Социальный проект "Береги здоровье смолоду"
методическая разработка по физкультуре по теме

Почему я стала заниматься этим проектом?

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих подростков и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но  считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 города Волхова».

Социальный проект

«Береги здоровье смолоду»

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                           Ефимова Юлия Геннадьевна,

первая квалификационная категория,

                                                                                                       педагогический стаж 19 лет

город Волхов

2011 – 2012 учебный год

Содержание

1.   Пояснительная записка                                                                                                   2-5

2.   Аннотация                                                                                                                        6

3.   Строение скелета человека                                                                                             7

4.   Появление изгибов позвоночника                                                                                 8

5.   Причины нарушений правильной осанки тела                                                             9-12

6.   Выявление искривлений позвоночника. Клиника течения заболеваний.                  12-14

7.   Приложение «Виды искривлений позвоночника»                                                       14

8.  Методика проведения исследований. Данные исследований.                                     15-16

9.  Диаграммы. Нарушение изгибов позвоночника.                                                           17

10. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника.                                                 18-19

11. Комплекс упражнений, предупреждающих искривление позвоночника.                  20-22

12. Этапы и пошаговая реализация проекта.                                                                       23

13. Направление деятельности.                                                                                             24

14. Смета реализации проекта.                                                                                              25

15. Ресурсное обеспечение.                                                                                                    26

16. Памятки.                                                                                                                             27

17. Приложение «Скелет человека»                                                                                      28

20. Приложение «Формирование изгибов позвоночника»                                                 29                                                       27. Заключение. Выводы.                                                                                                       30-31

28. Список литературы.                                                                                                          32

Пояснительная записка

Почему я стала заниматься этим проектом?

Современная жизнь, процессы перестройки в нашей стране, невозможны без серьезных перемен  в социальной сфере. Одним из главных, если не самым главным, критериев здорового общества является состояние здоровья людей, особенно детей и подростков.

Считается, что состояние здоровья человека на 70% зависит от образа жизни, 15% от наследственности, на 8-10% от окружающей среды и на столько же-от медицины. Очевидно, что главное внимание следует сосредоточить на образе жизни  общества, семьи, ребенка.

Сейчас, как никогда приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни учеников. Однако никаких усилий школы недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная нагрузка, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома и в школе, взаимоотношения родителей и детей, учителей и учеников, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Буквально с детства слышим мы про правильный сон и рациональное питание, разумное чередование работы и отдыха, про полезность занятий физической культурой. Казалось бы, всем все сказано, все слышали, все знают. Но мало, кто осознает это и тем более практически следует советам.

Привычки «прилипают» с младенчества под руководством мамы и папы, а, взрослея, ребенок рано должен понять, что невозможно без настойчивых усилий «сделать самого себя». Знания о физическом самочувствии и физическом самопознании и самовоспитании – это фундамент, на котором «выстраивает» человек сам себя, и свое здоровье, и свои нравственные и моральные качества, и свои позиции. Помощь в этом может и должна прийти от родителей, школьных учителей, особенно от учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. А чтобы помочь другому, надо немало знать самому.

 Наш организм, наши руки, ноги, глаза, наше умение говорить, слышать, понимать, способность двигаться и ощущать – удивительная, блистательная слаженность и целесообразность, мудрость и практичность.

  Как же редко мы вспоминаем, что человек, его физическое строение, организация – сложнейшая система взаимосвязей и зависимостей. Задумываемся ли в обыденной жизни, почему мы здоровы и почему больны, в чем причины заболеваний, у всех ли одинаковые силы защиты и как включается организм в борьбу с опасностью? Знаем ли о закономерностях между образом жизни и здоровьем, можем ли мы проследить зависимость между настроением и самочувствием и как реагирует наш организм на изменение в окружающей среде. Какую роль играют в нашей жизни окружающая среда, атмосфера, космос, различные ритмы?

А ведь количество всевозможных «соприкосновений», связей, влияние их на жизнедеятельность огромно. Их называют неспокойным словом «раздражители». И каждому из нас надо разобраться,  где раздражители полезные, где вредные. Только зная реакцию на  окружающую среду, мы можем познать собственный организм с одному ему присущими возможностями, способностями, ограничениями, особенностями.

Надо много знать о самом себе.  «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью» - писал Д.И.Писарев, - а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное состояние, а следовательно, как можно реже «нуждался в починке».

