Разработка урока на тему "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Старкова Евгения Евгеньевна

Учебный предмет физика

Учитель физики Старкова Е.е..

Класс   7  класс

УМК     «Физика»  Автор: В.В. Белага

Тема урока  "Сообщающиеся сосуды"

Тип урока: урок получения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта119.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики по ФГОС

Учебный предмет физика

Учитель физики Старкова Е.е..

Класс   7  класс

УМК     «Физика»  Автор: В.В. Белага

Тема урока  "Сообщающиеся сосуды"

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: слайдовая презентация, сообщающиеся сосуды, лейка, резиновая трубка, линейка, штатив с лапкой и муфтой, карта урока. жидкости: вода и масло

 План урока:  

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно – целевой этап
  3. Ориентировочный этап
  4. Актуализация знаний
  5. Поисково-исследовательский этап
  6. Первичное осмысление и закрепление
  7. Практический этап

       8. Рефлексивно-оценочный этап

Цели урока: 

Личностные: внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные:  целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, коррекция.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотезы и ее обоснование, подведение под понятие.

Коммуникативные: планирование  определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Формы и методы обучения.

Метод мотивации учебной деятельности - создание проблемной ситуации, создание ситуаций занимательности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - эвристическая беседа, демонстрация, иллюстрация, исследование.

Методы формирования новых умений - решение ситуационных задач.

Методы обобщения и систематизации изученного - создание таблиц, заполнение технологической карты;

Методы контроля результатов обучения – устный  опрос (индивидуальный, фронтальный, беседа.

Методы стимулирования учебной деятельности - словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (лестница успеха), формальная оценка (баллы, отметка).

Основные термины и понятия: сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.

Планируемые результаты обучения:

  • понимать смысл физического понятия:  сообщающиеся сосуды, давление столба жидкости;
  • знать обозначения физических величин давление, площадь, сила, плотность  и их единиц измерения в системе СИ;
  • приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;
  • уметь использовать для измерения высоты столба жидкости;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент  (1 мин)

Приветствует учеников.

Побуждает к самоорганизации.

Приветствую учителя.

Организация рабочего места.

Фронтальная

Регулятивные УУД: умения самоорганизации и устанавливать рабочие отношения, деловую обстановку

Мотивационно –

целевой этап

      (5мин)

Демонстрация слайдов.

Читает пятистишье А.С. Пушкина.

Знакомит с планом действия учеников на уроке.
Демонстрирует гидравлический уровень.

Предлагает объяснить принцип действия гидравлического уровня.

Обеспечивает осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Смотрят слайды.

Слушают учителя.

Высказывают правильные и ошибочные мнения.

Испытывают затруднения в объяснении принципа действия водопровода. Формулируют проблему.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности, выдвигать гипотезу;

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию,  приобщиться к русской литературе

Ориентировочный этап

Включение в систему знаний

Демонстрирует сообщающиеся сосуды на столе.

Предлагает рассмотреть изображения сообщающихся сосудов на слайде.

Задает вопросы.

Предлагает  сформулировать тему и цель, задачи  урока.

Рассматривают сообщающиеся сосуды на столе,  изображения на слайде.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы учеников.

Формулируют тему,  цель и задачи  урока.

Заполняют технологические карты

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД:  

уметь планировать, прогнозировать,  корректировать знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и   логические умения и навыки. Коммуникативные  УУД: уметь точно выражать свои мысли, владеть монологической речью.

Актуализация знаний

Задает вопросы.

Демонстрирует слайды.

Анализирует ответы.

Вспоминают обозначения физических величин и единиц измерения.

Заполняют технологические карты.

Дают ответы на вопросы. Слушают ответы учеников.

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД: оценивать степень владения изученными знаниями;

Познавательные УУД: выделять материал, который будет использован на уроке;

Предметные УД: повторить знания обозначения физических величин и их единиц измерения.

Поисково-исследовательский этап

        

Задает вопросы.

Знакомит с методологией предмета.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Побуждает к изучению плана исследования, проведению экспериментов.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Вызывает интерес учащихся к уроку.

Задает наводящие вопросы.

Проводит демонстрационный опыт.

Слушают товарищей.

Предлагают свои варианты определений.

Записывают определение в технологическую карту.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Смотрят слайды.

Вспоминают формулу давления столба жидкости, закон Паскаля.

Проводят теоретическое доказательство результатов опытов.

Записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: овладевать  методами научного познания, строить  логическую  цепочку рассуждений;

Личностные УУД:  проявлять интерес к новому содержанию,  определить внутреннюю позицию необходимости изучения темы, мотивировать себя на познание;

Предметные УД: дать определение сообщающихся сосудов, формулировать  закона сообщающихся сосудов;

Коммуникативные: планировать, проявлять инициативу, сотрудничать в сборе информации, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, овладевать монологической и диалогической формами речи.

Первичное осмысление и закрепление

Предлагает выполнить задание № 3 из Упр. 18

Задает вопросы.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Задает наводящие вопросы.

Читают задание из учебника.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Слушают товарищей и предлагают свои варианты ответов.

Смотрят слайды.

Закрепляют умения проведения выкладок с формулами.  Проводят расчеты.

Заполняют таблицу. Сравнивают результаты вычислений и записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: действовать по алгоритму, строить логическую цепочку рассуждений,  анализировать условие задачи;

Предметные УД: формулировать выводы закона сообщающихся сосудов для жидкостей разной плотности;

Личностные УУД:  оценивать свои способности воспроизведения  действий по алгоритму, сформировать положительную внутреннюю позицию по отношению к новым знаниям, вызывать положительные эмоции  успешности;

Коммуникативные: планировать совместную работу, проявлять инициативу, сотрудничать с группой, управлять поведением партнера.

Практический этап

Предлагает из учебника найти примеры сообщающихся сосудов, выписать в технологической карте.

Проводит групповой опрос по проделанной работе.

Рассказывает стихотворение В. Рождественского. Демонстрирует фильм о Петергофе, вызывает к чувству патриотизма и гордости за нашу Родину. Напоминает о юбилейной дате Победы.

Просит объяснить действие водопровода.

Работают с учебником,

Выписывают примеры сообщающихся сосудов из учебника в технологическую карту.

Перечисляют примеры сообщающихся сосудов.

Слушают учителя.

Смотрят фильм.

Дают ответы на вопросы.

Слушают ответы товарищей.

Фронтальная, групповая

Познавательные УУД:  обобщать полученные знания, применять их для объяснения ряда объектов и явлений, работать с учебником.

Предметные УД: знать примеры сообщающихся сосудов, уметь объяснять их действие на основе полученных знаний.

Коммуникативные: проявлять инициативу, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:  формировать морально – этические нормы, гражданственность и патриотизм.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает озвучить записи, выполненные в ходе урока. Благодарит за работу на уроке. Подводит итог работы по технологической карте.

Соотносят свои записи в группе, выбирают   ученика, желающего выступить.

Записывают домашнее задание в дневник.

Групповая, индивидуальная

Регулятивные УУД:Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

 Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

  1. Организационный момент.  

 (Слайд 1)Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Прежде чем мы начнем, я предлагаю ввести правила совместной  работы. Одно я, одно вы. Согласны? (да)

  1. Мотивационно – целевой этап

Привлечение внимания учащихся.

(слайд 2) 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий.

(слайд 3) Я хочу начать урок стихами великого русского поэта  Александра Сергеевича  Пушкина, которые много лет звучали в заставке к телепередаче «Очевидное,  невероятное»:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

Удивительно точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие научного открытия.  Сегодня с вами мы будем изучать чудесные сосуды, проводить опыты и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды.

Подготовка к восприятию нового материала.

(Слайд 4) И начнем мы с вами с великого древнеримского сооружения – акведука. Акведук – водовод для подачи воды к населённым пунктам из расположенных выше их источников. Древнеримские инженеры хорошо решали сложные технические задачи, а вот с основами физики они были знакомы не достаточно хорошо. Римский водопровод прокладывался над землей, а не проще ли было сделать так, как сейчас, проложив трубы под землей? Разобраться в этом вопросе, нам поможет сегодняшней урок.

  Ориентировочный этап (5 мин)

Включение в систему знаний

(урок - исследование, технологические карты) который будет проходить в форме  урок-исследование.  У вас на столах лежат технологические карты, которые вы будете заполнять по ходу урока. (Учитель демонстрирует технологическую карту)

 (Слайд 5)(тема)Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на предметы на столе. Какие предметы вы видите? (чайник, лейка, сосуды различной формы)

Что общего между ними?  (имеют соединения)  

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: Сообщающиеся сосуды. (Учащиеся записывают тему урока;  учитель записывает тему на доске) 

(цель) Таким  образом, целью нашего урока является изучение какого объекта? (сообщающихся сосудов) 

(1 – задача урока)Для достижения цели урока, нам нужно поставить перед собой задачи. 1 задача . для  изучения их,  нам необходимо определить предмет нашего изучения,

т. е.  дать определение сообщающимся сосудам (слайд 6) Во первых, это что? Сосуды. Чем они отличаются от других сосудов?(Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов) Записываем определение в технологическую карту.

