы решить качественную задачу, ученик должен уметь физически мыслить:

понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них,

вскрывать взаимосвязь явлений (причинно-следственные зависимости),

уметь на основании законов физики предвидеть ход явления.

Итак, решение качественных задач дает возможность учителю установить глубину теоретических знаний и понимание учащимся изучаемого материала.

                         Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана на 17 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

   Значение этих задач состоит также и в том, что они вызывают большой интерес у учащихся, создают их устойчивое внимание на уроке, позволяют учителю оживить урок эмоционально, увлечь учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, разнообразить методы изложения.

Методическая ценность качественных задач проявляется особенно при изучении таких разделов курса физики, в которых нет физических формул, и явления рассматриваются лишь с качественной стороны

Психология указывает на одну из особенностей детей среднего школьного возраста - конкретно-образное мышление. Детям более доступны понятия, основанные на конкретных предметах, на осязаемой наглядности, чем понятия, устанавливаемые на абстракциях. Подростку более понятен индуктивный, а не дедуктивный путь установления физического закона. Качественные задачи, связанные с конкретными, хорошо известными детям предметами, легко воспринимаются учащимися, и те их решают охотнее, чем количественные задачи. Итак, на первой ступени изучения детьми физики качественные задачи в преподавании играют большую роль, чем количественные.

Рассмотрим методику решения простых качественных задач — качественных вопросов. При решении любых задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом. Поэтому можно говорить лишь о едином аналитико-синтетическом методе решения физических (и, в частности, качественных) задач.

Решение качественного вопроса можно представить в виде пяти этапов:

1. Знакомство с условиями задачи (чтение текста, разбор чертежа, изучение прибора и т. п.), уяснение главного вопроса задачи (что неизвестно, какова конечная цель решения задачи).

2. Осознание условий задачи (анализ данных задачи, физических явлений, описанных в ней, введение дополнительных уточняющих условий).

3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка физического закона или определения в соответствии с условиями задачи; установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи).

4. Осуществление плана решения задачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).

5. Проверка ответа (постановка соответствующего физического эксперимента, решение задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими принципами физики).

Решение сложной качественной задачи также осуществляется этими пятью этапами, но при знакомстве с условиями задачи обращается внимание на ее главный вопрос, на конечную цель решения. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаключений, начинающаяся с вопроса задачи и оканчивающаяся данными ее условия или формулировками законов и определений физических величин. На четвертом этапе составляется синтетическая цепь умозаключений, начинающаяся с формулировки определений физических величин, соответствующих законов, с описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающаяся ответом на вопрос задачи.

Экспериментальный прием решения качественных задач заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы «Что произойдет?» и «Как сделать?»

В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развиваются их любознательность, активность, познавательный интерес, формируются практические умения и навыки.

При правильно поставленном опыте ответ получается быстро, он убедителен и нагляден. Так как сам эксперимент не объясняет, почему так, а не иначе протекает явление, то его сопровождают словесным доказательством.

В ряде случаев учащиеся, не владея навыками логического мышления, применяют прием выдвижения гипотезы (интуитивное мышление). Этот путь решения задачи не следует отвергать. Наоборот, надо тщательно рассмотреть любое предложение, любую физическую идею решения задачи, доказать либо ее применимость, либо несостоятельность. При этом, конечно, завяжется дискуссия, которая будет способствовать развитию физического и логического мышления учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  

освоения учебного курса.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика в задачах и экспериментах» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
  • Ставить учебную задачу.
  • Учиться составлять план и определять последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические  рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

При изучении курса «Физика в задачах и экспериментах» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,
  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда.
  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использования;
  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

                             

                                Учебно- тематический план.

п/п

Изучаемый материал.

Кол-во часов

Лаб/р

1

Введение.

2

2

Движение и взаимодействие сил.

6

1

3

Давление твердых тел, жидкости и газов.

4

1

4

Работа, мощность и энергия.

4

5

Обобщение.

1


Содержание программы

1.Введение.

Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.

Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.

2. Движение и взаимодействие сил.

Механическое движение. Относительность движенияТраектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.

 Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.  Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Методы измерения силы. Сила тяжести.

3. Давление твердых тел, жидкости и газов.

Давление. Методы измерения давленияМодели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. . Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Закон Архимеда.

4. Работа, мощность и энергия.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Формы и методы организации занятий:  практические занятия по решению задач фронтально, в группах, в парах; групповые или индивидуальные лабораторные работы.




Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Введение.

2 часа.

1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

1

Карточки

2

Система СИ. Единицы измерения физических величин. Точность и погрешности их измерений.

1

з. 20, 31 (Лукашик)

Движение и взаимодействие сил.