Безусловно, надо говорить о здоровье, физическом самочувствии и подросткам, и молодым людям – юношам и девушкам, которые вроде бы здоровы. Поскольку здоровье – это не только записанные в генах физические «параметры» человека, но и разумное отношение к нему. «Береги здоровье смолоду»…

Современный человек может многое восполнить из того, что не додала ему природа, или исправить ее ошибки, управляя своим организмом, воспитывая ловкость, силу, выносливость, закаляя и тренируя свой организм.

Но человек легко может стать и расточителем ни с чем не сравнимого богатства, дарованного природой, - неправильным режимом дня, неверным образом жизни, бездумным к себе отношением.

Чтобы научить ребят (а, как правило, и их родителей) всем премудростям здорового образа жизни, нужно прежде всего всем членам педагогического коллектива без исключения представлять, что это такое. Осознать и быть образцом для подражания.

Практика же приносит нам великое множество примеров, когда школьные педагоги считают, что внедрением физической культуры в быт школьников, пропагандой здорового образа жизни должны заниматься только учителя физической культуры. Многие, например, резко отрицательно относятся к введению в режим школьного дня  ежедневного часа здоровья. Редко можно увидеть на школьных соревнованиях классного руководителя, минимально участие учителей -  предметников и в физкультурно – оздоровительных мероприятиях в режиме дня.

Учитель физической культуры, классный руководитель, любой учитель обязаны знать все, что касается здоровья их подчиненных, знать не формально, - « согласно медицинской карте», в которой почему- то часто не бывает самого главного, - а знать фактически.

Многих школьных конфликтов не было бы, если бы школьный врач, учитель физической культуры, классный руководитель позаботились о том, чтобы своевременно проинформировать всех учителей, работающих в классе, о здоровье каждого ученика. К  сожалению, подобная информация часто всплывает внезапно. Когда ребенка оставляют на повторный курс обучения, а классный руководитель в растерянности стоит перед педсоветом, слушая горькие упреки родителей, наконец- то спохватившихся и задумавшихся о судьбе своего ребенка. Если бы раньше...

Найдите время на родительском собрании объяснить родителям значимость всех вопросов, связанных со здоровьем. Пусть каждый из них напишет на листочке несколько слов о здоровье своего ребенка. Не стесняйтесь спрашивать у школьного врача, у родителей, у самих ребят о их состоянии, самочувствии.

Внедрение физической культуры в образ жизни школьников охватывает широкий спектр деятельности, основными направлениями которого должны стать:

оптимизация процессов физического воспитания в школе и вне школы;

 воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физической культурой;

широкая просветительная работа в области физической культуры среди педагогической и родительской общественности;

 критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся; формирование осознания престижности здоровья.

На современном этапе актуальной проблемой  здоровья у  подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих  подростков и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но я считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.

А между тем, неправильная осанка, особенно в период роста и развития организма способствует возникновению деформации скелета, при этом ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделительной и половой системы, повышается утомляемость организма, снижается аппетит. Поэтому необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, систематические занятия спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе.

Многие мои школьники занимаются физкультурой только на уроках в школе и совсем не занимаются спортом  вовне урочное время. Они очень много времени уделяют просмотру телевизионных передач и работе с компьютером. При этом у них возникают головные боли, теряется  тонус спины, развивается сутулость, происходит нарушение осанки.


Аннотация

Тема проекта «Береги здоровье смолоду»

« Правильная осанка – залог твоего здоровья »  (И.П. Павлов).

Цель:

Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов.        

Задачи:

  1. Рассмотреть причины возникновения искривлений позвоночника в дошкольном и подростковом школьном возрасте.
  2. Охарактеризовать виды заболеваний связанные с возникновением нарушений осанки тела.
  3. Рассмотреть методику исследовательской работы по выявлению деформации позвоночника.
  4. Обосновать основные методы профилактики искривления позвоночника, разработать пошаговую реализацию системы мероприятий.

На современном этапе актуальной проблемой стала - формирование красивой фигуры и правильной осанки тела. В век научно-технической революции подрастающее поколение

больше занимается работой за компьютером, просмотром телепередач и поэтому у них не хватает времени заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на свежем воздухе. Как результат такого поведения развивается гиподинамия, возникает нарушение осанки тела и искривление позвоночника.

