Профессиональное кредо.
материал по физкультуре на тему

 

+

Профессиональное кредо:

 

владение предметом преподавания и методикой,

 

психологическая подготовка,

 

общая эрудиция,

 

широкий культурный кругозор,

 

педагогическое мастерство,

 

владение образовательными технологиями,

 

знание ученического коллектива

 

организаторские умения и навыки,

 

научная увлеченность,

 

педагогический такт,

 

педагогическая техника,

 

ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,

 

коммуникативные навыки,

 

ораторское искусство и т.д.

 

Все профессионально важные качества учителя физической культуры можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные). От профессиональных качеств неотделимы личностные качества учителя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение учителя.

 

Гуманистическое мировоззрение - убеждения, идеалы, которые присущи учителю-воспитателю. Воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей. Отражением общественного мировоззрения учителя являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Мировоззрение учителя мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, даёт прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Воспитывая патриотизм, учитель физической культуры должен сам быть патриотом. Патриотизм учителя физической культуры должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать за дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран. С гуманистическим мировоззрением неразрывно связаны нравственные качества учителя.

 

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

 

Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере. Недаром К.Д. Ушинский писал, что "влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь. Учитель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль своего поведения необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

 

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение, невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если учитель физической культуры курит, то ему невозможно будет убедить школьников, что курить вредно для собственного здоровья и здоровья окружающих, что курение снижает спортивные результаты. Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передаётся и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, ни и окружающим. Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников своей профессией.

 

В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё исправление.

 

Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными, создаёт в классе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного учителя, то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу.

 

Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом настроении, то и у учащихся всё валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку. Недаром А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение. Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворённость работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя с новой силой искать выход из тупика.

 

Одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик почувствует, что учитель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

 

Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, со всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

 

Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

 

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.

 

Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту.

 

К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы они ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более, как такт психологический. Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение. Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный учитель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.

 

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

 

И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

 

  1. естественность и простота обращения без фамильярности;

 

  1. доверие без попустительства;

 

  1. серьёзность тона без натянутости;

 

  1. ирония и юмор без насмешливости;

 

  1. требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

 

  1. доброжелательность без заласкивания;

 

  1. деловой тон без раздражительности;

 

  1. своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

 

  1. принципиальность и настойчивость без упрямства;

 

  1. внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

 

  1. отдача распоряжений без упрашивания;

 

  1. обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

 

  1. выслушивание без выражения безразличия.

 

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

 

Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности с ставя под угрозу здоровье учащихся. Учитель без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, учитель не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса физического воспитания школьников. Однако спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, но не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

 

Большое значение для учителя физической культуры имеет такое качества, как находчивость. На уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задаёт вопрос, на который учитель не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если учитель растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученика, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к преподаваемому предмету, то в ряде случаев можно сказать: "Я не знаю". В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: "Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после", или: "Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения". Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

 

Непременным качеством учителя должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.

 

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

 

1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;

 

2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;

 

3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

 

4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

 

5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

 

6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;

 

7) коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;

 

8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

 

9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения учителя физической культуры - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

 

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

 

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

 

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

 

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников: хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирать своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело использовать в качестве помощников хорошо подготовленных учеников, организовать работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

 

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.

 

Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

 

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий.

 

Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

 

Гностические умения связаны с познанием учителем, как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

 

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.

 

Знания учителя физической культуры являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

 

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

 

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на: психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

 

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. На мой взгляд, наиболее значимыми для профессиональной деятельности учителей физической культуры наряду с теорией и методикой физического воспитанияявляются психология и физиология. С другой стороны слабая эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитетав газах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.

 

Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадают со знаниями, получаемыми в процессе занятий спортом. Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития. К. Д. Ушинский говорил, что, для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придаёт всей деятельности учителя творческий характер.

 

Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей, в том числе и школьников, увлекающихся спортом. Всё новое, что школьники видят на экранах телевизоров, например, во время трансляций международных соревнований (экзотические для нашей станы виды спорта, новую технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д.) сразу привлекает их внимание. Учитель, не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед вопросами учащихся. Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.

 

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

 

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"

 

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний, как нужно сделать то, или иное упражнение.

 

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

 

Характеристика педагогических функций и

 

компонентов деятельности учителя физической

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профессиональное кредо38.48 КБ

Предварительный просмотр:

владение предметом преподавания и методикой,

психологическая подготовка,

общая эрудиция,

широкий культурный кругозор,

педагогическое мастерство,

владение образовательными технологиями,

знание ученического коллектива

организаторские умения и навыки,

научная увлеченность,

педагогический такт,

педагогическая техника,

ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,

коммуникативные навыки,

ораторское искусство и т.д.

Все профессионально важные качества учителя физической культуры можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные). От профессиональных качеств неотделимы личностные качества учителя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение учителя.

Гуманистическое мировоззрение - убеждения, идеалы, которые присущи учителю-воспитателю. Воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей. Отражением общественного мировоззрения учителя являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Мировоззрение учителя мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, даёт прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Воспитывая патриотизм, учитель физической культуры должен сам быть патриотом. Патриотизм учителя физической культуры должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать за дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран. С гуманистическим мировоззрением неразрывно связаны нравственные качества учителя.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере. Недаром К.Д. Ушинский писал, что "влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь. Учитель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль своего поведения необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение, невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если учитель физической культуры курит, то ему невозможно будет убедить школьников, что курить вредно для собственного здоровья и здоровья окружающих, что курение снижает спортивные результаты. Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передаётся и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, ни и окружающим. Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё исправление.

Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными, создаёт в классе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного учителя, то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу.

Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом настроении, то и у учащихся всё валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку. Недаром А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение. Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворённость работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик почувствует, что учитель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, со всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.

Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту.

К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы они ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более, как такт психологический. Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение. Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный учитель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

  1. естественность и простота обращения без фамильярности;
  2. доверие без попустительства;
  3. серьёзность тона без натянутости;
  4. ирония и юмор без насмешливости;
  5. требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
  6. доброжелательность без заласкивания;
  7. деловой тон без раздражительности;
  8. своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
  9. принципиальность и настойчивость без упрямства;
  10. внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;
  11. отдача распоряжений без упрашивания;
  12. обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
  13. выслушивание без выражения безразличия.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности с ставя под угрозу здоровье учащихся. Учитель без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, учитель не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса физического воспитания школьников. Однако спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, но не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Большое значение для учителя физической культуры имеет такое качества, как находчивость. На уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задаёт вопрос, на который учитель не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если учитель растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученика, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к преподаваемому предмету, то в ряде случаев можно сказать: "Я не знаю". В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: "Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после", или: "Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения". Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

Непременным качеством учителя должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;

2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;

3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;

4) речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;

7) коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;

8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения учителя физической культуры - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников: хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирать своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело использовать в качестве помощников хорошо подготовленных учеников, организовать работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.

Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий.

Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем, как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.

Знания учителя физической культуры являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на: психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. На мой взгляд, наиболее значимыми для профессиональной деятельности учителей физической культуры наряду с теорией и методикой физического воспитания являются психология и физиология. С другой стороны слабая эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в газах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.

Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадают со знаниями, получаемыми в процессе занятий спортом. Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития. К. Д. Ушинский говорил, что, для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придаёт всей деятельности учителя творческий характер.

Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей, в том числе и школьников, увлекающихся спортом. Всё новое, что школьники видят на экранах телевизоров, например, во время трансляций международных соревнований (экзотические для нашей станы виды спорта, новую технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д.) сразу привлекает их внимание. Учитель, не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед вопросами учащихся. Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний, как нужно сделать то, или иное упражнение.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Характеристика педагогических функций и

компонентов деятельности учителя физической Заключение.

Ориентируясь на перечисленные выше профессиональные компетенции учителя физической культуры, мною была составлена следующая профессиограмма, включающая в себя пять блоков.

  1. Психолого-педагогические умения.

1.Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.

2. Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического

воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

3.Анализировать передовой педагогический опыт.

4.Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).

5.Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

1. Потребность в самопознании.

2. Самостоятельность и самокритичность.

3. Трудолюбие и прилежание.

5. Дисциплинированность.

6. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.

7. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.

2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.

4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств

5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.

6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.

3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.

4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

V. Исследовательские умения.

1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования

и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях

достижения задач физического воспитания школьников.

3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.

4. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять

результаты исследований.

Пусть это звучит банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Но, одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Первые профессиограммы для учителей (перечень обязательных качеств) были созданы в 20 - 30-е годы. В профессиограммах учителей социалистических времён, за исключением таких качеств учителей, как «коммунистическая убежденность», «знание и умение применять методы коммунистического воспитания», «систематическое повышение идейно-политического уровня» и т.д. в принципе содержатся все те требования к учительской профессии, какие существовали ранее и существуют сейчас. Итак, образ учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое "Я", самоуважение. Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост учителя любой специальности и может стать одной из методик для самонаблюдения и самоанализа и, в конечном счёте, содействовать профессиональному росту учителей физической культуры.


Литература

  1. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  2. Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск, 1999.
  3. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. N 3.
  4. Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дисс... канд. пед. наук. Тула, 1997.
  5. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара: СИУ,1996
  6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972
  7. Словарь лингвистических терминов.//Сост. О.С.Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1969
  8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/д: Феникс, 2003
  9. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005
  10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
  11. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры. – М.: Физкультура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое профессиональное кредо

Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием. С.Пуассон   Я, Биктякова Альфия Фатыховна, работаю в МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» Лямбирского ...

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе мое не заграничное, Вполне и абсолютно личное. И для детей, и взрослых, Для маленьких и рослых, Для старых и молодых, Для полных и худых. Я вам расскажу, Как сумею, покажу,...

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе - небольшое по размеру прозаическое произведение, в котором в свободной форме неформальным литературным языком высказываются собственные мысли и чувства.Эссе может носить характер философского ра...

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе написано для участия в региональном этапе конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики «Формула успеха»(региональный этап Всероссийского конкурс...

Моё профессиональное кредо

Моё профессиональное кредо...

Эссе.Мое профессиональное кредо. 2018

Эссе к "Золотой астре 2018"...

Эссе "Мое профессиональное кредо"

Ответ на вопрос: Почему я работаю учителем?...