6 часов.

3

Решение задач на среднюю скорость.

1

з. 112, 116 (Лукашик)

4

Решение задач на механическое движение.

1

з. 145, 147 (Лукашик)

5

Решение задач на массу и плотность.

1

з. 183 (Лукашик)

6

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

з. 216, 219 (Лукашик)

7

Лабораторная работа№1 «Определение массы тела при помощи объема и плотности».

1

8

Решение задач на силу.

1

з. 254, 280 (Лукашик)

Давление твердых тел, жидкости и газов.

4 часа.

9

Решение задач на давление твердых тел.

1

з. 361, 364 (Лукашик)

10

Решение задач на давление в жидкостях.

1

з. 372, 381 (Лукашик)

11

Решение задач на архимедову силу.

1

з. 517, 524 (Лукашик)

12

Лабораторная работа№2         « Определение силы выталкивания» .

1

Работа, мощность и энергия.

4 часа.

13

Решение задач на работу.

1

з. 582, 586 (Лукашик)

14

Решение задач на мощность.

1

з. 609, 617 (Лукашик)

15

КПД простых механизмов.

1

з. 674, 677 (Лукашик)

16

Решение качественных задач на простые механизмы.

1

з. 625, 630 (Лукашик)

Обобщение.

1 час.

17

Физика и мир в котором мы живем.

1

               

                Информационно – методическое обеспечение.

1. А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.

 2. В.И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов. М.: Просвещение, 2019.

 3. Тихомирова С.А.Дидактические материалы по физике: 7-9 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.

4.Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 7 класс. М.: Школьная Пресса, 2014.

5.Необходимое оборудование для проведения лабораторных работ и демонстрационного эксперимента.

6. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения, М.:Просвещение, 1999

7.Лукашик В.И. Физическая олимпиада. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,2016.

8.Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 7 классе. Пособие для учителей. М.:Просвещение, 2005.

9. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 7 классе. Пособие для учителей. М.: Просвещение,2006.

10.Горев Л.А.  Занимательные опыты по физике в 7 классе средней школы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005.

11. Скрелин Л.А. Дидактический материал по физике. 7 -8 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение,2008.

Планируемые результаты учебного курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

- обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

Для безопасной работы с оборудованием, электронной техникой в лаборатории, дома, школе.

Рационального применения простых измерительных приборов.

- обладать специальными компетенциями:

- давать сущностную характеристику изучаемым законам, явлениям.

- выявлять связи и зависимости между изучаемыми явлениями.

- обладать ключевыми компетенциями.

Информационно-технологическими:

- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.

- способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Коммуникативными:

- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.

Учебно-познавательными:

- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;

- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Приложение.

Учебно-методическое сопровождение курса

Инструкции к проведению экспериментальных работ

Работа № 1

Измерение длины проволоки

1-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать, весы, гири, карандаш, линейка, образец проволоки 15-20 см.

Указания по выполнению работы:

1. Определите массу мотка на рычажных весах.

2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.

3. Определить диаметр проволоки https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah,

где l – длина намотанной части, N – количество витков.

2-й способ

Приборы и материалы: моток тонкой медной проволоки, весы, гири, образец проволоки,

полоска миллиметровой бумаги, карандаш.

Указания по выполнению работы:

Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью полоски миллиметровой бумаги.

Работа № 2

Определение толщины алюминиевой пластины

прямоугольной формы

Приборы и материалы: весы, гири, линейка, алюминиевая пластина с известной плотностью.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу пластины на весах

2. Найти объем пластины https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

4. Определить толщину пластины https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

Работа № 3

Определение внутреннего объема флакона из-под духов

Приборы и материалы: флакон из-под духов с пробкой, весы, гири, мензурка.

1-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Взвесить на весах флакон.

2. Найти объем стекла (плотность стекла известна) https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который равен внешнему объему флакона

4. Определить внутренний объем флакона https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

2-й способ

Указания по выполнению работы:

1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки внеш

2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить объем стекла ст 

3. Определить внутренний объем флакона https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

Работа № 4

Определение пустого пространства теннисного шарика,

заполненного кусочками алюминия

Приборы и материалы:

теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый, весы, гири, мензурка.

Указания по выполнению работы:

1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.

2. Определить объем шарика с помощью мензурки.

3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика) https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

4. Найти объем пустого пространства https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/01/01/elektivnyy-kurs-fizika-v-zadachah-i-eksperimentah

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...

Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...

Рабочая программа дополнительного образования "Физика в задачах и экспериментах"

Программа расчитана на 70 часов для 7 класса (первый год обучения) с использованием оборудования центра "Точка роста"...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...