В работе  описываются виды искривлений позвоночника и причины их возникновения в подростковом возрасте, рассматриваются методы определения искривлений, опубликованы данные исследований, предлагается пошаговая реализация проекта и направление деятельности. Реализация данного проекта будет осуществляться на базе 8-ой школы г.Волхова.

В работе рассматривается профилактика лечения, предлагаются некоторые упражнения для восстановления правильной осанки. В конце работы сделаны выводы и рекомендации: как можно разгрузить школьный портфель, как сделать доступными спортивные секции, как необходимо питаться подростку в период формирования опорно-двигательного аппарата.

В этой работе рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а  поднимается серьезная  проблема состояния  здоровья будущего поколения.

Строение скелета человека

Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себе костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений.

При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикрепленными двумя концами к разным костям. Масса скелета составляет в среднем 1/5-1/7  массы тела.

Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.

 Позвоночный столб формируется в процессе эмбрионального развития вокруг спинного мозга: образуется костный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: он защищает спинной мозг, является опорой для мышц, органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза.

Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Сросшиеся крестцовые и копчиковые позвонки образуют соответственно крестец и копчик. Размеры и масса позвонков увеличивается сверху вниз в связи с возрастающей на них нагрузкой

                                           Появление изгибов позвоночника

Позвоночный столб у новорожденного почти прямой. В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.  

      Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить - возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам.

Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность. (Рисунок прилагается)  

Соединение позвонков представлено межпозвоночными суставами, дисками, связками. Суставы образованы суставными отростками, диски залегают между телами позвонков и состоят из пружинящего студенистого ядра и замыкающего фиброзного кольца. Две продольные связки проходят по передней и задней поверхности тел всех позвонков. Такая конструкция придает позвоночнику прочность и одновременно гибкость, а также  подвижность при малой амплитуде движения каждой пары позвонков.    


                               Причины нарушения правильной осанки тела

Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы.

  1. Искривления позвоночника,  возникающие в младенческом возрасте, могут появиться

              при:

             1.1 Асимметрии матери, форму которой неизбежно «списывает» ребенок, развивающийся

                  её утробе.  

             1.2 Деформации, связанной с осложнением прохождения родовых путей матери и

                   ошибками, допущенными при родовспоможении.                                                                                                          

  1.        1.3  Асимметрии, связанной с гиподинамией, из-за попадания детей не первых неделях и  

       месяцах жизни в больницу.                                                                                                                       1.4 Гиперопеке, преждевременной вертикализациии (усадка).                                                       1.5 Подобранных не по размеру памперсах, ходунках, рюкзаках.                                        

  1. Искривление позвоночника может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез,  механических травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения.  

        При заболевании рахитом нарушается обмен фосфорно-кальциевых солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, нарушение суставно-связочного аппарата, замедляется рост организма. Причины возникновения рахита – это дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. В нашем регионе человек испытывает недостаток инсоляции солнечных лучей, что и способствует возникновению заболевания у       детей подросткового возраста.

       При ожирении происходит нарушение обмена веществ, при этом  процесс образования жира преобладает над процессами его распада. Жир откладывается в подкожной клетчатке, сальных и других тканях. Причины возникновения заболевания – переедание, низкая двигательная активность, нарушение деятельности желез внутренней секреции. При ожирении наблюдается задержка роста, психического развития, повышение артериального давления. 37% подростков, страдающим ожирением имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       3. Дети, живущие в городском цикле, ориентированные на максимально продвинутое образование, воспитание и социальное развитие, вынуждены, с 5-6 летнего возраста вести сидячий образ жизни. На физическое развитие остается максимум 2-3 часа, свободных от учебы, которые не используются для компенсации гиподинамии. Смена гравитационных нагрузок на растущий организм из вертикальных продольных (стояние, ходьба, бег) и поперечных (лежание), меняется на угловые. Это не проходит бесследно ни для формирования опорно-двигательного аппарата ( кости, связки, строма)  ни для мышечной системы и суставов. Гравитационные нагрузки неестественны, мышечный тонус слабый, природный импульс набора линейных  размеров и массы нарушен.

