Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики
презентация к уроку по физике (7, 8, 9 класс)

Маркус Елена Викторовна

В современном обществе, которое развивается ускоренными темпами, формируются новые потребности. На сегодняшний день востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Если вы посмотрите на слайд, то функциональная грамотность состоит из нескольких компонентов, одним из которых является естественно-научная грамотность.

Что же такое – естественно-научная грамотность? Определение перед вами, на слайде. Это умение объяснять явления, планировать исследования, интерпретировать данные. Рассматривают шесть уровней естественно-научной грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_estestvenno-nauchnoy_gramotnosti_2.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики Подготовила: учитель физики МБОУ « Называевская СОШ №4» Называевский МР Маркус Е. В.

Слайд 3

Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.

Слайд 4

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 1 уровня, имеют: - ограниченные знания, которые могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

Слайд 5

Тема «Плотность», 7 класс Определите объем льдинки, если её масса 108 г, а плотность равна 0,9 . Критерии оценивания: 0 баллов – нет правильного объяснения явления. 1 балл – записано условие, приведена формула, верно выполнены расчеты.

Слайд 6

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 2 уровня, могут: - давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний; - делать выводы на основе простых исследований; - устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследований или технологические решения.

Слайд 7

Тема «Плотность», 7 класс Определите объем льдинки, если её масса 108 г. Критерии оценивания: 0 баллов – нет правильного объяснения явления. 1 балл – записано условие, правильно записано значение плотности, приведена формула, ошибка в вычислении. 2 балла – верно записано условие, правильно записано значение плотности, приведена формула, верно выполнены расчеты.

Слайд 8

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 3 уровня, могут: - выявить ясно сформулированные научные проблемы в некоторых ситуациях; - отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; - применять простые модели или исследовательские стратегии; - интерпретировать и напрямую использовать естественнонаучные понятия из различных разделов естествознания; - формулировать короткие высказывания, используя факты; - принимать решения на основе естественнонаучных знаний.

Слайд 9

Тема «Плотность», 7 класс Найдите массу 0,5 л молока. Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – записано условие, перевод в СИ, указана верная формула, вычислительная ошибка. 2 балла – записано условие, перевод в СИ, указана верная формула, верно выполнено решение.

Слайд 10

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 4 уровня, могут: - эффективно анализировать различные ситуации и проблемы, в которых явно проявляются отдельные явления, и от них требуется сделать вывод о роли науки или технологии; - выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуаций; - оценивать свои действия и сообщать о своих решениях, используя при этом естественнонаучные знания и обоснования.

Слайд 11

Тема «Плотность», 7 класс Кусочек сахара имеет размеры 1×2,5×0,8 см. Масса равна 3,2 г. Определите плотность сахара. Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – записано условие, указаны все формулы, вычислительная ошибка. 2 балла – записано условие, указаны все формулы, верно выполнено решение.

Слайд 12

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 5 уровня, могут : - выявлять естественно-научные аспекты во многих сложных жизненных ситуациях, применять естественнонаучные знания и знания о науке в этих ситуациях; - сравнивать, отбирать и оценивать соответствующие научные обоснования и доказательства для принятия решений в жизненных ситуациях; - устанавливать связи между отдельными знаниями и критически анализировать ситуации; - выстраивать обоснованные объяснения и давать аргументацию на основе критического анализа. У них хорошо сформированы исследовательские умения.

Слайд 13

Тема «Плотность», 7 класс Чугунный шар при объёме 125 см 3 имеет массу 800 г. Сплошной или полый это шар? Критерий оценивания: 0 баллов – нет правильного ответа. 1 балл – записано условие, указаны все формулы, вычислительная ошибка. 2 балла – записано условие, указаны все формулы, верно выполнено решение, дан ответ на вопрос задачи.

Слайд 14

Уровни естественно-научной грамотности Учащиеся, достигшие 6 уровня, могут : - определять, объяснять и применять естественно-научные знания и знания о науке в различных сложных жизненных ситуациях; - связывать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они могут использовать свои знания для аргументации рекомендаций или решений, принятых в контексте личных, социально-экономических и глобальных ситуаций.

Слайд 15

Тема «Плотность», 7 класс Используя информацию на этикетке бутылки с растительным маслом, определи, хорошего оно качества или нет?

Слайд 16

Тема «Сила трения», 7 класс 18 августа 1851 года император Николай I совершал первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства генерал Клейнмихель , чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Пароход (так тогда называли паровоз) беспомощно буксовал на месте. Жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. а) Что помешало движению императорского поезда? б) В чём причины трения? в) Зачем жандармы посыпали песком рельсы?

Слайд 17

Тема «Тепловые явления», 8 класс Антон живет с родителями в деревянном доме. В прошедшую холодную зиму семье Антона пришлось сильно увеличить расходы на отопление, поэтому летом было решено заняться утеплением дома. В строительном магазине предлагались различные теплоизоляционные материалы: - для утепления стен с фасада и внутри дома; - для утепления чердачных помещений; - для утепления полов; - окна со стеклопакетами, обеспечивающими хорошую теплоизоляцию. Но финансовые возможности семьи позволяли выбрать лишь один из возможных способов утепления дома. На какие вопросы должен найти ответы Антон, чтобы наиболее эффективно решить проблему утепления дома? Сформулируйте один вопрос, связанный с проблемой теплоизоляции дома, для ответа на который можно провести исследование с использованием методов физики.

Слайд 18

Тема «Звук», 9 класс 1. В рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» есть такие строки: «…Ковры, портьеры и мягкую мебель Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить…» С какой целью композитор Э.Григ убрал ковры и мягкую мебель из дома? Ответ объясните. 2 . В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки: Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела – а живёт оно, Без языка – кричит! Объясните , может ли данное явление возникнуть в степи?

Слайд 20

В качестве базовой границы естественнонаучной грамотности выделен 2-ой уровень, при достижении которого учащиеся начинают проявлять естественнонаучные компетенции, позволяющие им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией. Учащиеся, достигшие данного уровня, демонстрируют способность давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний; делать выводы на основе простых исследований; устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты простых исследований или технологических решений.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики

Настоящий сборник включает материалы из опыта работы Маркус Елены Викторовны, учителя физики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области. В сборнике приведены примеры заданий по физике, нап...

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики

Развитие естественно-научной грамотности   на уроках физики. Уровни естественно-научной грамотности.Задания, направленные на формирование  естественно-научной грамотности....

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...

Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики

Презентация по теме "Развитие естественно-научной грамотности на уроках физики". Задания из Открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности....

Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики

Формирование функциональной грамотности на уроках физики является одной из важнейших задач для учителя данного предмета. Согласно федеральному образовательному стандарту, ученик должен обладать не тол...