РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре
методическая разработка по физкультуре по теме

Запольских Елена Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 59»

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

на 2011/2012 учебный год

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образования и Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов; В.И.Лях, А.А.Зданевич

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре для 1-11 классов разработана на основе:

Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образования и Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов; В.И.Лях, А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г.

Программа рассчитана на 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год, (3 часа в неделю).

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола, волейбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается с первого полугодия  с третьего по одиннадцатый классы и со второго полугодия во втором классе, первый класс без оценивания результата. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–11 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич), на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобороны науки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».

Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Освоение физической культуры направлено на достижение следующей цели: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.

Освоение физической культуры направлено на достижение следующих задач:

  1. - укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  2.  

 

1

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

 

  1. - формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  2. - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
  3. - воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки.
  4. -совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

При использовании этой программы ученики могут знать/  понимать

 -Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

 -Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

 -Требования безопасности на занятиях физической культурой;

 -Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

Уметь:

 - Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

 -  Выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

 - Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

 - Выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

 - Выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

 - Выполнять соревновательные упражнения и технико – тактические действия в избранном виде спорта;

 - Осуществлять судейство в избранном виде спорта;

 - Проводить физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты  уроков  физической культуры (в роли помощника учителя);

 - Выполнять простейшие приемы самомассажа;

 - Оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

 - Выполнять требования физической  и спортивной подготовки, определяемые экзаменами в профильные  учреждения профессионального образования;

Практическая   деятельность   -   какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности

  - Повышение работа способности, сохранение и укрепление здоровья;

- Организации и проведение индивидуального, коллективного семейного отдыха, участие в спортивных соревнованиях.

Критерии оценивания различных видов работ

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс

осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» -  упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

 

 

2

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных

 

 элементов.

Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Итоговые оценки

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста  в тестировании.

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5»- ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов  (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4»-  выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3»- ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2»- получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты  здоровьесберегающяя

Основные методы(продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:

 - словесный;

-  демонстрации;

 - разучивания упражнений;

 - совершенствования двигательных действий и воспитания физических  качеств;

 - игровой и соревновательный.

 

 

3

Формы организации деятельности учащихся  урок

 

Распределение учебного времени на уроках физической культуры

с учетом различных видов программного материала

 

Физического воспитания учащихся 1 – 11 классов

общеобразовательных учреждений (при трехразовых занятий в неделю)

 

 

 

п/п

 

Раздел учебной программы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

1

 

 

Основы знаний

(в процессе урока)

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

4

 

2

 

 

Легкая атлетика

 

28

 

28

 

 

28

 

28

 

28

 

28

 

28

 

28

 

28

 

28

 

28

 

3

 

 

Гимнастика

 

21

 

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

21

 

4

 

Лыжная подготовка

 

22

 

22

 

 

22

 

 

22

 

22

 

22

 

22

 

22

 

22

 

22

 

22

 

5

 

Спортивные игры (волейбол, баскетбол)

 

-

 

-

 

11

 

21

 

31

 

31

 

31

 

31

 

31

 

31

 

31

 

6

 

 

Подвижные игры

 

31

 

31

 

20

 

10

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

 

 

 

Годовой план-график поурочного освоения программного материала по четвертям

Физического воспитания учащихся 1 – 11 классов

общеобразовательных учреждений (при трехразовых занятий в неделю)

Iчетверть – 27уроков

 

 

Возраст

 

Класс

Сентябрь          Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

 

 

7

 

 

1

 

Лёгкая атлетика

 

Подвижные игры

 

8

 

 

2

Лёгкая атлетика

Подвижные игры

 

9

 

 

3

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол) /подвижные игры

 

10

 

 

4

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол) /подвижные игры

 

11

 

 

5

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

 

12

 

 

6

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

 

13

 

 

7

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

 

14

 

 

8

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

 

15

 

 

9

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

 

16

 

 

10

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

17

 

11

Лёгкая атлетика

Спортивные игры (баскетбол)

                                                           

 

Годовой план-график поурочного освоения программного материала по четвертям

Физического воспитания учащихся 1 – 11 классов

общеобразовательных учреждений (при трехразовых занятий в неделю)

 

IIчетверть – 21урока

 

 

Возраст

 

Класс

Ноябрь        Декабрь 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

 

7

 

 

1

 

Гимнастика

 

8

 

 

2

Гимнастика

 

9

 

 

3

Гимнастика

 

10

 

 

4

Гимнастика

 

11

 

 

5

Гимнастика

 

12

 

 

6

Гимнастика

 

13

 

 

7

Гимнастика

 

14

 

 

8

Гимнастика

 

15

 

 

9

Гимнастика

 

16

 

 

10

Гимнастика

17

 

11

Гимнастика

 

Годовой план-график поурочного освоения программного материала по четвертям

Физического воспитания учащихся 1 – 11 классов

общеобразовательных учреждений (при трехразовых занятий в неделю)

 

IIIчетверть – 30урока

 

 

Возраст

 

Класс

Январь     Февраль   Март

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

 

7

 

1

 

Лыжная подготовка

 

Подвижные игры

 

8

 

 

2

 

Лыжная подготовка

 

Подвижные игры

 

9

 

 

3

 

Лыжная подготовка

 

 

Подвижные игры /спортивные игры (баскетбол)

 

10

 

 

4

 

Лыжная подготовка

 

 Спортивные игры (волейбол)

 

11

 

 

5

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

 

12

 

 

6

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

 

13

 

 

7

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

 

14

 

 

8

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

 

15

 

 

9

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

 

16

 

 

10

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

17

 

11

 

Лыжная подготовка

 

Спортивные игры (волейбол)

Годовой план-график поурочного освоения программного материала по четвертям

Физического воспитания учащихся 1 – 11 классов

общеобразовательных учреждений (при трехразовых занятий в неделю)

IVчетверть – 24 урока

 

 

Возраст

 

Класс

Март         Апрель      Май  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 

7

 

1

 

Подвижные игры

Легкая атлетика

 

8

 

 

2

 

Подвижные игры

 

Легкая атлетика

 

9

 

 

3

 

Подвижные игры

 

Легкая атлетика

 

10

 

 

4

 

Подвижные игры или

спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

11

 

 

5

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

12

 

 

6

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

13

 

 

7

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

14

 

 

8

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

15

 

 

9

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

 

 

16

 

 

10

 

Спортивные игры (волейбол)

 

Легкая атлетика

17

 

11

 

Спортивные игры (волейбол)

 

 

Легкая атлетика

                                                     

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
  2.  «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; -                      Волгоград: «Учитель»,2008.
  3. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
  4. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
  5. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
  6. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
  7. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
  8. Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с
  9.  Диск: образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование. Физическая культура.; издательства «Учитель», 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....