Предложений, как реально изменить ситуацию с поддержанием физического здоровья, не жертвуя при этом объёмом интеллектуальных нагрузок, нет, ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке. Всегда одно за счет другого: либо здоровое тело, либо развитый интеллект. Как совместить два в одном, если   в сутках 24 часа? Задача не из лёгких, тем более, сейчас, когда дети не играют во дворах шумными ватагами, когда в семье воспитание и уход доверен бабушкам и гувернанткам. Даже те, кто занимается танцами или в различных секциях, испытывают локомоторный дефицит. Ведь раньше в школах физическое  развитие имело не последнее значение и «2» ставили за то, что не добежал, не залез, не перепрыгнул, не попал, не догнал, не поборол. В современных школах дети учатся прилежанию, усидчивости и наказываются за бег по коридорам, за шумные игры. А  три часа физической культуры обуза для привыкших к гиподинамии, ослабленных детей. Во всех школах кабинетная система, и подростки, у которых рост колеблется от 146- 164 см сидят за партами, которые  не соответствуют их росту. Ученики приспосабливаются к этим партам, позвоночник постоянно имеет прогибы в грудном отделе, в результате меняется осанка и формируется грудной кифоз позвоночника.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое,  у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями.  В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Взвешивание проводилось на трех параллелях: в 7-х , 8-х и 9-х классах. Средний вес одного рюкзака у учащихся 7-го класса от 4,900кг до 7,200кг, к этому весу добавляется вес сменной обуви от 0,6кг до 0, 8 кг.  Средний вес рюкзака ученика 8 класса от 4,400 кг до 6,600 кг, а средний вес ученической сумки ученика 9 класса от 4,200кг до 6,00 кг и тоже прибавляется вес  сменной обуви. Средний рост подростка 146- 164 см, вес тела колеблется от 44 – 56 кг. Почему такой тяжелый школьный портфель? В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует  позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат:  одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. При ходьбе на высоких каблуках ноги касаются земли с ударом, в момент которого на переднюю часть ступни обрушивается чрезмерная нагрузка, которая эхом отзывается в позвоночнике, сотрясая его на каждом шагу. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника.                

Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное  питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.

Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы, а так как  скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Происходит снижение материальной насыщенности костной ткани, наблюдается отрицательный кальциевый баланс, задерживается развитие и формирование организма. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.

     Так как в детстве, из-за отсутствия мероприятий по коррекции последствий сидячего образа жизни и вынужденной школьной гиподинамии, мы закладываем предрасположенность к будущим:

1. Гинекологическим заболеваниям

2. Урологическим заболеваниям

3. Геморрою

4. Заболеваниям разных отделов позвоночника

5. Дисбактериозам,запорам

6. К изменениям топографии органов грудной клетки, брюшной полости

7. К недостаточной подвижности  диафрагмы и органов грудной клетки

8. К уменьшению работоспособности и большей утомляемости.

Виды искривлений позвоночника.

Клиника течения заболеваний.

 Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:

  1. Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.
  2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  3.  Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.
  5. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая.
  6. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.
  7. Симметричное расположение ягодичных складок.
  8. Одинаковая длина нижних конечностей.
  9. Правильное положение стоп.

При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена (рисунок прилагается).

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают  легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом   живот становится выпуклым, появляется его округлость (рисунок прилагается). При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

          Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков.                                           В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз.  Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении  мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечно-сосудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца.

     нормальное                     сколиоз                   нормальное              лордоз                   кифоз

      положение                                                       положение

Искривление позвоночника


Методика проведения исследований.

Данные исследований

Обследование проводилось группой ребят. Ребята следили за развитием и  состоянием опорно-двигательного аппарата учеников 1999-1997 годов рождения. Обследование проводилось на трех параллелях  6-х, 7-х и 8-х  классах. Всего обследовали 204 ученика.

Методика проведения обследований опубликована в методическом пособии                          А.С. Корнилов. "Коррекция нарушений осанки школьников"  Санкт-Петербург, издательство "Детство-пресс",  1998 г.

 Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.              

Определение лордозов.

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.

Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определений бокового искривления позвоночника.

Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток  слева и справа до  отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.

