Прикладное плавание. Ныряние в длину.
план-конспект урока по физкультуре (10 класс) по теме

План-конспект урока по плаванию.

 

Тема урока: Прикладное плавание. Ныряние в длину.

 

Тип урока:   Обучающий, комбинированный

 Цель урока: Сформировать знания,  умение и навыки двигательных действий техники ныряния способом брасс и способом кроль.

Задачи урока:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

·         Закрепление  техники плавания брассом.

·         Обучение технике  выполнения ныряния способом брасс и способом кроль.

·         Обучение общему согласованию движений (непрерывно чередуемые гребки руками, движение ногами в сочетании с правильным дыханием).

·         Способствовать повышению уровня общей физической подготовленности.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

·         Развитие общей выносливости, координации движений.

·         Развитие жизненной емкости легких.

·         Закаливание организма.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

·         Воспитание настойчивости, воли, трудолюбия, ответственности за выполняемую деятельность, формирование осмысленного отношения к учебной деятельности.

Место проведения: большая чаша бассейна лицея №410 г.Пушкина.

Инвентарь: плавательные доски, шайбы, обруч, свисток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_plavaniyu_v_10_klasse.doc750 КБ

Предварительный просмотр:

 План – конспект

открытого урока по плаванию в бассейне лицея №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Учитель плавания: Зимина Ирина Анатольевна

Класс: 10 «Б»

Тема урока: Прикладное плавание. Ныряние в длину.

Тип урока:   Обучающий, комбинированный

 Цель урока: Сформировать знания,  умение и навыки двигательных действий техники ныряния способом брасс и способом кроль.

Задачи урока:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Закрепление  техники плавания брассом.
  2. Обучение технике  выполнения ныряния способом брасс и способом кроль.
  1. Обучение общему согласованию движений (непрерывно чередуемые гребки руками, движение ногами в сочетании с правильным дыханием).
  2. Способствовать повышению уровня общей физической подготовленности.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Развитие общей выносливости, координации движений.
  2. Развитие жизненной емкости легких.
  3. Закаливание организма.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Воспитание настойчивости, воли, трудолюбия, ответственности за выполняемую деятельность, формирование осмысленного отношения к учебной деятельности.

Место проведения: большая чаша бассейна лицея №410 г.Пушкина.

Инвентарь: плавательные доски, шайбы, обруч, свисток.

Форма одежды: плавки, шапочка, сланцы.

Частные задачи

Содержание

Дозирование нагрузки

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (12 мин)

1.Организовать 
уч-ся  к уроку

 

2.Обеспечить профилактику травматизма

 

3. Подготовка
  уч-ся к работе в  чаше бассейна.


4. Подготовить
организм  уч-ся к работе в 
основной 
части урока.
























1) Построение, приветствие;
2) Сообщение задач урока;

3) Рассказ о  правилах техники безопасности при проведении занятий в бассейне 



4) Проход в раздевалки и душевые, затем в чашу бассейна




Разминка на суше:


1) и.п. – узкая стойка, руки  вниз соединены в замок

1 – поднять руки  встать на носки посмотреть на кисти рук, 2 – исходное положение,

3 – 4 – повторение упражнения


2) и.п. - узкая стойка, руки  вниз соединены в замок

1-2-3 – рывки руками вверх – за голову, 4 – и.п.


3) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки к плечам

1-8 – круговые движения  вперед в плечевых суставах, 1-8 – круговые движения  назад в плечевых суставах



4) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе

1- наклон  вперед, 2-  наклон  влево, 3 – прогнуться назад, 4 – наклон вправо.



5) и.п.– стойка, ноги на ширине плеч руки вверх соединены в положении «стрелочка»  1-2-3- глубокий наклон с пружинистыми движениями, 4 – и.п.



 6) и.п.– стойка, ноги на ширине плеч  наклон вперед,  руки  вытянуты вперед

1 – Развернуть кисти ладонями кнаружи и энергично развести  руки в стороны-назад-вниз.

2 – Руки сгибаются в локтях, кисти соединяются, локти опускаются вниз.

3 – Быстрое выведение рук вперед в обтекаемое положение.

4 – И.п.





2 мин.




5-7 мин.







2 раза





4 раза



5-6 раз в каждую сторону




4  раза





4  раза





4-5 раз

Проверка присутствующих.


Инструктаж по ТБ.









Построение класса в шеренгу  по бортику бассейна


Локти не сгибать, кисти соединены в замок








Локти поднимать как можно выше, максимальная амплитуда движения



Выполнять упражнения с большой амплитудой, колени не сгибать  




Колени не сгибать, голову при выполнении наклона не поднимать, голова «зажата»  между руками.