(слайд 7)

(Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть,  называются сообщающимися)

(2 – задача урока)В виде чего в физике формулируются результаты изучения, исследования? Как называются такие утверждения? Например, как называется открытие, которое сделал Блез Паскаль?(формула, закон)

Таким образом, следующей задачей урока является: формулировка закона сообщающихся сосудов. (слайд 8)

А зачем нам нужно что-то изучать? Для чего нам нужно знать законы физики?

(чтобы применить  их на практике)   Итак, третья задача урока: узнать, как на практике применяются сообщающиеся сосуды (слайд 8)

  1. Поисково-исследовательский этап.  

Переходим к выполнению второй задачи урока. У вас на столах расположено оборудование.

Налейте в один из сосудов подкрашенную воду  (всю). Уберите зажим.

Что происходит? (жидкость стала перетекать). И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления справа и слева не станут равными.)

Зарисуйте положение уровней однородной жидкости.  (слайд 9) в технологической карте пункт 2.

(На демонстрационном столе учитель наливает воду в сообщающиеся сосуды)

Что будет происходить, если наклонить сосуды? Как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне: как  в первой картине  или как во второй?  (слайд 10) Зарисуйте положение предполагаемых уровней жидкости при наклоне вашей конструкции.  

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда и от формы сосуда? Какой вывод сделаем?

Учащиеся делают вывод: (сообщающихся сосудах любой ширины  и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне)  (слайд 11) Запишите вывод 1 в технологических картах. А  можно ли  вывод обосновать теоретически?

  1. Актуализация знаний. 

Учитель.  Сформулируйте закон Паскаля.  Какой буквой мы обозначаем давление?  плотность?   В каких единицах они измеряются? Каковы давления столбов жидкости в обоих сосудах?

 (По закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое), т.е.давление в левом колене равно давлению в правом колене:  p1= p2

По какой формуле вычисляется давление столба жидкости?  (p= ρgh)

Ставьте себе 1 балл, если вы правильно помните закон Паскаля  и формулу давления столба жидкости.

  1. Поисково-исследовательский этап.

  (Слайд 12) Распишем давления столбов жидкости по формуле.

Давления столбов жидкости в левом и правом коленьях:p1= ρgh1;  p2=ρgh2.Приравняем правые части: ρgh1=ρgh2;Какие множители сокращаются? (ρ, g)

Сократим общие множители:  ρgh1=ρgh2; Получим:h1=h2.

  1. Домашнее задание.  (Слайд 13)

Откройте задачники на стр 26, зад. 5.30 Прочтите задание вслух. Это задание будет  домашним заданием.

Если задание интересно, запишите как домашнее задание.

 Обязательное домашнее задание: прочитать § 32.

  1. Первичное осмысление и закрепление

  А на уроке мы выполним это задание практически.  

  1. Физкультминутка. А пока сделаем кратковременный перерыв. Встали все ровно между рядами. Внимание, на экран.(слайд 14) Садитесь.
  1. Первичное осмысление и закрепление (продолжение) 

Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло).

Зарисуйте уровни жидкостей. Опыт под №5. (Маркеры розовые и зеленые)Как располагаются уровни различных жидкостей в сообщающихся сосудах? (слайд 15)  Запишите результат в выводе 2.

Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу на листе плана. Вычислите. h1/h2 .Вычислим ρ2/ρ1. Сравните h1/h2  и ρ2/ρ1.

  Итак, h1/h2  ≈ ρ2/ρ1. Обратите внимание на индексы.  Как называется в математике такое соотношение, когда в одной части равенства  величина находится в числителе, а в другой части – в знаменателе?  (обратной пропорциональностью)

Учитель: Ответьте на вопрос в технологической карте: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?[Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям] Запишите вывод в технологических картах. (слайд 16)

Поставьте себе 2 балла за исследовательскую деятельность

  1. Практический этап. 

Переходим к выполнению третьей задачи урока - узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов.

А для этого нам необходимо обобщить опыт, накопленный человеком.

Теперь поработаем с учебниками. В учебнике в § 32, найдите примеры применения сообщающихся сосудов и выпишите на картах. Минута времени вам на работу.Ученики работают.