Итоги обследований учащихся МОУ  СОШ №8

Кол-во

уч-ся

класс

Заболевания

%

сколиоз

лордоз

кифоз

 

всего

    70

        6

          9

-

-

    9

12,8

    55

7

7

-

1

    8

               14,5

    79

8

14

-

3

    17

21,5

Данные врачебно-физкультурного диспансера  г. Волхова

Кол-во

уч-ся

класс

Заболевания

%

сколиоз

лордоз

кифоз

 

всего

    620

        6

86

-

-

86

13,8

    586

7

89

-

10

      99

16,8

    506  

8

94

5

14

     113

22,3

Итоги обследований опорно-двигательного аппарата у школьников показывают, что физическое состояние подростков ухудшается из года в год. Это наблюдается не только у учеников МОБУ  СОШ №8, но и в целом по городу Волхов. (Данные предоставлены врачебно-физкультурным диспансером г. Волхова). По данным таблицы видно, что  чем больше охвачено детей при осмотре, тем точнее статистические данные, но оба обследования показывают,  что количество детей с нарушением осанки тела с возрастом увеличивается.

Таблица сравнения статистических данных нарушения осанки у детей школьного возраста города Волхова и группы детей  из МОУ  СОШ №8.

Данные по г.Волхову

Данные по МОБУ  СОШ № 8

осмотрено

подлежат коррекции

%

осмотрено

подлежат коррекции

%

1712

298

17,4

204

34

16,6

        

Диаграммы «Нарушение изгибов»

Данные по городу Волхову

Данные по школе №8

 


Профилактика и лечение заболеваний  позвоночника

 

   Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела  ребенка необходимо с рождения.

Для этого надо правильно научить его ползать, вовремя учить сидеть и ходить.                      В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.

Постепенно с возрастом ученик  должен самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, развивать свою мускулатуру и скелет. Для правильного формирования  осанки и тела  разработаны специальные упражнения, которые хорошо развивают опорно-двигательную систему. Положительно влияет на развитие позвоночника  ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика, прогулка на свежем воздухе.                                                                          

Необходимо следить за рационом питания подростка, у него должна быть в меру жесткая постель, удобная одежда и обувь. Необходимо правильно организовать рабочий уголок ученика, должно быть хорошее освещение комнаты, ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту ребенка. Портфель ученика не должен быть перегружен.

Так же надо провести правильную и точную коррекцию обуви: устранить функциональное укорочение конечности, возникновение за счёт нарушения осанки, компенсировать дефекты стоп ( плоскостопие, косолапость ).

Необходимо отказаться от вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за рабочим столом, в кресле и т.д)

Методы лечения  позвоночника зависят от степени  тяжести заболевания. Самые тяжелые формы искривлений позвоночника лечатся только с помощью хирургического вмешательства. Заболевание средней тяжести искривлений позвоночника можно вылечить при ношении определенных корригирующих корсетов, посещение  физиолечений, электрофорезов, в завершении лечения  врач назначает  массажи, лечебную гимнастику. Такой процесс лечения затягивается на долгое время, поэтому иногда это проходит в специализированных школах – интернатах.

I-ую и II-ую степень заболевания позвоночника можно вылечить, если устранить неблагоприятные факторы в жизни ученика, которые способствуют возникновению неправильной осанки.  Для этого необходимо правильно организовать двигательную активность, посещение уроков физического воспитания в школе, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой 2-3 раза в неделю в кабинетах лечебной физкультуры под руководством врача (комплекс упражнений по корригирующей гимнастике прилагается), специализированный массаж для позвоночника и мышц тела, разгрузить позвоночник от ношения тяжестей. Весь цикл повседневных нагрузок включает в себя шесть базовых движений - это правильно сидеть, стоять, опираться, подниматься, наклоняться и тянуться. Если точно выполнять эти движения, можно полностью избежать проблем с позвоночником.

Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА

1.  Исходное положение, стоя на носках ,с поднятыми вверх и сцепленными в замок

руками; производят покачивания туловищем из стороны в сторону.

2.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, затем то же в другую сторону.

3.   Исходное положение, стоя ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук.

4.   Исходное положение,  стоя,  ноги на ширине плеч;  поднимают вверх руки и одновременно, наклоняя туловище в противоположную сторону, другую руку заводят за спину; повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону,

5. Стоя боком к стене и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины,

производят усиленный наклон в бок.

6.  Исходное положение, стоя на одном колене, руки на поясе; одну руку поднимают

вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону.

7.  Исходное положение, лежа на животе; разводят руки в сторону и одновременно прогибаются.

8.   Исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед; приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу, повторяют несколько раз, меняя положение ног.

9. Лежа на животе, вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь,

и возвращаются в исходное положение.

