ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ОГЭ
методическая разработка по физике (11 класс)

Боброва Татьяна Владимировна

Произошли некоторые изменения при проведении ЕГЭ по физике в 2024 году. Родители и обучающиеся должны ознакомиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_na_ege_fizika.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ: УЧИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

Слайд 2

Задача Предложить эффективную методику обучения решению задач, пригодную, в том числе, при подготовке к ЕГЭ по физике .

Слайд 3

Программа 1. «Золотое правило» решения задач и метод исследования ключевых ситуаций МИКС (с примерами) 2-7. Примеры применения «золотого правила» решения задач и исследования ключевых ситуаций ко всем темам школьного курса физики

Слайд 4

Лекция 1. «Золотое правило» решения задач План Задача — психологическая ловушка «Золотое правило» решения задач Метод исследования ключевых ситуаций (МИКС)

Слайд 5

ЗАДАЧА — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА Что общего у решения задачи с ездой на велосипеде? Посмотрим на условие задачи глазами ученика.

Слайд 6

На что направлено внимание ученика? На вопрос , потому что цель — найти ответ! Из-за чего возникает затруднение? Из-за недостатка информации. Где её можно найти? Только в условии ! Но фокусируясь на вопросе, ученик не уделяет должного внимания условию: это обычная картина…

Слайд 7

Почему задачи составлены как логические ловушки? Потому что задача с условием и вопросом — очень удобное средство контроля ! Контроль доминирует над обучением. Вывод: традиционная задача с условием и поставленным вопросом — далеко не самое лучшее средство для обучения , в том числе — для обучения решению задач!

Слайд 8

Однако решению задач очень часто учат, разбирая примеры решений задач . Так, при подготовке к ЕГЭ разбирают задания предыдущих лет и задания из открытого банка. В результате ученик часто запоминает решение задачи вместе с условием: « Эту задачу я знаю! ». Это ненадёжно: различных задач тысячи, поэтому запомнить их все невозможно. Результат традиционного обучения решению задач: умеют решать задачи 5 % выпускников!

Слайд 9

Есть ли выход? Есть!

Слайд 10

Примеры применения «золотого правила» решения задач

Слайд 11

Переправа по кратчайшему пути Переправа за кратчайшее время Система двух уравнений с двумя неизвестными

Слайд 14

Вывод: чтобы приучить школьников фокусировать внимание на условии, надо предлагать исследовать условие .

Слайд 15

«Золотое правило» решения задач оказывает решающую помощь. Но задач всё-таки слишком много , чтобы успеть разобрать достаточное их число в доступное время. Зато ситуаций , вокруг которых группируются задачи, мало ! Мы называем эти ситуации ключевыми . Например, во всей школьной механике их около дюжины. Поэтому сделаем следующий шаг в повышении эффективности обучения решению задач.

Слайд 16

КЛЮЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ В МЕХАНИКЕ Сложение скоростей при движении на плоскости Свободное падение Движение тела, брошенного под углом к горизонту Движение тела по наклонной плоскости Движение планеты по круговой орбите Поворот транспорта по дуге окружности Конический маятник Движение двух грузов, переброшенных через блок Разрыв снаряда в полёте Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости Баллистический маятник Лестница у стены

Слайд 23

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ Какие закономерности справедливы для данной ситуации? Как записать их в виде уравнений (или неравенств)? Какие задачи можно поставить, используя эти уравнения (неравенства)? Может ли произойти в данной ситуации качественное изменение (отрыв тела от поверхности, остановка, разрыв троса, заклинивание, конденсация пара и т.п.)? Как можно видоизменить данную ситуацию, расширив область исследования?

Слайд 24

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

Слайд 27

Ставим новые задачи по той же ситуации

Слайд 29

«Чистый эксперимент» на ЕГЭ Подвесили к шайбе груз: и почти никто не решил! А если бы задачу про соскальзывание шайбы действительно РЕШАЛИ , а не заучивали решение, то решили бы и эту: она ненамного сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовкак ЕГЭ

Решение геометрических задач...