Технологическая карта урока в 7кл.по теме "Строение вещества. Молекулы"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Лариса Хетаговна Техова

Технологическая карта урока по теме "Строение вещества. Молекулы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Строение вещества. Молекулы"24.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Техова Лариса Хетаговна  учитель физики МБОУ «СОШ№1 им. Д. Хугаева с. Ногир»

УМК:     «Физика»  Автор: А.В. Перышкин

Класс 7

Тема урока:  «Молекулы и атомы. Строение вещества»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели: 

  • Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала;
  • Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи:

  • Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
  • Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
  • Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  • формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  •         ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  •         • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

•        УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2020

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок

Включаются в деловой ритм урока

2. Мотивация учебной деятельности

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)

Систематизируют информацию.

 Делают предположения.

Формулируют, что требуется узнать .

Формулируют (уточняют) тему урока  и учебную задачу

3. Актуализация знаний и устный опрос.

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.

Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы учителя по устному счету, примеры с доски

4. Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала.

Проблемное объяснение нового материала.

Рассмотрим следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане. Какой вывод можно сделать?

(Небольшое количество частичек краски будет содержаться в последней мензурке) . Молекула - это мельчайшая частица вещества, обладающая свойствами этого вещества. Так, молекула сахара - сладкая, а соли - соленая.

Молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать новые вещества с нужными для человека свойствами. Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а все молекулы одного и того же вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. А на вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках.

Молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать новые вещества с нужными для человека свойствами. Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а все молекулы одного и того же вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. А на вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках.

Размеры молекул ничтожно малы.

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из этого оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.

Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт. В мензурку нальём 100 мл воды и поместим в нее 100 г сахара. Объем сладкой воды получился меньше 200 мл. Кто может ответить почему? Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и сахара.

Почему же так происходит?

Воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Доказательствами существования промежутков служат изменение объема вещества, т.е. расширение и сжатие вещества при изменении температуры, и явление диффузии. Молекулы вещества находятся в непрерывном тепловом движении.

Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из этого оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения.

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки!

Но, все тела мы видим сплошными. Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для того чтобы увидеть молекулы. Можно ли вообразить себе, насколько малы эти размеры? Можно ли, например, показать при помощи пальцев расстояние между молекулами газов, входящих в состав воздуха, которые примерно в 10 раз больше диаметра самих молекул?

Это интересно:

1.Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40 м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головой в Луну !

2.Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!

3.Если удалить пустые промежутки из всех атомов человеческого тела, то все, что останется, сможет пролезть через игольное ушко.

Размеры молекул ничтожно малы.

Размеры молекул были определены во многих опытах. Один из них провел английский ученый Роберт Рэлей. Поможет в определении размера молекул эксперимент с маслом и водой. В чистый широкий сосуд налили воду и на ее поверхность поместили каплю оливкового масла. Капля растеклась по поверхности воды и образовала круглую пленку. Постепенно площадь пленки увеличивалась, но затем растекание прекратилось и площадь перестала изменяться. Релей предположил, что молекулы расположились в один ряд, т. е. толщина пленки стала равна как раз размеру одной молекулы, и решил определить ее толщину. При этом, конечно, нужно учесть, что объем пленки равен объему капли.

Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6·10¯7 см.

Какие существуют способы определения размеров малых тел?

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к "методу рядов".

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер "l" одного тела.

l=L/N

N - количество тел или частиц в ряду

L - длина ряда.

Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

Делают записи.

Выполняют задание.

Работа с информацией.

5. Этап закрепления изученного материала.

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?

Выбери правильные утверждения

1. Все вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.

2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа.

3. Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размеру.

4. Молекула – мельчайшая частица вещества.

5. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше.

6. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь.

7. Молекулы воды отличаются от молекул льда.

8. Объем тела равен сумме объемов его молекул.

9. Атомы состоят из молекул.

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям. На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости.

Выполняют задание

Самостоятельно выполняют задания

6. Домашнее задание.

§§ 7-8; вопросы;

– домашний эксперимент. На салфетку капнуть несколько капель спирта или одеколона. Пронаблюдать, что с ним произойдет, сделать вывод.

Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание

7. Подведение итогов. Рефлексия.

1.​ Продолжите предложения:

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Теперь я могу…потому что…

-Я научился…

-Было трудно…потому что…

-У меня получилось…

2.​ Оценить отдельных учащихся за устные ответы и работу у доски.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проводят  самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта урока физики по ФГОСУчебный предмет: физикаУчитель физики первой квалификационной категории Лупик Алла МихайловнаКласс:   7  классУМК:     «Физ...

Технологическая карта урока физики по теме "Плотность вещества"."

Технологическая карта урока "Плотность вещества". Урок изучения нового материала. Цель урока: раскрыть понятие плотности вещества, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела, созд...

Технологическая карта урока «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта по теме " Строение вещества .Молекулы и атомы"  по ФГОС 7класс...

Технологическая карта урока «Вычисление массовой доли растворённого вещества»

Технологическая карта урока «Вычисление массовой доли растворённого вещества». Тип урока:Изучение нового материала. Урок-исследование...

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока химии по теме: «Простые вещества-металлы»

актуализация имеющихся у учащихся знаний о металлах, их физических свойствах, особенностях и применении...