10. Исходное положение, стоя на четвереньках; поднимают одну руку и одновременно вытягивают   назад   противоположную   ногу,   затем   возвращаются   в   исходное положение, повторят несколько раз, меняя положение рук и ног.

11. Исходное положение, сидя на подогнутых под себя ногах; поднимают вверх руку, прогибаясь,  и одновременно выдвигают назад противоположную  ногу,  затем возвращаются в исходное положение,

12.     Исходное    положение,    стоя    на    четвереньках:    поворачивают    туловище, одновременно

отводя руку в сторону, и возвращаются в исходное положение; повторяют

несколько раз в одну и другую стороны. 13-14, Стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед

руки, затем подтягивают их к коленям. 15. Асимметричный вис на стенке - одна рука вытянута (со стороны искривления),

другая согнута. 16-17. Ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая

одновременно ногу.

18.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника,  одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову.

19.  Сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления     позвоночника,     производят     наклоны    туловища    в     сторону, противоположную искривлению.

20.(3аключительное упражнение)- лежа на спине, вытягивают руки вдоль туловища.

Этапы и пошаговая реализация проекта

Название этапов

Шаги реализации

Сроки

Исполнители

Подготовительный

этап реализации проекта.

  1. Сбор информации.
  2. Работа с научной медицинской литературой.

сентябрь

2011 год

Ефимова Ю.Г.

Научно-исследовательская работа.

  1. Проведение обследований учащихся.
  2. Обработка статистических обследований.
  3. Оформление творческого отчета.

Сентябрь-октябрь

2011 год

Ефимова Ю.Г., медицинский работник школы.

Первый этап реализации проекта.

Индивидуальная работа.

  1. Конкурс рисунков, памяток среди учащихся среднего звена.
  2. Конкурс плакатов среди учащихся старшего звена.
  3. Индивидуальные беседы с учащимися о правильной осанке тела.

Октябрь-декабрь

2011 год

Ефимова Ю.Г,

заместитель директора по воспитательной работе.

Второй этап реализации проекта.

Групповая форма работы с подростками.

  1. Проведение классных часов по теме « Формирование правильной осанки тела» а также пропаганда физкультуры и спорта.
  2. Создание в школе группы здоровья для учащихся среднего и старшего звена.
  3. Более полное привлечение учащихся в школьные секции, активное посещение уроков физкультуры.
  4. Создание Клуба выходного дня.

Январь-февраль 2006 год

Ефимова Ю.Г.,ученики педагогического класса,

учителя физкультуры.

Третий этап.

Массовая работа.

  1. Ежемесячное проведение общешкольных дней здоровья.
  2. Проведение внутри школьных соревнований по разным видам спорта.
  3. Посещение  классными коллективами Клуба выходного дня.

Февраль-май

2012 год

Ефимова Ю.Г.,

учителя физкультуры,

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.

Завершающий этап.

Создание коллектива школы № 8 , ведущий здоровый образ жизни.

Май.

2012 год

Директор школы,

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя физкультуры.

.

Направление деятельности

Направление

деятельности

Формы  работы

Итоги

Познавательная

деятельность

1. Работа с научной медицинской литературой.                                                            2. Просмотр телепередач о значении и формировании правильной осанки тела у подростка.                                                                      3. Беседы с преподавателем  по лечебной      физкультуре.

Повышение интеллекта и расширение кругозора знаний по данной проблеме.

Научно-исследовательская деятельность

1.   Вместе с научным руководителем и медицинским работником школы провести обследование учащихся 6-7-8-х классов с целью выявлений нарушения осанки тела.

2.   Обработка данных обследования под руководством научного руководителя.

3.   Написание научно-исследовательского проекта.

Выявление нарушение осанки тела у подростков на разных параллелях.

Обработка данных по                   МОУ СОШ № 8 в сравнении с данными г. Волхова.

Выступление с творческими проектами на школьных и городских конференциях.

Художественная деятельность.

  1. Составление и конкурс памяток по теме «Правильная осанка тела - залог здоровья»
  2. Конкурс рисунков о спорте.
  3. Конкурс плакатов о здоровом образе жизни.
  4. Конкурс рекламы, пропагандирующей занятие физической культурой и спортом.

Развитие творческих и художественных способностей у учащихся.

Формирование положительного отношения к занятиям физической культуры и спорту.