 


Согласованные  движения руками (имитация  гребковых движений брасс на груди) и дыхания. Гребок выполняется прямыми руками и заканчивается у линии плеч.



Ладони обращены вниз.


Вдох выполняется на счет 2, на счет 3-4 выполняется выдох.

II. Основная часть (23 мин)

Организовать учеников для входа в воду


Развитие жизненной емкости легких.


Подготовить
организм  уч-ся к последующей нагрузки.


Обучить правильному нырянию способом брасс

 







 Восстановить дыхание после нагрузки







Обучить правильному нырянию способом кроль

Вход в воду: спад  в воду из положения сед на бортике в сторону опорной руки.



Выдохи в воду




Плавание брассом на груди  





1) Выполнение движений ногами брассом и кролем с подвижной опорой (плавательной доской)



2) Выполнение гребковых движений руками брассом

 в и/п. - стоя в наклоне


3) Ныряние способом брасс.





4)  Вдох – выдох в воду (с опусканием на дно в упор присев и выпрыгиванием вверх)




5) игра «Кораллы» - играющие стоят у бортика бассейна спиной к ванне бассейна. На дно кидаются 10 шайб. Игрок поднявший со дна большее количество шайб выигрывает.


6) Ныряние способом кроль

  1. Руки вытянув вперед
  2. Руки работают брассом



7) Ныряние  в обруч (расстояние 15 метров)




8)  Вдох – выдох в воду (с опорой руками на бортик)




9) Игра «Тоннель» Играющие выстраиваются в колонну: и.п. стойка ноги на ширине плеч,  руки на плечи впереди стоящего.



1 раз




10 раз




        100 м.





100 м.(25 м. брасс, 25 м. кроль)


6-8 раз



4 по 10 м.





10 раз






3 мин.





4 по 10 м.

4 по 10 м.



По 2 раза




10 раз




2 мин.





Выполнение по номерам.

Следить за правильным положением рук.



Руки на бортике, приседание  с погружением. Выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох.


Техника работы рук и ног в согласовании с дыханием.

Пульсовая нагрузка 120-130 уд.мин.



Чередование работы ног брассом и кролем.




Показ техники работы рук брассом при нырянии.



Гребок руками значительно удлиняется и выполняется до бедра. Гребок делается значительно более вниз, по сравнению с плаванием этим способом (см. приложение)


Выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох.



Нельзя толкать соперников, отнимать шайбу.





Упражнение выполняется фронтально всеми уч-ся

Ноги не сгибать – движения выполняются от бедра. Ноги работают без остановки, носки оттянуты, слегка  повернуты внутрь.


Обруч  на глубине 1,5 метра. Выполнив задание уч-ся  меняет того, кто держал обруч.



Выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох.



 Один игрок должен пронырнуть под ногами  впереди стоящих. Упражнение выполняется поточно.

III. Заключительная часть (5 мин)

1. Восстановить дыхание после нагрузки




2.Организованно 
завершить 
урок

1) Вдох – выдох в воду


 

2) Упражнение «звездочка» - лечь на воду на спине руки и ноги расставить шире.



3)  Организованный выход  из бассейна, уборка инвентаря.


4)  Построение, подведение итогов урока, домашнее задание

5раз



1 мин.




1,5-2 мин



1,5-2 мин




Выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох.

Дыхание свободное




Выход из бассейна по лестнице, не толкаясь



Оценить работу уч-ся на уроке, их активность, самостоятельность.


Приложение

     Ныряние способом брасс: согласование движений очень напоминает плавание этим способом. Однако, гребок руками значительно удлиняется и выполняется до бедер. Кроме того, при нырянии пловец делает гребок значительно более вниз, по сравнению с плаванием этим способом (рис.).

       Движения ног согласуются с гребком  рук. Сначала выполняется гребок руками до бедер, после чего пловец скользит вперед с руками, вытянутыми вдоль туловища. Затем, когда скольжение закончилось, пловец сгибает руки и начинает выводить их вперед. Одновременно со сгибанием рук пловец подтягивает ноги и выполняет гребок ногами. После рабочего движения ногами наступает пауза – пловец снова скользит, вытянув вперед руки. Если приходится нырять в непрозрачной воде, то в целях безопасности, чтобы не удариться головой, гребок руками следует делать короче. Это уменьшает фазу скольжения в положении руки вдоль корпуса.




   Ныряние способом кроль: можно нырять, работая только одними ногами и вытянув вперед руки, то есть практически выполняя под водой скольжение за счет движений ног как в плавании кролем. Если при этом пловец надевает ласты, то ныряние этим способом будет более быстроходным. Второй вариант нырянием кролем – это сочетание работы ног кролем и гребковых движений руками брассом. Оба эти варианта можно рекомендовать только пловцам, хорошо владеющим техникой движений ногами кролем.

