Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

Берендеева Олеся Григорьевна

 

Высокие темпы развития научно-технического прогресса – это отличительная черта современной цивилизации. Процесс образования не явился исключением, НТР прорвалась и внесла свои коррективы в построение и организацию сферы образования на всех его уровнях.

Вследствие этого человеку с каждым годом приходится осваивать всё новые и более сложные последствия данных изменений. Качественная реконструкция произошла и в процессе образования в среднеобразовательных школах, где без значительного увеличения объема информации, приобретения новых знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihomot._sposobnosti_u_shkolnikov.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках  физической культуры

Берендеева Олеся Григорьевна МБОУ «СОШ №91»

Высокие темпы развития научно-технического прогресса – это отличительная черта современной цивилизации. Процесс образования не явился исключением, НТР прорвалась и внесла свои коррективы в построение и организацию сферы образования на всех его уровнях.

Вследствие этого человеку с каждым годом приходится осваивать всё новые и более сложные последствия данных изменений. Качественная реконструкция произошла и в процессе образования в среднеобразовательных школах, где без значительного увеличения объема информации, приобретения новых знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным.

Вопрос профессиональной подготовки остается важным и встает перед каждым человеком. Интенсивность обучения школьников, обусловленная сложностью решения перспективных задач в условиях современного производства и высокого темпа социально-политической жизни, требует от него высокого умственного напряжения, психической и физической работоспособности и совершенной психомоторной саморегуляции .

Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех  стадиях непрерывного образования .

К сожалению, единство психического и физического развития не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране, что, несомненно, является причиной неадекватного отношения части населения к физической культуре и низкой эффективности последней в подготовке молодежи к труду и жизни. Поэтому в настоящее время как никогда единство физического и психического развития, понимания его сущности в процессе обучения, отмечают ученные России и Зарубежья.

Подчеркивает актуальность проблемы развития психомоторных способностей и такой факт, что еще столетие назад наши соотечественники И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указали на важность проведения  научных разработок, и связанных с развитием психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы.

Проблема формирования психомоторных способностей у учащихся связана с такими глобальными педагогическими проблемами, как психологическое обеспечение содержания учебных программ в школах, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков в учебной, трудовой и спортивной деятельности .

В настоящее время все ещё отсутствует единое определение психомоторных способностей и представление о психологических основах диагностики и формирования психомоторных способностей и механизмах их саморегуляции. За последние полвека опубликовано лишь считанное количество монографий (Е.Н. Сурков, 1961; А.Н. Розе, 1970; Б.Б. Косов, 1989; Е.П. Ильин, В.П. Озеров,2002), в которых психомоторика рассматривается с отдельных позиций, интересующих того или иного автора. Так, у А.Н. Розе речь идет о психомоторных способностях взрослых, у Б.Б. Косова о тех же способностях у младших школьников, у В.П. Озерова - о психомоторных способностях спортсменов и других.

Следовательно, остается множество нерешенных проблем методологического и методического характера в формировании и совершенствовании психомоторных способностей и психических функций молодежи.

Основой эффективной учебной деятельности школьников является формирование рационального уровня умственной и двигательной работоспособности, особенностей протекания психических процессов (объема, концентрации, переключения внимания кратковременной и долговременной памяти; вида мышления ит.д.). Конечно, внешний фактор несет свою отрицательную сущность и изменяет четкую направленность процесса обучения, снижает уровень вышеуказанных свойств психики в отрицательную сторону, а эффективность процесса обучения естественно изменяется в том же направлении.

Анализ учебно-методической литературы показал, что в настоящее время в школах для совершенствования психомоторных способностей не достаточно разработаны и используются специфические средства, направленные на реализацию данных способностей.

Только исследование и выявление особенностей развития психомоторных способностей у учащихся, позволит разработать методику совершенствования у них психомоторики в процессе учебных занятий по физической культуре за период обучения в школе,что существенно позволит повысить эффективность их учебной и, в дальнейшем, профессиональной деятельности.


Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. –380с.
  2. Бодалев А.А. Педагогическая наука и перспективы ее развития в условиях перестройки общества и школы. //Вопросы психологии. – 1988. - №2.
  3. Давыдов В.В. О связи современной психологии с современной практикой (в школе).//Вопросы психологии. – 1978. - № 5. – С.12-18.
  4. Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. – М.:Просвещение, 1967.
  5. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М.: АПН СССР, 1989. – 109 с.
  6. Ломов Б.Ф., Косов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы само контроля и управления спортивной деятельности. // Познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Косова Б.Б. - М.: ВНИИФК, 1976. – С.18.
  7. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов, спортсменов. – Ставрополь, 1995. – 58 с.
  8. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. – 128 с.
  9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов /Е.П.Ильин. – СПб.: Питео, 2003. – С.8.
  10. Костюк Г.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1988. – 302 с.
  11. Матюшкин А.М. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. (по материалам Всесоюзного симпозиума, Москва, сентябрь, 1979 г.)// Вопросы психологии. – 1980. - №1. – С.178-180.
  12. Шадриков В.Д. Способности человека [Текст]. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия

Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать            тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"...

Развитие психомоторных способностей детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста

Развитие психомоторных способностей детей с ОВЗ  дошкольного и младшего школьного возраста...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"

Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...


 

Комментарии

Берендеева Олеся Григорьевна

Об особенностях развития психомоторных способностей у учащихся должен знать каждый специалист в области физической культуры. Я работаю в данном направлении с институтской скамьи и еще очень многого не знаю.