Информационная

деятельность

  1. Проведение классных часов.
  2. Проведение бесед в неформальной обстановке.
  3. Проведение лекций на параллелях и в классах.

Пропаганда здорового образа жизни.

Привлечение большей группы учащихся в спортивные секции, посещение бассейна, занятиями физкультуры.

Физкультурно-оздоровительная

деятельность

  1. Проведение внутри школьных соревнований.
  2. Посещение секций по разным направлениям спорта.
  3. Посещение бассейна.
  4. Коллективное посещение классом Клуба выходного дня.
  5. Посещение уроков лечебной физкультуры.

Формирование правильной осанки тела.

Закаливание здоровья.

Сплачивание коллектива.

Смета реализации проекта

        

Мероприятие

Оборудование

Финансовые

затраты

Сроки реализации

Источники финансирования

1

Изготовление памяток на цветном ксероксе.

1. Цветной ксерокс.        

2. Цветной картридж      

3. Черно-белый картридж

4. Бумага для ксерокса

6000 руб.

1400руб.

1200 руб.

400 руб.

Ноябрь

2011 год

МОУ  СОШ № 8

2

Конкурс рисунков

  1. Альбом  
  2. Цветные карандаши
  3. Цветные фломастеры.                                                

300 руб.

300 руб.

500 руб.

Октябрь-ноябрь

2011 год

МОУ  СОШ № 8

3

Конкурс плакатов

  1. Ватман
  2. Цветные карандаши
  3. Цветные фломастеры.
  4. Гуашь.                                                

300 руб.

300 руб.

500 руб.

400 руб.

Октябрь-ноябрь

2011 год

МОУ  СОШ № 8

4

Подготовка научно-исследовательских работ.

  1. бумага для ксерокса.
  2. Заправить черно-белый картридж
  3. Заправить цветной картридж.
  4. Папки с файлами.

400 руб.

200 руб.

400 руб.

500 руб.

Сентябрь-октябрь

2011 год

МОУ  СОШ № 8

5

Проведение соревнований, секций, дней здоровья.

  1. Волейбольные мячи
  2. футбольные мячи
  3. обручи
  4. скакалки.

3000 руб.

4000 руб.

3000 руб.

2000 руб.

Февраль- май

2012год

МОУ  СОШ № 8

Спонсоры.

                              Итого:                25200 руб.

        Ресурсное обеспечение проекта

Основные виды ресурсов

Использование ресурсов в ходе реализации проекта.

1

Кадровые

Сбор информации, работа с научной медицинской  литературой, проведение обследований учащихся, обработка информации, проведение классных часов, проведение конкурсов, проведение и участие в соревнованиях, спортивных секциях и группах здоровья.

2

Материально-технические

Печать памяток, таблиц, оформление плакатов, составление и печатание научно-исследовательских проектов, разработка и печатание классных часов по теме.

3

Финансовые

Приобретение ксероксной бумаги, приобретение цветного ксерокса, приобретение картриджа цветного и черно-белого, приобретение ватмана, красок, фломастеров, карандашей, альбомов, папок с файлами, мячей, скакалок, обручей.

        


                            скелет человека

                                            Формирование изгибов позвоночника

Заключение

Во время исследовательской работы над этой проблемой были сделаны следующие                      выводы:  

Красивая фигура и правильная осанка тела - это необходимое условие для    нормального развития организма и полноценного функционирования всех его систем органов.

Для того чтобы иметь красивую фигуру и правильную осанку тела, необходимо постоянно следить за формированием и развитием опорно-двигательного аппарата, а для этого необходимо заниматься спортом, посещать бассейн, уроки физкультуры, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.

Красота человека  должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе, он уверен в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения.  Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника  внутренние органы.

Рекомендации:

Учитывая развивающие рыночные отношения в нашем государстве, сам подросток в одиночку не сможет справиться с  проблемами искривлений позвоночника, ему необходима помощь со стороны родителей, врачей, да и всего государства.

Для этого необходимо  сделать доступными для большинства подростков спортивные секции, занятия аэробикой, посещение бассейна. Эти задачи могут решить только руководство нашего города и городская Дума.  

Обеспечить школы мебелью соответствующей росту подростка, разгрузить школьный портфель – эти проблемы поможет решить нам только Министерство Образования.