Ныряние в длину

        Умение плавать под водой имеет большое прикладное значение, применяется при оказании помощи тонущему, доставании различных предметов со дна, подводных работах, а также в условиях военных действий. В отличие от плавания по поверхности воды на ныряющего действуют дополнительно два фактора: давление воды и задержка дыхания.

При этом виде ныряния пловец продвигается под водой в горизонтальном направлении на глубине 0,5-1,5 м. Глубина погружения регулируется положением головы, кистей рук, величиной сгибания в тазобедренных суставах и направлением гребковых движений рук. Например, для уменьшения глубины нужно поднять голову и направить гребковые движения руками сверху-вниз. Наоборот, если пловцу увеличить глубину погружения, то нужно согнуться в тазобедренных суставах, опустить голову вниз, кисти рук направить вниз и гребковые движения делать снизу-вверх.

При необходимости повернуть вправо или влево, нужно усилить гребки руками в сторону, противоположную повороту. Для ускорения поворота можно согнуть корпус в сторону поворота и в эту же сторону вытянуть прямые руки.

Если  возникает необходимость быстро изменить направление движения, например, начать двигаться в противоположную сторону, то пловец должен резко сгруппироваться, развернуться в нужном направлении и продолжить движение.

Техника ныряния в длину представляет собой несколько измененные варианты техники спортивных способов плавания – брасса, кроля, на боку.

 Основным требованием к погружению в воду и нырянию предъявляется – способность длительно задерживать дыхание, учитывая опасность возможной потери сознания. Это связано со значительной гипервентиляцией легких перед погружением, которое вызывает состояние острой гипоксии.

Техника дыхания при нырянии: для успешного преодоления расстояний под водой необходимо предварительно выполнить специальные дыхательные упражнения.

С помощью этих упражнений усиливается вентиляция легких, во время которой повышается выведение углекислоты из организма. Понижение содержания углекислоты в крови вызывает падение возбудимости дыхательного центра, в связи с чем легче переносить задержку дыхания.

Перед погружением в воду необходимо сделать полный выдох, углубленный вдох через широко раскрытый рот. Чрезмерно наполнять легкие воздухом не рекомендуется, так как последующая задержка дыхания при напряженном вдохе утомляет дыхательные мышцы и усиливает “натуживание”, что вредно отражается на организме. При слишком большом вдохе надо сразу же после погружения часть воздуха выдохнуть и уменьшить напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.

После погружения в воду дыхание задерживается до появления желания вдохнуть, при котором ныряющий не раскрывает рта и выполняет глотательное движение, а затем выпускает небольшое количество воздуха через нос. Когда же у ныряющего возникает ощущение удушья, которое может повториться несколько раз, он вновь прибегает к глотательным движениям, сопровождаемым небольшими выдохами. Частично и неоднократно повторяющиеся выпускания воздуха через рот способствуют постепенному уменьшению состояния “натуживания” и удалению некоторого количества углекислоты из организма. Перед всплыванием надо сделать заключительный выдох. Вынырнув, надо сделать глубокий вдох с последующим выдохом в воду.

Для быстрой ликвидации кислородного долга образовавшегося вследствие пребывания человека под водой, рекомендуется вновь проделать гипервентиляцию легких. Лучше всего это делать, не выходя из воды. Выполнить несколько глубоких вдохов и выдохов в воду в течение 2–3 минут, свободно поплавать, затем еще раз повторить гипервентиляцию. Дыхательные упражнения необходимо сочетать со спокойными движениями руками и туловищем или ходьбой, так как в противном случае они будут менее эффективны: если не будет субъективного ощущения наступления восстановительного периода, то надо повторить еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основы прикладного плавания"

Методическая разработкадля инструкторов ФК, плавания, специалистов, проводящих занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста...

Конспект урока по теме: "Прикладное плавание".

5-7 мин.   2 мин.          4 раза  5-6 раз в каждую сторону   4  раза...

Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего.

План – конспект  урока по плаванию в 9 классе....

Дополнительное образование, «Прикладное плавание (СОГ-2)»

План – конспект занятия по плаваниюдля спортивно-оздоровительной группы 2-го года обученияЦель занятия: Сформировать знания,  умение и навыки двигательных действий техники ныряния способом б...

Дополнительная общеобразовательная программа "Прикладное плавание"

Дополнительная общеобразовательная программа "Прикладное плавание" для детей 14-17 лет...

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего". 9 класс

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего"...

Конспект занятия по плаванию 4 год обучения Прикладное плавание.

Тип урока: Обучающий, комбинированныйТема урока: "Прикладное плавание " Тип урока: Обучающий, комбинированный Цель урока: Сформировать знания, умение и навыки двигательных действий техн...