 Учитель:   Я думаю, все готовы.

Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды? Учащиеся перечисляют:, шлюзы, артезианский колодец, водопровод. (слайд 17)

Если вы записали примеры поставьте себе 1 балл.

Какая знаменательная дата в этом году для города Нижнего Новгорода. 800 лет . (слайд 18) Давайте прогуляемся по Нижнему Новгороду. (слайд 19). На чем основано действие фонтанов?

Действие фонтана также основано на принципе сообщающихся сосудов.  Давайте проделаем простой опыт. Вода из резервуара течет по трубке и стремиться подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. (опыт проводит учитель).

 (слайд 20) А теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока.

О чем же не знали древние римляне? О законе сообщающихся сосудах.

Римские инженеры того времени опасались, что в водоемах, соединенных очень длинными трубами вода не установиться на одном уровне. Если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх – вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Одна из римских труб имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной клади пришлось проложить из – за элементарного незнания законов физики.  

  1. Рефлексивно-оценочный этап.(3-5 мин)

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.

Итак, что мы узнали на уроке? Дополните предложения. (слайд 21)

Сообщающимися  называются cосуды,  …………………………………

В сообщающихся сосудах любой ширины  и формы однородная жидкость устанавливается на……

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет………….......... высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах    …………… …………. …………………………………………………   их плотностям .

Поставьте себе 1 балл, если вы справились с заданием. Посчитайте количество баллов – это будет вашей оценкой за урок.

Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Всем спасибо за работу. !

Карта исследования

1) Определение

2)Налейте  один из сосудов подкрашенную воду. Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах. Зарисуйте положение уровней жидкости.

2)

3) Осторожно наклоните конструкцию и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.  

3)

4) Вывод 1)

Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается  на  ……………..

……………….  .

5) Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло). Зарисуйте уровни жидкостей.

5)

6 ) Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу. Как располагаются уровни различных жидкостей?

Жидкость

Плотность,  кг/м3

Высота столба жидкости, см

вода

1000

масло

930

)

6) Вывод 2)

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет  ………….......... (выше или  ниже) высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

8) Как зависят в сообщающихся сосудах высоты столбов разных жидкостей от  их плотности?

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах    …………… …………………………………………………   их плотностям  (прямо или обратно пропорциональны)

9) Примеры

Карта успеха

 Закон Паскаля и формула для  давления столба жидкости

 Выполнение исследовательских работ

 Нахождение примеров применения сообщающихся сосудов

 Повторение пройденного сегодня на уроке

План исследования

План исследования

Налейте  один из сосудов подкрашенную воду. Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах.Зарисуйте положение уровней жидкости.

Налейте  один из сосудов подкрашенную воду. Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах.Зарисуйте положение уровней жидкости.

Осторожно наклоните конструкцию и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.

Осторожно наклоните конструкцию и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.

Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная марганцовкой вода и масло). Зарисуйте уровни жидкостей. (Маркеры розовые и желтые)

Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная марганцовкой вода и масло).

Зарисуйте уровни жидкостей. (Маркеры розовые и желтые)

Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу. Как располагаются уровни различных жидкостей в сообщающихся сосудах?

Жидкость

Плотность,  кг/м3

Высота столба жидкости, см

вода

1000

масло

930

Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу. Как располагаются уровни различных жидкостей в сообщающихся сосудах?

Жидкость

Плотность,  кг/м3

Высота столба жидкости, см

вода

1000

масло

930

Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?

Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Слушать и слышать друг друга

Быть активными

Помогать друг другу

Работать быстро

Не отвлекаться

Слушать учителя

Ответить хочешь – не шуми,  а только руку подними!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Давление на дно и стенки сосуда"

Урок -спартакиада  в 7 классе на тему "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"...

Разработка урока на тему "Сообщающиеся сосуды"

Данная разработка урока позволяет формировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить свойства сообщающихся сосудов; показать  их широкое применение в быту и технике; осмыслить практическу...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по ИЗО 6 класс «Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции»

Изобразительное искусство, 6 класс, урок.Тема: "Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции"...

методическая разработка урока по физике "Сообщающиеся сосуды"

Отзыв об открытом уроке в 7 «Б» классе «Сообщающиеся сосуды», проведенном Караваевой М.Н.  Посетив урок физики в 7 «Б» классе «Сообщающиеся сосуды», я окунулась в хорошую рабочую...