Разгрузить портфель можно, для этого нужно поставить парные уроки, тогда приносить учебников в школу нужно будет в два раза меньше. Можно по комплекту учебников иметь в профильных кабинетах, чтобы ученики вообще не носили учебные книги, а в школьном портфеле лежали только тетради и письменные принадлежности.

Увеличить количество уроков физической культуры в школах, что повышает двигательную активность подростка, способствует развитию мышечной системы и правильному формированию скелета.

Ввести в рацион дополнительного питания в школах города продукты, богатые кальцием и фосфором.

Частично комплекс упражнений, который рекомендован в работе, уже используют учителя на уроках физической культуры во время разминки перед основными занятиями. Полный комплекс упражнений учителя физкультуры используют во время дополнительных занятий по корригирующей гимнастике с группой учащихся для восстановления правильной осанки тела.

Здоровье детей дошкольного и школьного возраста требует определенных затрат в семье и в целом государстве, но ведь здоровый подросток, а в дальнейшем и здоровый взрослый человек, принесет и  большую пользу нашему государству, а  еще у здоровых людей рождается здоровое потомство. В этой работе рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается проблема состояние здоровья будущего поколения.  

Проблема по профилактике и методам лечения позвоночника до конца еще не изучена.

Много интересных приемов по профилактики и лечению этих  заболеваний предлагают врачи – ортопеды.

Список литературы

  1. Борисов Г.Б. "В мире подростка" Москва, издательство "Медицина" 1988г. стр120;132.
  2. Васильев З.А. "Резервы здоровья" Санкт-Петербург, изд. "Медицина" 1981г,        стр187-190.
  3. Вилков А.С. "Глазами ортопеда" газета "Сургутский вестник" февраль 2009г.
  4. Геппе Н. А. "Детские болезни"  Москва, издательство "Русский врач" 1997 г. стр. 50-53
  5. Гласс Дж. "Жизнь до 180 лет" Москва, издательство "Физкультура и спорт" 1991 г. стр. 35-39
  6. Гогулан М.Ф. "Попрощайтесь с болезнями" Москва, издательство "Советский спорт" 1994 г. стр. 69-74
  7. Горен М.И. "Путь к здоровью и долголетию" Москва, издательство "Медицина" 2002 г. стр. 192-193
  8. Гукасова  Н.А. "Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза", Москва, "Медицина" 1987г.  стр. 195.
  9. Дубровский В.И. "Лечебная физическая культура" Москва изд. "Владос" 1999г., стр. 280, стр. 39-60.
  10. Козьмин А.Ш., Кон И.И. "Сколиоз" Москва, изд. "Медицина" 2004г.
  11. Корниенко И.А., Кузнецова Л.В. "Школьники с избыточным весом" Москва, издательство "Педагогика" 1998 г. стр. 26-31, 58-59
  12. Корнилов Н.В. "Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике". Санкт-Петербург, изд. "Гиппократ" 1994г. стр. 272-275.
  13.  Моль Х.Н. "Семь программ здоровья" Москва изд. "Физкультура и спорт"  2008г., стр.15; 36; 51.
  14. Мусалатов Х.А. Юмашев Г.С. "Травматология и ортопедия" изд., Москва, "Медицина"   2005 г.
  15. Нордемар Р. "Боль в спине" Москва изд. "Медицина" 1991 г. стр. 31; 58.
  16. Обреимова Н.И. "Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и  подростков", Москва,  изд. "Академия" 2006 г. стр. 331-333.
  17. Петровский Б.В. "Большая медицинская энциклопедия" Москва изд. "Советская энциклопедия" . 1980 г. том 13.  стр.288-290.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Устный журнал "Береги здоровье смолоду"

Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....

Научно-практическая работа "Береги здоровье смолоду"

Актуальность проведённого исследования состоит в том , что рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается серьёзная проблема о состоянии здоровья будущего поколения. Ведь для общ...

Исследовательская работа" Береги здоровье смолоду"

Цель исследования.Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.III. Задачи исследования.– Проанализировать научную информацию по теме;– описать, как табак...

Социальный проект "Береги здоровье смолоду"

Социальный проект                       Авторы:...

Методическая разработка для проведения открытого информационно-познавательного часа Тема: «Береги здоровье смолоду!» (посвящённый Всемирному дню здоровья)

       Методическая разработка на тему «Береги здоровье смолоду!» предназначена для проведения информационно - познавательного часа. Актуальность этой темы очеви...